Так уж случилось, что в первой десятке системных интеграторов России есть несколько компаний, о которых компьютерная пресса пишет редко и мало. С одной стороны, часто лишняя шумиха и самим компаниям не нужна: серьезный заказчик огласки проекта не потерпит; а с другой - иногда в потоке суеты что-то до поры до времени не складывается в небесной канцелярии. Поэтому мне было вдвойне интересно познакомиться с директором компании Sterling Group Сергеем Петровичем Токмаковым и представить его нашим читателям.

Сергей Токмаков

PC WEEK: Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

Сергей Токмаков: Первый серьезный проект у нас начался 3 декабря 1991 г., первый раз мы попали в “Мегионнефтегаз”. С той поры утекло довольно много воды, и сейчас у нас в штате 280 человек. Сейчас компания “Стерлинг Груп” состоит из четырех самостоятельных предприятий: “Стерлинг Груп Петербург”, “Стерлинг Груп Украина”, “Стерлинг Групп Москва”, “Интеркомсервис Компьютерные Сети”, а также включает в себя сеть из 10 филиалов в Европейской части России - в Воронеже, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Уфе; на Урале - в Перми и Екатеринбурге; в Западной Сибири - в Мегионе и Омске; на Украине - в Запорожье.

Конкретные виды работ выполняют конкретные предприятия, но все они объединены едиными проектами, определенными отношениями, общей корпоративной политикой и корпоративной культурой.

Начинали мы с “нефтянки”: “Коминефть”, “Мегионнефтегаз”. Затем работали с такими компаниями, как “Амоко”, “Шеврон”, “Варьеганнефтегаз”, “Каргалым” (“Черногрнефть”), с различными СП типа “Мекаминнефть”, - в общей сложности их наберется, пожалуй, около двух десятков.

PC WEEK: Какого сорта проекты вы выполняете?

С. Т.: Изначально это была установка локальных сетей. Но росли наши заказчики, и рынок предъявлял уже другие желания и требования. Поэтому сейчас спектр наших услуг, конечно, намного шире. Это комплексная автоматизация промышленных предприятий, системы управления корпоративными сетевыми и информационными ресурсами, создание центров обработки данных, отказоустойчивых кластеров и систем резервного копирования, проекты по созданию СКС и инсталляции активного сетевого оборудования, поставка отраслевых решений для нефтедобывающего комплекса.

Сейчас, например, у нас идет крупный проект в объединении “Татнефть”, в котором мы используем три продукта собственной разработки. Первый - пакет по учету добытой нефти и состоянию скважин. Он объединяет и геологическую информацию (история разработки, глубины, количество добытой нефти), и техническую часть (когда скважину бурили, когда в последний раз ремонтировали и т. д.). Этот продукт называется OilServer, мы им занимаемся лет пять. В первый раз его установили в “Мегионнефтегазе”. Второй продукт - система коммерческого учета электроэнергии на подстанциях 110 кВ и ниже. Первая такая система была установлена года два назад, и с той поры проведено еще три внедрения. И третий продукт - система управления автотранспортным предприятием. Сейчас на ее установку у нас заключено уже около десятка контрактов.

Одно из важных направлений - внедрение системы SAP/3. В настоящее время мы имеем уже четыре реализованных проекта.

PC WEEK: В отношении R/3 всегда остается открытым вопрос, насколько удается ее внедрить.

С. Т.: Мы всех перехитрили и сначала внедрили ее у себя. С начала года вся компания работает на R/3.

PC WEEK: Это только финансовый контур?

С. Т.: Нет, это и сбыт, и управление складами, финансами, людскими ресурсами. Сейчас запускаем аналитику по учету затрат, на очереди - управление наличностью. Переходить, конечно, было тяжело. Товарищи, занимавшиеся внедрением, обещали, что все будет сделано за три месяца, но в итоге работа затянулась на полтора года. Из этого опыта был сделан вывод, что нельзя внедрять только силами разработчиков. Здесь крайне необходима “добрая воля” со стороны руководства заказчика. Поясню: система требует, чтобы на каждом шаге внедрения руководство компании добивалось выполнения вполне определенных задач в строгом соответствии с утвержденным графиком.

PC WEEK: Какие направления растут в компании быстрее всего?

