“Бухгалтерский учёт и аудит” третьего тысячелетия

Отшумев семь раз в теперь уже прошлом веке, выставка “Бухгалтерский учет и аудит” (организатор - компания “Экспосервис-1”) перешагнула в новое тысячелетие. За восемь лет работы она завоевала своего посетителя и своего экспонента. Все ведущие игроки этого рынка считают необходимым принимать в ней участие; по образу и подобию столичной экспозиции аналогичные выставки организуются в других городах. Однако прежде чем поведать о новинках, новичках и новостях выставки, поговорим по традиции о “цифрах и фактах”.

Цифры и их толкования

Наша ежегодная таблица сведений о количестве фирм, участвовавших в выставке, пополнилась еще одной строкой, касающейся года нынешнего, и теперь выглядит так:

1* По каталогу - 98.

2* По каталогу - 133.

3* В скобках приведено число фирм, которые, помимо своей основной деятельности - аудита, разработки ПО, юридических и пр. услуг, занимаются также издательскими проектами.

4* Эти компании входят в число учтенных в первых двух колонках и выделены по тому признаку, что официально объявляют в перечне своих услуг и разработку ПО, и аудит.

5* К шести фирмам, позиционирующим себя как чисто консалтинговые, в скобках добавлены еще восемь аудиторских компаний (они вошли в число 22 участников-аудиторов), которые заявляют о предоставлении, помимо аудиторских, еще и консалтинговых услуг разного характера (в области общего менеджмента, управления проектами, в том числе и проектами автоматизации, в сфере выбора систем автоматизации предприятия и пр.).

6* По каталогу - 118. 

Итак, что можно сказать по этому поводу? Более половины компаний, присутствовавших на выставке, представляли сегмент ИТ (всего 71 фирма - сюда относятся разработчики ПО и правовых баз данных, или ПБД, а также компании, внедряющие ПО). Кстати, о последних: 12 из 15 компаний являются партнерами фирмы “1С” и продвигают как ее продукты, так и собственные разработки, созданные на платформе “1С:Предприятие”. Если вспомнить, что в прошлом году из того же числа внедренческих фирм партнерами “1С” были 10, то нынешний рост их количества говорит и о качественных изменениях, происходящих в этих компаниях: все больше среди них вполне самостоятельных, крепко стоящих на ногах, способных вести собственные разработки, желающих и умеющих их показать и найти свое место на рынке. Так, Валерий Отюцкий (“Эффект Информ”) отметил, что его компания впервые представляла себя на собственном стенде и участие в выставке было для не очень полезным. Сотрудникам фирмы удалось вплотную пообщаться с посетителями, среди которых, в частности, было много представителей строительных организаций и туристических фирм, разобраться, какая именно продукция пользуется наибольшим спросом. Выяснилось, например, что сегодня велика потребность в системах бюджетирования и анализа, а в ряде отраслей возрос платежеспособный спрос на системы автоматизации.

О “проблеме 2001”

По признанию специалистов, нынешняя проблема, пожалуй, посерьезнее Y2K. Недаром ей был посвящен на выставке целый ряд семинаров, организованных серьезными фирмами (“Инфософт”, “Импульс ИВЦ”, “Икс Технологии”, “Галактика”, “Ларика” и др.) и специализированными изданиями (журналы “Бухгалтерский учет”, “Налоговый вестник”). Речь идет о том, что начало 2001 г. в России (если говорить об особенностях ведения бухгалтерского и налогового учета) проходит под знаком двух масштабных событий. Это введение нового плана счетов (НПС) и принятие части второй Налогового кодекса (в нее были включены новые главы по налогам, в частности гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” и гл. 24 “Единый социальный налог”, отменяющие все прежние правила начисления и уплаты подоходного налога с физических лиц и соответственно взносов во внебюджетные фонды).

Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед разработчиками программных продуктов, является оперативное отражение всех перечисленных изменений в информационных системах, решающих задачи бухгалтерского и налогового учета. Этими доработками компании занимались в течение всего последнего квартала прошлого года: одна за другой они рапортовали о приведении своих продуктов в соответствие с новыми законодательными актами. И это хорошо, ибо находится в согласии с законом в целом.

