Татьяна Прохорова: “Все беды - от зависти, жадности и подозрительности!”

Следуя традиции, в праздничном весеннем выпуске нашего еженедельника мы рассказываем о замечательных женщинах ИТ-бизнеса. Наша собеседница - Татьяна Прохорова, генеральный директор и президент группы компаний “Глобал Один” в России и СНГ. Масштаб деятельности группы впечатляет: оборот 2000 г. - свыше 100 млн. долл., суммарная пропускная способность международных линий - 155 Мбит/c, узлы связи - в 300 городах, общая длина собственных внутригородских оптоволоконных линий - 1500 км, 500 штатных сотрудников, около ста партнеров, тысячи клиентов...

Татьяна Прохорова

PC WEEK: Татьяна, кем вы мечтали стать в детстве и как оказались в телекоммуникационном бизнесе?

Татьяна Прохорова: Стать президентом телекоммуникационной компании в детстве точно не мечтала. Всегда хотела заниматься делом, которое увлекло бы меня полностью, а не просто тянуть лямку с девяти до шести. Закончила факультет прикладной математики Московского физико-технического института, который выбрала совершенно самостоятельно, без давления со стороны родителей, и куда поступила с первого раза (хотя круглой отличницей в школе никогда не была). Этот вуз - достаточно трудная (отсев с первого курса достигает 50%!) и жесткая школа (там учат всего достигать самостоятельно и бывшим медалистам, а таковых в нашей группе было около 90%, не щадя их самолюбия, постоянно напоминают, что они еще ничего путного в своей жизни не сделали), но и полезная - среди топ-менеджеров, успешно работающих в компьютерном и телекоммуникационном бизнесе, выпускников физтеха достаточно много.

После окончания института осталась на кафедре в МФТИ, но поняла, что чистая наука не для меня. Перешла во Всесоюзный институт прикладных автоматизированных систем (ВНИИПАС), который занимался созданием и использованием телекоммуникационных систем и сетей общего пользования. Уроки менеджмента получила от генерального директора ВНИИПАС доктора технических наук, профессора Олега Леонидовича Смирнова. Работала в службе эксплуатации телекоммуникационных средств. Потом - в организованном при институте Национальном центре автоматизированного доступа к зарубежным сетям и базам данных. Было трудно, но очень интересно. И я поняла, что это - мое.

Когда американская телекоммуникационная компания “Спринт” и Центральный телеграф объявили об образовании совместного предприятия, я позвонила на Центральный телеграф, меня пригласили на собеседование. Так в конце 1990 г. началась моя служба в компании “Спринт Сеть” (я в этой компании со дня ее основания). Спустя короткое время меня назначили на должность директора по продажам, а в 1994 г. предложили стать генеральным директором компании, занимающейся распространением услуг. В 1996 г., после преобразования группы “Спринт” в группу компаний “Глобал Один”, я стала вице-президентом новой группы; сейчас я президент и генеральный директор группы компаний “Глобал Один” в России и СНГ.

PC WEEK: По роду службы вам, видимо, приходится взаимодействовать преимущественно с мужчинами? Легко ли при этом дается принятие управленческих решений?

Т. П.: Я, как руководитель, особых проблем во взаимоотношениях с людьми не испытываю. Я же не “мужчинами” руковожу, а трудовым коллективом и развитием бизнеса. По-моему, и проблемы такой нет - женщина-руководитель или мужчина-руководитель. Если помните, был такой замечательный фильм - “Москва слезам не верит”. Там героиня, директор завода, отвечала на похожий вопрос. Не трудно ли ей управлять таким огромным количеством людей. Ответ был: “Главное - научиться управлять тремя. Дальше легче...” Лучше не скажешь.

К тому же наши российские женщины, я считаю, по природе своей деловые. И коня на скаку остановят, и пожарную ситуацию на производстве “разрулят”. При необходимости же, несмотря на женские слабости, сумеют принять серьезные, а порой жесткие управленческие решения и отстоять их. Хотя мужчинам, конечно, иной раз проще договориться друг с другом, например в курилке или бане.