С. Т.: Наша компания на 85-90% состоит из инженеров; это люди, которые занимаются АСУ ТП, либо внедрением R/3, либо проектированием. За последние три года у нас очень резко увеличился объем работ по автоматизации производства, каждый год он буквально удваивался. Мы сейчас даже рассматриваем вопрос о запуске своего небольшого производства шкафов для систем промышленной автоматики.

PC WEEK: На каких производителей средств промышленной автоматизации вы ориентируетесь?

С. Т.: На нижнем уровне, где находятся датчики, выраженной ориентации нет. Выбор зависит от технических условий и требований заказчика. Контроллеры - в основном от Allen Bradley, с ними у нас есть дистрибьюторское соглашение. На верхнем уровне используется либо InTouch фирмы Wonderware, либо Rtab-plus компании Agilent Technologies.

PC WEEK: Почему вы ориентированы только на западный брэнд?

С. Т.: Компания работает в проектах с HP, Compaq, Sun, IBM. В 1998-1999 гг., например, мы были первыми у HP по закупкам RISC-серверов. Если говорить о поставках ПК, то для нас они не имеют какого-либо значения. При одинаковом объеме поставок этих продуктов доходность различается в десятки раз. Поэтому нам легче договориться с кем-то, кто поставит ПК в наш проект. Если посмотреть динамику продаж, то объем наших прямых закупок ПК у вендоров сократился, все перемещается к дистрибьютору. Пока объем продаж UNIX-серверов не падает. Во многих проектах машины должны быть еще и отказоустойчивыми. Техника для таких ответственных проектов в России, к сожалению, не производится.

PC WEEK: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию компании?

С. Т.: В этом году мы потратили много средств на свое переоснащение и теперь рассматриваем вариант создания в Sterling Group своего центра обработки данных. Сейчас ходит модное слово ASP. Этот вид деятельности подразумевает не продажу “тяжелого” ПО или техники, а предоставление ее в аренду. Это означает, что мы можем предоставлять в аренду нашим заказчикам программые и аппаратные средства, например систему SAP R/3.

PC WEEK: Готовы ли к этому заказчики? Есть, например, проблема разделения ответственности+

С. Т.: Мы проводили предварительное обсуждение с некоторыми клиентами. Реакция примерно такая: я готов быть вторым. Проблемы есть, будем искать решения. Технических проблем я не вижу - нужно делать надежную систему, сертифицировать ее и страховать риски. С экономической стороны выгоды такого сервиса очевидны, особенно для нового среднего бизнеса. Понятно, что крупный бизнес уже вложил деньги в свою инфраструктуру и для него переход к провайдерам приложений более труден.

PC WEEK: Есть ли у вас отдельное программистское подразделение?

С. Т.: К сожалению, компания развивалась эволюционно, поэтому с 1 января мы меняем ее структуру и запускаем отдельное подразделение, которое будет работать не под конкретного заказчика, а на перспективу. Мы уперлись в то, что усилий имеющихся в компании групп разработчиков при наличии пяти-семи крупных заказчиков уже не хватает.

PC WEEK: При таком бурном росте вам постоянно приходится работать над структурой компании. Интересно, сколько раз она менялась?

С. Т.: Это происходило дважды. Первый раз, когда численность достигла 30-50 человек, и второй раз - сейчас. Первое структурное преобразование проходило долго и болезненно. Пришлось создать административную структуру, отдать часть своих полномочий. Сейчас перед нами стоят такие задачи, как оптимизация структуры группы компаний, централизация системы закупок и т. д. Несколько месяцев назад мы начали сертификацию всей группы компаний по ISO-9000 редакции этого года. Чтобы это сделать, нужно прописать все функции между всеми компаниями.

PC WEEK: Каковы ваши прогнозы на ближайшее время?

С. Т.: В этом году нам всем повезло, что держатся высокие цены на нефть. Когда она стоила девять долларов за баррель, нам с нефтяниками разговаривать было очень грустно. Теперь в промышленности появились деньги вплоть до оборонки. Надеюсь, что следующий год будет не хуже, но боюсь делать прогнозы.

