Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Недостаточная настойчивость ФКС не сказывается на графике разработки беспроводных приложений

Американские операторы тянут с внедрением технологии определения местоположения мобильного абонента, но другие поставщики услуг не согласны идти у них на поводу.

Федеральная комиссия по связи США (ФКС) согласилась на небольшую (в несколько месяцев) отсрочку реализации инициативы Enhanced 911, обязывающей операторов оснащать мобильные телефоны средствами определения текущего местоположения пользователя.

Папоуз из Maptuit: "Службы определения местоположения абонента

могут стать очередной дойной коровой для операторов связи"

Однако разработчики беспроводных приложений, использующих эту функцию телефона, не собираются сбавлять темп: они уверены, что в таких службах рынок заинтересован не меньше правительства, и прежде всего в Европе, опережающей Соединенные Штаты по уровню развития беспроводных технологий.

“Американское правительство вынуждено устанавливать операторам обязательные сроки, - комментирует ситуацию Джон Кавулич, инженер из фирмы SnapTrack (Сан-Хосе, шт. Калифорния; дочернее предприятие фирмы Qualcomm), специализирующейся на разработке ПО для служб определения местоположения. - Операторы занимаются внедрением этих технологий из-под палки, поскольку это связано с лишними расходами. Другое дело их коллеги за пределами США - они заинтересованы в развертывании дополнительных услуг, дающем им конкурентные преимущества, и стремятся первыми выйти с ними на рынок, а не поспеть к поставленному кем-то сроку”.

Согласно пересмотренным требованиям ФКС, к концу будущего года средствами ALI (automatic location identification - автоматического определения местоположения) должны будут оснащаться по крайней мере 25% новых телефонов, к концу 2002 г. - все новые цифровые аппараты, а к концу 2005-го - все находящиеся в эксплуатации. Отсрочка стала результатом продолжавшейся несколько месяцев бомбардировки федерального ведомства письмами от операторов, жаловавшихся на нерациональность прежнего графика.

По словам Кавулича, недавнее партнерское соглашение SnapTrack с фирмой Phone.com - об объединении усилий в области маркетинга и разработки с целью интеграции их соответствующих платформ определения местоположения SnapSmart и MLS (Mobile Location Server) - ориентировано и на американский, и на европейский рынки.

Платформа MLS замечательна своими достижениями по части защиты тайны частной жизни (она позволяет абоненту самому решать, допускать ли распространение информации о своем местоположении), а также универсальным интерфейсом для разработчиков систем, использующих функции определения местоположения.

А разработанное компанией SnapSmart ПО SnapTrack обеспечивает более высокую точность координат по сравнению с платформами, основанными на использовании глобальной спутниковой навигационной системы Global Positioning System. По словам представителей фирмы, это ПО позволяет даже определять положение телефона внутри здания и при движении в автомобиле.

Корпорация Oracle также встраивает поддержку технологий определения местоположения абонента в новые версии своих платформ. В декабре ее подразделение OracleMobile (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния) приступит к поставкам модернизированного сервера Интернет-приложений Internet Application Server. Он будет называться 9i Application Server Wireless Edition и сможет служить платформой исполнения приложений, использующих беспроводные системы связи. Предусмотрено все необходимое и для хостинга приложений - Oracle сама предполагает заняться этим бизнесом. Для определения местоположения здесь используется набор функций Oracle Spatial, основанный на схеме триангуляции. Представители корпорации выражают уверенность в том, что приложения, использующие эту возможность, не замедлят появиться.

“Если сейчас, чтобы получить указания, как проехать в нужное место, или другую аналогично зависимую от географии информацию, необходимо вручную вводить свой текущий адрес, - поясняет главный исполнительный директор Oracle Mobile Дениз Лейхи, - то будущие службы определения местоположения сделают это излишним. В результате возможности беспроводной коммуникационной среды значительно расширятся”.

Подобно Phone.com, Oracle уделяет большое внимание вопросам защиты тайны частной жизни. Ее механизм определения местоположения пользователей тоже будет отключаемым. Другими словами, приложения, базирующиеся на 9i Application Server Wireless Edition, необязательно должны будут поддерживать определение местоположения.

Не обделяют вниманием это направление и начинающие компании. Так, фирма Tsola (Белмонт, шт. Калифорния) планирует до конца года ввести в эксплуатацию службу передачи на беспроводные устройства информации о дорожной ситуации, прибытии и отправлении авиарейсов, а также календарных сведений.

В качестве конкурентного преимущества эта компания собирается использовать корреляционный механизм, подбирающий информацию для передачи каждому конкретному пользователю с учетом его текущего местоположения, персонального календаря и сведений о личных предпочтениях.

Свою разработку Tsola планирует предлагать операторам коммуникационных сетей, ASP-компаниям (application service provider - поставщикам услуг приложений) и т. п. Представители фирмы заявляют, что технология определения текущего местоположения абонента станет ключевым компонентом их службы и что до тех пор, пока все операторы связи не внедрят у себя соответствующие технологии, будут использоваться службы определения местоположения, предлагаемые третьими фирмами.

“Реалии рынка намного эффективнее требований ФКС, - заявил один из представителей Tsola, попросивший не называть его имени. - Нам очень важно получать от операторов связи сведения о местоположении абонентов, но пока не будут развернуты необходимые службы, можно обойтись и другими источниками этой информации. Мы можем и хотим работать с операторами, но параллельно работаем с более быстро реагирующими на спрос компаниями”.

Будут приложения - будет и спрос

Разработчики приложений со своей стороны рассчитывают на то, что высокий потенциал их продуктов подвигнет операторов на ускорение внедрения необходимой технологии, а также на включение этих приложений в пакеты телекоммуникационных услуг.

Корпорация Maptuit (Берлингтон, шт. Массачусетс) ориентируется на рынок предприятий, предлагая им системы информации о расположении магазинов, складов и транспортных узлов со средствами расчета маршрутов. В числе ее потенциальных клиентов - ASP-компании вроде 724 Solutions и фирмы, занимающиеся выполнением заказов, такие, как Descartes Systems Group. Система расчета маршрутов минимизирует время в пути, используя сведения о дорожной обстановке и наличии товаров в различных точках. Руководство Maptuit предполагает, что ее разработками заинтересуются и операторы связи.

“Множество операторов готовы отдать что угодно за приложение, способное завоевать рынок, - говорит бывший главный исполнительный директор корпорации Lotus Development Джефф Папоуз, занявший аналогичный пост в Maptuit в начале октября. - Неудивительно, что очень многие из них уже обратились к нам с запросами”.

Версия для печати