Однако если присмотреться повнимательнее, то надо отметить следующее. Для перехода на новый план счетов по закону предприятиям отводится целый год. Казалось бы! На самом деле ситуация здесь не такая привольная: ведь переход на НПС должен быть определен в учетной политике предприятия, а она, как известно, принимается сроком на один календарный год, в течение которого не должна меняться. Значит, те, кто не перешел на НПС с 1 января 2001 г., смогут сделать это лишь год спустя. Но даже если и нашлись смельчаки, рискнувшие совершить этот переход с начала нынешнего года (пересмотрев при этом свою учетную политику на наступивший год), то им придется очень трудно - на сегодняшний день, кроме самого законодательного акта о переходе на НПС, практически не существует нормативных документов, разъясняющих и регламентирующих работу с ним. Именно поэтому на семинарах, посвященных НПС, был аншлаг, какого не видела “проблема Y2K”, - многие хотели разобраться в этом вопросе, послушать опытных специалистов, таких, как постоянный автор журнала “Бухгалтерский учет” профессор П. С. Безруких.

И все же для большинства еще не перешедших на НПС эта отсрочка вовсе не означает, что о переходе на него нужно забыть до следующего года. Напротив, чтобы через год “не было мучительно больно”, необходимо уже сегодня начинать подготовку: изучать, как реализованы законодательные нововведения в программных продуктах (ПП), обучаться работе с ними, готовить новый вариант учетной политики - короче, для обстоятельного бухгалтера дел немало.

“+в этом деле связь необходима”

И ее на этот раз осуществляли специалисты по IP-телефонии из компании “Тарио Трейдинг” (московский оператор сети TARIO.net). Теперь участники выставки не стояли в очереди к единственному телефону на стенде организаторов, а пользовались современным средством связи - IP-телефоном, подключенным к Интернету напрямую. Все желающие могли таким образом бесплатно позвонить в любой город России и за рубеж.

Что ж, это сотрудничество оказалось взаимовыгодным: “Тарио Трейдинг” имела возможность продемонстрировать свои услуги целевой для себя аудитории, а участники, организаторы и гости выставки получили качественную связь. Может, подумать о таком “бартере” и другим компаниям, заинтересованным в сбыте своих продуктов и услуг тем, кто приходит на эту выставку?

Например, кадровые агентства могли бы найти здесь широкое поле деятельности - нынешняя выставка, не в пример прежним, просто пестрела объявлениями о приглашении на работу. Разработчики, бухгалтеры, специалисты по внедрению, менеджеры по продажам, аудиторы, юристы (в разных сочетаниях) требовались “1С”, “Парусу”, компаниям “Михайлов и партнеры”, “Астор”, “ИнтелГрупп” и др. Призрак дефицита кадров бродит по рынку ИТ+

Юбиляры и новички

Конец второго тысячелетия для российского рынка ИТ ознаменовался серией юбилеев - многие компании отметили в 2000 г. свое десятилетие (“Гарант”, “Интеллект-Сервис”, “Инфин”, “Инфо”, “ИНЭК”, “КомТех”, “Омега”, “Парус”, “Про Инвест” и др.). Наступающий год также богат знаменательными датами - десятилетний рубеж перешагнут “1С”, “Аверс”, “АиТ”, “ДИЦ”, “Инотек”, “Интерфейс”, “Квестор”, “Компас”, TopS, “ЦКР” и ряд других.

“Исторический музей” - совместный проект PC Week/RE

и выставки “Бухгалтерский учет и аудит”

Поэтому еженедельник PC Week/RE совместно с компанией “Экспосервис-1” начали реализацию нового проекта под названием “Исторический музей”, целью которого является сбор и сохранение информации о развитии отечественного ИТ-рынка, об истории возникновения и эволюции его участников.

Планшетная экспозиция, организованная на выставке, являла собой первую попытку компаний рассказать о своей истории, о продуктах (первых, любимых, лучших, последних и т. п.), о людях, стоявших у истоков, о клиентах, хороших и разных, - словом, о своем прошлом и настоящем. Как было объявлено организаторами, лучшие материалы по истории компаний найдут свое место в Виртуальном компьютерном музее (www.computer-museum.ru), который, надо надеяться, пополнится к следующей выставке новыми экспонентами.

“Исторический музей” предполагается сделать регулярной экспозицией в рамках выставки “Бухгалтерский учет и аудит” и постоянно действующим разделом Виртуального компьютерного музея. И, как полагают организаторы этого проекта, в дальнейшем его удастся пополнить по-настоящему историческими материалами, а их визуальное воплощение будет ближе к “летописно-хронологическому” (как у ЛАНИТа, “ДИЦ”, R-Style Software Lab.), нежели к плакатно-презентационному.