PC WEEK: Как, с вашей точки зрения, должен выглядеть идеальный подчиненный?

Т. П.: Прежде всего, быть инициативным и ответственным. Есть такая старая притча о купце и двух его приказчиках, менеджерах среднего звена, как сейчас принято говорить. Увидев вдали груженные товаром телеги, купец послал обоих узнать, что за груз везут. Один сразу же вернулся и объявил: “Соль они везут!”. “Так сбегай, узнай почем”, - говорит купец. А второй вернулся попозже и обстоятельно доложил: “Так, мол, и так, пять подвод нагружены мешками с солью, в мешке по два пуда, всего мешков столько-то, везут на ярмарку, торговать им велено по пять алтын за пуд, но я сторговался по три, а оптом дешевле отдадут. Договорились, что если цена устроит, то я им рукой махну, чтобы к нам свернули. Так дать знак, чтоб свернули, или пусть мимо едут?”. Среди моих десяти непосредственных подчиненных девять относятся ко второму типу людей. К сожалению, “в среднем по отрасли” данное соотношение, по моим наблюдениям, далеко не такое благоприятное. Одна из причин этого кроется в том, что менеджеров среднего звена, у нас, по сути дела, нигде не готовят.

PC WEEK: А как выглядит идеальный руководитель? Какими деловыми и человеческими качествами он должен обладать?

Т. П.: Идеальный руководитель должен выглядеть идеально. А если серьезно, он должен уметь создать команду, создать корпоративную культуру и четко видеть перспективу, конечную цель. Он должен принимать правильные стратегические решения и добиваться их исполнения. Но это рутина. А вот найти верный ход в критической ситуации, порой интуитивно - это талант. Ведь часто возникает дилемма - рисковать или не рисковать. Но если всегда принимать полумеры, то компанию никогда в лидеры не вывести, а если идти на неоправданный риск, то и до банкротства недалеко+ Кроме своего бизнеса, настоящий руководитель должен думать о бизнесе своих клиентов, т. е. фактически о сохранении своей клиентской базы. Кризис 1998 г. ясно показал истинное лицо многих компаний+

PC WEEK: Какие качества вы цените в мужчинах?

Т. П.: Мужчина должен уметь брать на себя ответственность, не пасовать перед трудностями, то есть - быть опорой во всем. А если конкретней, то легче сказать, какие три качества мне не нравятся ни в мужчинах, ни в женщинах - зависть, жадность и подозрительность.

PC WEEK: Как долго продолжается ваш рабочий день?

Т. П.: Обычно не менее 10 часов. Я не горжусь продолжительностью своего рабочего дня, это просто неизбежность, с которой надо считаться. Все рассуждения о том, что если топ-менеджер правильно организует рабочий день, то его можно закончить в 18:00 - чистой воды вымысел. Кстати, и мои зарубежные коллеги работают не меньше.

PC WEEK: Где любите отдыхать в выходные дни и во время отпуска?

Т. П.: Выходные предпочитаю проводить в своем загородном доме. Люблю принимать гостей, хотя это нечасто получается. В отпуск люблю путешествовать. Хочется побыть с семьей, отвлечься от работы. Правда, с внедрением в нашу жизнь сотового телефона и роуминга и это стало невозможно - слишком велик соблазн набрать четыре цифры короткого корпоративного номера и снова с головой окунуться в рабочие проблемы.

PC WEEK: Что вы пожелаете нашим читательницам и читателям?

Т. П.: Простого человеческого счастья. Чтобы к концу рабочего дня хотелось поскорее попасть домой, а утром - на работу. Уверенности в том, что и тут и там тебя ждут, любят, что ты нужен.

С Татьяной Прохоровой беседовал специальный корреспондент еженедельника PC Week/RE Владимир Митин.

Версия для печати