Если говорить о прошедшем годе, то с 1997 по 1999 г. компания очень много работала с ЦБ РФ. Был такой статус “системный интегратор по региону”. За нами было закреплено 12 регионов, и еще в шести регионах мы работали постоянно. В этом году в ЦБ произошли структурные изменения, изменилась политика, акценты сместились на создание каналов связи, и этот объем исчез, но появились проекты в производственной сфере.

PC WEEK: Отмечено, что у вас низкая текучесть кадров. Как вы решаете кадровые вопросы, чем привлекаете специалистов?

С. Т.: Текучесть действительно низкая: за год от нас уходит человек десять. У нас 12 филиалов - в Воронеже берем людей из Воронежского университета, в Запорожье из Запорожского политехнического института. В Москве мы ищем специалистов через кадровые агентства. Вообще проблема кадров у нас существует, в основном со средним управленческим звеном (начальники отделов, департаментов). Придя в компанию, человек у нас имеет зарплату, бесплатное питание, оплату проезда, один-два раза в год он может на несколько дней выехать с семьей в подмосковный или местный дом отдыха. Раз в год мы организуем выезд всех сотрудников фирмы на отдых - в этом году сняли корабль и три дня плавали, ну и так далее. Недавно мы впервые проводили человека на пенсию. Ему дали достойное пособие вперед, чтобы он не ощущал резкого изменения в своем материальном положении. Широко практикуется помощь ведущим сотрудникам в приобретении дорогостоящих вещей - машин, жилья и т. д. Поэтому те, кто проработал у нас несколько лет, прекрасно понимают, что если у них возникнут проблемы, то их не бросят. Мы тратим значительные суммы на обучение и повышение квалификации. Только во Франции в академии INSEAD обучилось пять человек. Это очень расширяет кругозор, особенно у людей из филиалов. Хотя способ несколько дорогостоящий. Я не говорю уже о том, сколько людей прошло обучение на всевозможных курсах и имеет сертификаты.

PC WEEK: Сейчас российской культуре активно помогают многие компьютерные фирмы. Интересно, ведет ли Sterling Group какие-либо гуманитарные проекты?

С. Т.: Есть такой фонд “Новые имена”, который поддерживает одаренных юных музыкантов. Через этот фонд мы уже четыре года поддерживаем двух студентов. Они уже окончили консерваторию, оба стали лауреатами конкурса им. П. И. Чайковского. Кроме того, Sterling и “Аэрофлот” были спонсорами концерта этого фонда в ЮНЕСКО в Париже. Есть небольшие программы типа помощи велосипедному клубу. Мы помогаем ему приобретать снаряжение и организовывать велопробеги, например по Шотландии.

В течение двух последних лет мы регулярно передаем различное компьютерное оборудование типографии Московской Патриархии.

PC WEEK: Как вы пришли в бизнес, т. е. что было до 1991 г.?

С. Т.: Я окончил МАИ, шестой факультет. Было это в 1981 г. Не скажу, что окончил блестяще, потому что все студенческие годы я занимался СТЭМом - Студенческим театром эстрадных миниатюр. Одно время в МАИ им заведовал Михаил Задорнов. Кроме того, я занимался водным туризмом. По распределению попал в НПО “Факел” и до 1989 г. там и работал. Когда я пришел на предприятие, начальник лаборатории два месяца не знал, чем меня занять, пока кто-то не подбросил ему золотую мысль отправить меня обсчитывать на ЭВМ результаты тестовых испытаний. Это и послужило для меня некоторым толчком. Считали на БЭСМ-6, потом на ЕС ЭВМ. В 1989 г. мой приятель ушел в МАПовский СП “Информатика” (в Москве было несколько фирм с таким названием). По тем временам там платили приличные деньги, а работу не спрашивали. Потом это время закончилось, закрылась и “Информатика”, а нас, заблаговременно предупредив, уволили. На совершенно пустом этаже осталось семь человек, с которых и началась Sterling Group. Если бы не это увольнение, то начать свое дело мы долго не решились бы. Трудно сделать первый шаг и перейти от государевой службы или от работы по найму к самостоятельности.

PC WEEK: Чем вы увлекаетесь в свободное время?

С. Т.: Года три назад дети уговорили меня встать на горные лыжи. С тех пор это стало моим главным увлечением. Ну и еще, конечно, музыка.

PC WEEK: Спасибо за беседу.