Это - о юбилярах. А теперь о новичках. Вопреки представлению о том, что ИТ-рынок уже в основном сложился, здесь продолжают появляться новые компании. И едва родившись, спешат объявить о себе на популярной выставке. Среди таких фирм - “Магнат-Софт”, организованная официально летом 2000 г. Сегодня компания имеет около 20 клиентов, некоторые из них используют систему “Магнат-Предприятие” уже более трех лет. Как отметил менеджер по маркетингу Александр Назарьев, основной целью участия в выставке было представить систему, реально работающую на производственных предприятиях. “Продвижение имени нашей компании, - рассказал он, - мы задумали начать именно с выставки “Бухучет и аудит” как с наиболее представительной на нашем рынке. Мы не ставили для себя непосредственной целью поиск здесь новых клиентов - прежде всего потому, что уже обеспечены объемом работ на предстоящий год. Сейчас главное для нас - поддерживать то качество внедрения, которое позволяет нам уверенно чувствовать себя на нашем целевом рынке. Выставка не просто оправдала наши ожидания, но и превзошла их”.

Еще одна фирма - VDEL - на российском рынке уже восемь лет, однако участие в выставке с продуктами АССРАС также принимает впервые. Роман Журавлев, руководитель данного направления, связывает это с изменением позиционирования компании на рынке и переходом к активному маркетингу ее “флагманских” продуктов - системы управленческого учета АССРАС Corporate Series и системы анализа данных и формирования управленческой отчетности Brio. “Впервые представленные продукты компании Brio Technology, - сказал г-н Журавлев, - вызвали огромный интерес технических директоров и директоров по маркетингу многих российских разработчиков систем управления предприятиями. По итогам общения с потенциальными клиентами мы утвердились в сложившемся у нас мнении, что в России наконец-то настало время управленческого учета, когда основной задачей финансового управления компанией становится получение достоверной информации о ее повседневной деятельности. И здесь прекрасным решением будет версия 4.2 системы ACCPAC Corporate Series, представленная за рубежом в конце прошлого года, а ныне предлагаемая нами на российском рынке”.

И еще один “старожил-дебютант” - компания ЛАНИТ. Несмотря на то что, по наблюдениям ее специалистов, основными посетителями выставки являются специалисты небольших и средних предприятий, все продукты, которые ЛАНИТ здесь продемонстрировал (а это отнюдь не коробочные решения), пользовались спросом.

Как и г-н Журавлев, Александра Логинова, руководитель отдела рекламы и PR холдинга ЛАНИТ, также отметила, что практически всех посетителей интересовали решения по бюджетированию, финансовому анализу (продукты компании Hyperion Solutions Corporation), АБФИ (ЛАНИТ), корпоративные системы, в основном для средних предприятий, - NAVISION, SYMIX (SyteLine). “Хорошо, что на стенде была представлена система автоматизации делопроизводства и ведения архива корпоративных документов LanDocs (ЛАНИТ), - считает г-жа Логинова. - Популярность решений в области автоматизации документоборота говорит о том, что организации осознали важность наведения порядка в делах и документах. Наша компания в этом году участвовала в экспозиции первый раз, но уже совершенно очевидно, что это хорошее начинание будет продолжено”.

В целом экспоненты выставки (как постоянные, так и дебютировавшие на ней) были активны и открыты к общению с посетителями и журналистами. Пожалуй, лишь у одной компании на это не хватило - а вот чего? опыта? желания? квалификации? Речь идет о фирме “Импульс-ИВЦ”, впервые выставлявшейся на отдельном стенде (прежде она участвовала в выставке совместно с компанией “ИНЭК”). Сотрудники на стенде крайне неохотно шли на контакт с журналистами (моей коллеге из строительного издания так и не удалось узнать что-либо об их продуктах - с ней просто отказались разговаривать), да и после выставки звонок в компанию не позволил получить информации: “Мы посоветуемся с начальством и, может быть, вам позвоним”(!).

Кстати, об информации и способах ее получения и распространения. Об этом шел весьма активный и заинтересованный разговор на круглом столе “Продвижение деловых программ. Почему малоэффективны прежние методы?”, организованном “Финансовой газетой” и ЦИЭС “БиПроС” (его вели Вадим Якобс и Николай Комлев). Он собрал почти всех участников выставки из сегмента ИТ и никого не оставил равнодушным наблюдателем - у многих была возможность высказаться, не хватило лишь времени (как всегда).

Разработчики ПО. В отношении компаний, разрабатывающих и продвигающих ПО, картины двух последних лет в целом схожи. По-прежнему основную массу участников составляют фирмы 1990-1994 гг. рождения (с локальным минимумом в 1992 г.). Постепенно подрастает и новое поколение - родившиеся в 1995 г. и позже (с локальным максимумом в 1997 г. - видимо, год предкризисного подъема был в этом смысле удачным). Среди них - как “местные” (“Магнат-Софт”, 2000; “Импульс-ИВЦ”, 1999), так и пришедшие на российский рынок из-за рубежа (Hansa, 1998; “Звезда-Софт”, 1998, продвигающая решения Navision).

