Самое позднее к 2005 г. государственные и местные органы Германии должны предоставить гражданам возможность улаживать все бюрократические вопросы через Сеть. С этим заверением выступил министр внутренних дел страны Отто Шили (Otto Schily) перед участниками проходившего в Берлине третьего немецкого административного конгресса “Эффективное государство” (www.effizienter-staat.de). Как резонно заметил министр, “сегодняшние 13-летние через пять лет просто не смогут понять, почему они не вправе запросить для себя водительские права или удостоверение личности онлайновым путем”.

Собственно, немецкому правительству приходится поторапливаться и без ссылок на нынешних тинэйджеров. Согласно результатам опросов, 69% бюргеров готовы уже сейчас лишить себя прелестей стояния в конторских очередях и выступают за разрешение всех бюрократических формальностей через Интернет. Примечательно, что это число превышает количество сетевых пользователей, которых в конце года насчитывалось в ФРГ порядка 20 млн.

Помимо очевидной экономии сил, времени и нервов, онлайновая бюрократия должна дать гражданам более широкие возможности в вопросах контроля за состоянием и развитием их дел. Кроме того, при решении совокупности взаимосвязанных проблем отпадает необходимость походов в сопутствующие инстанции; например, при переезде на новое место жительства будет достаточно проинформировать управление по регистрации жителей, все остальные обусловленные данным событием процедуры возьмут старт автоматически. Это должно повысить и эффективность работы управленческого аппарата: как полагает министр Шили, оформление тех же водительских прав ускорится на неделю. Необходимое по различным обстоятельствам общение между гражданами и органами управления вполне можно организовать через чаты и электронную переписку.

По мнению министра, основными препятствиями, стоящими на пути к счастливым временам сетевого государства, являются проблемы безопасности отдаваемых в Интернет данных и закоснелость управленческого аппарата. Первая будет разрешена посредством так называемой подписной карты (Signaturkarte), с помощью которой пользователь сможет идентифицировать себя в Сети. Оплата услуг в принципе также должна производиться с ее помощью, но на начальном этапе на выручку придет обычная кредитка. Что касается второй проблемы, то для ее устранения требуется массовое развитие сетевой инфраструктуры местных органов власти и полноценное обучение управленческого персонала. Ситуация, когда электронное письмо обрабатывается традиционным способом, с распечатыванием на бумажке и подшиванием оной в папочку, не имеет права на существование, подчеркнул министр.

Собственно, в бюрократической революции лед уже тронулся: так, с ноября прошлого года студенты получили возможность улаживать через Сеть вопросы госстипендий, а с этого года граждане могут при желании оформлять в онлайне налоговые декларации.

Версия для печати