Диаграмма 1. Распределение фирм-экспонентов выставки

“Бухгалтерский учет и аудит - 2000” по годам их образования

Аудиторы. На диаграмме 1 отражено присутствие на выставке аудиторских компаний “второй волны” - т. е. тех, чье рождение пришлось на 1996-1999 гг., с пропуском 1998 г. - по понятной, казалось бы, причине. Однако на диаграмме 2 видно, что аудиторские компании продолжали возникать и в 1998-м, и в 1999-м, и в 2000 г. И на выставке 2001 г. мы наблюдаем более равномерную картину, чем прежде: аудиторские фирмы “первой волны” (1992-1993 гг.), по-видимому, уже достаточно устойчивы и в основном работают без дополнительного продвижения себя на выставке. Бoльшую же часть экспонентов из этого сегмента составили молодые компании, образовавшиеся в последние три-четыре года (особенно в 1999 г.) и пока нуждающиеся в дополнительных средствах “раскрутки” - таких, как известная выставка.

Диаграмма 2.  Распределение  фирм  -  экспонентов  выставки

“Бухгалтерский учет и аудит - 2001” по годам их образования

И еще о семинарах и конференциях

Как уже отмечалось, программа мероприятий на выставке была очень плотной и посещаемой. Об одном из таких мероприятий следует сказать особо. Речь идет о конференции “ИТ-консалтинг как перспективное направление развития бизнеса аудиторских и консалтинговых компаний”. Она была организована корпорацией “Парус”, однако тематика выступлений выходила далеко за рамки обычной сферы деятельности ИТ-компании. Как крупная фирма, занимающаяся не только разработкой, но и внедрением своих продуктов, “Парус” уже давно столкнулся с проблемой реформирования управления на автоматизируемых предприятиях. В оптимальном варианте такое реформирование должно закрепляться автоматизацией с помощью специально подобранной для этого предприятия системы автоматизации - только в этом случае управленческий консалтинг будет реальным и эффективным.

Однако консалтинговых компаний, предлагающих на отечественном рынке подобные услуги, - единицы, да и те в большинстве своем работают с крупными промышленными гигантами и оперируют в основном зарубежными КИС. А между тем для многих российских аудиторских и консалтинговых компаний ИТ-консалтинг мог бы стать не только источником дополнительного дохода, но и актуальной и конкурентоспособной областью деятельности, востребованной сегодняшним (а тем более - завтрашним) рынком.

На конференции организаторам удалось собрать очень интересный состав выступающих, которые не только имели твердую уверенность в нужности ИТ-консалтинга, но и могли дать практические советы, поделиться опытом. Так, главный управляющий Группы “ЦентрИнвест” Александр Акимов рассказал об опыте работы зарубежных консалтинговых и аудиторских компаний в этой области, директор Консалтинговой группы “БИГ” обрисовал ситуацию на отечественном рынке, который крайне нуждается сегодня в ИТ-консалтинге. Конкретным и практически полезным для аудиторских и консалтинговых компаний было выступление директора по развитию рынков корпорации “Парус” Виктора Комара, который предложил один из вариантов диверсификации деятельности для таких фирм и проиллюстрировал его готовым бизнес-планом. Член Комитета по промышленному развитию ТПП РФ Ирина Язвина проинформировала присутствующих о программах Министерства промышленности, науки и технологий по реформированию предприятий. Неотъемлемым элементом этих программ является автоматизация управления. Реальным опытом выполнения проектов по ИТ-консалтингу поделились представители компаний “Аудэкс” (Казань) и “ЭЛСИ” (Пенза) - партнеров “Паруса”.

Важно отметить, что участие в конференции приняли специалисты более чем 50 аудиторских и консалтинговых компаний - как столичных (их было 15, в том числе “Промышленно-инвестиционная консалтинговая компания”, “Про-Инвест Консалтинг”, “Универсал-Аудит”, “Центр финансовых технологий” и др.), так и региональных (из Красноярска, Орла, Кирова, Казани, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Томска, Днепропетровска и др.).

Безусловно, подобные мероприятия способствуют не просто продвижению информационных технологий, но и развитию рынка, созданию на нем спроса на эффективные технологии и услуги современного уровня, и это важно не только для их потребителей, но и для всего ИТ-сообщества.

См. уточнение в PC Week/RE №6/2001, с. 30.

Версия для печати