МЕНЕДЖМЕНТ

Отраслевые группы опираются на опыт применения стандартов EDI и заинтересованность фирм

Если, принимая решение, вы привыкли взвешивать все “за” и “против”, XML наверняка вам понравится. Extensible Markup Language открывает широкие возможности для любой отрасли, стремящейся к эффективной организации процессов бизнес - бизнес. Но сначала нужно заключить соглашение о схемах взаимодействия и тегах, которое впоследствии может стать основой для специфического отраслевого XML-стандарта.

Консенсус - дело непростое, о чем свидетельствует опыт инициативы AgXML в индустрии агробизнеса. Но общее положение дел вселяет надежду. В ряде отраслей XML-стандарты уже установились и действуют.

В чем тут секрет? В таких сферах, как страхование и здравоохранение, XML-инициативы получили быстрое развитие, потому что им предшествовали трудные и мучительные дебаты вокруг стандартов EDI (electronic data interchange - электронный обмен данными). Другие начинания, например отраслевой XML-стандарт в высокотехнологичном промышленном производстве под названием RosettaNet, зародились довольно давно, но толчок к развитию получили в результате всплеска э-коммерции.

В этой статье мы рассмотрим примеры успешной реализации XML-инициатив на вертикальных рынках. Они могут послужить хорошим уроком для всех остальных отраслей.

Здравоохранение

Медицинские компании быстро осознали выгоды использования XML для взаимодействия B2B (бизнес - бизнес), отмечает Лиора Альшулер, сотрудничающая в качестве независимого XML-консультанта с HL7, органом стандартизации в сфере здравоохранения. В HL7 входят поставщики медицинских услуг, производители, консультанты и различные организации, заинтересованные в применении этого языка для совместного онлайнового использования клинических данных, историй болезней пациентов, финансовой и другой информации.

Вначале рабочая группа HL7 сконцентрировалась на том, что Альшулер называет “иксэмэлификацией” EDI. Группа располагала протоколами и связующим ПО для передачи данных между различными программными приложениями, в том числе использовавшими EDI. По словам Альшулер, это обеспечило быстрый старт в работе. Некоторые организации уже применяют стандарты для совместной работы с информацией, хотя для транзакций они используются редко.

“Это еще не совсем B2B, но уже близко к тому, и все идет довольно споро”, - говорит Лиора.

С ее точки зрения, B2B - только исходный рубеж. Она считает, что наибольшую пользу здравоохранению XML принесет в клинической области, где требуется быстрый доступ к информации и обмен комплексными данными. “Первые XML-стандарты позволяли нам узнать, на какой койке находится пациент, а с помощью новых мы сможем передавать информацию о его болезнях”.

HL7 создает набор XML-дефиниций под названием Clinical Document Architecture (архитектура клинической документации), или CDA; это первый шаг на пути использования XML для онлайнового обмена такой клинической информацией. На старте сотрудники группы сознательно не спешили, стремясь заложить прочную основу для передачи клинических данных: прежде всего нужно убедиться, будет ли это все работать.

“Сегодня усилия ограничиваются передачей текстовых строк, - пояснила Альшулер, - но для начала это неплохо”. В сущности, исходная версия CDA, дает возможность брать информацию из системы распознавания речи и пересылать ее в XML-формате в клинический отчет.

Однако переход к следующему этапу потребует достижения консенсуса, и для этого придется серьезно поработать. Например, врачи и организации медицинского обслуживания должны выработать определенное соглашение по языку, используемому для описания одинаковых диагнозов, - ведь сегодня его нельзя считать универсальным. Группа уже получила первые результаты и достигла договоренности по некоторым дескриптивным тегам. “В этой сфере может произойти революция. И мы ее уже делаем”, - сказала Альшулер.

Финансовые услуги

В продвижении XML-стандартов больших успехов добились финансовые компании - банки, фирмы, работающие с кредитными карточками, и т. д., говорит Уэс Райшел, аналитик Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут). Но здесь в работу включены не только органы стандартизации. Активную роль в продвижении стандартов играют также производители, например фирма VeriSign (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), и такие крупные организации, как Visa International. Вероятно, по этой причине в индустрии финансовых услуг удалось быстро выработать стандарт для цифровых подписей -XKMS, или XML Key Management Specification XML-спецификация управления ключами).

Если говорить о VeriSign, то эта компания не только участвует вместе с другими представителями отрасли в разработке спецификаций, она еще создала средства для быстрой реализации XKMS. На ее новом Web-сайте (www.xmltrustcenter.org) разработчики могут получить сведения о XKMS-спецификации и полезный инструментарий.

“Сегодня насчитывается немало поставщиков платформ и инсталлированных продуктов, - поясняет технологический руководитель VeriSign Варвик Форд. - И мы близки к достижению критической массы”.

По словам Форда, уже разрабатывается и сопутствующий стандарт криптозащиты, причем в подобного рода спецификациях кровно заинтересованы все представители финансовой сферы. Дело ускоряет и тот факт, отмечает он, что новые приложения подавляющее большинство клиентов пишет на XML.

Страхование

В октябре 1998 г. в страховой отрасли стартовал проект по использованию XML для передачи информации и выполнения процедур, связанных со страхованием жизни. Девятью месяцами позже аналогичная работа началась в области страхования имущества и страхования от несчастных случаев. Пока дело движется довольно быстро и безболезненно.

“Во многих отношениях мы опередили другие отрасли, - заявила Тана Сабатино, помощник вице-президента ассоциации ACORD (Association for Cooperative Operations Research and Development, Сан-Франциско), органа технологической стандартизации в страховом деле. - Благодаря EDI и другим подобным инструментам наши люди успели немало обсудить и понять. В отличие от других отраслей у нас никогда не было сразу нескольких органов стандартизации, поддерживающих конкурирующие стандарты. Поэтому мы смогли быстро охватить широкий спектр транзакций”.

XML-спецификация ACORD для страхования жизни и отдельная спецификация для страхования имущества и от несчастных случаев позволяют занятым в этой сфере компаниям обрабатывать запросы и оценки страховых выплат, а также выдвигать в онлайновом режиме новые деловые и процедурные требования.

Отсюда вовсе не следует, что в страховом деле процесс формирования XML-стандартов близок к завершению. В действительности, XML-дефиниции, как и сама индустрия, корректируются даже после того, как входят в обиход.

Отрасль страхования получила дополнительный импульс к развитию после того, как Web открыл новые рынки и появились онлайновые брокеры, продающие страховые обязательства через порталы. Новые возможности, дополняющие традиционную деятельность страховых агентств и операторов, обязывают членов ACORD добавлять в имеющиеся спецификации новые функции.

В центре внимания группы по стандартам в этом году остается внедрение XML, чему будут способствовать конкурсные программы и выдача сертификатов. А стандарты в сфере страхования жизни, имущества и от несчастных случаев в конечном счете будут объединены. “Рынок движется к более горизонтальным XML-инфраструктурам, и мы должны за этим поспевать”, - заявила Сабатино.

Высокотехнологичное производство

Прародителем отраслевых XML-решений можно считать консорциум RosettaNet (Сан-Хосе, шт. Калифорния), объединяющий около 300 участников и разрабатывающий стандарты, которые охватывают широкий спектр продуктов от сырья до электронных компонентов. Как известно, в рамках этой инициативы идентифицировано более ста процессов и для их поддержки созданы стандартные XML-дефиниции и теги. Сегодня стандартизовано практически все, начиная от материально-технического снабжения и заканчивая управлением заказами и конкурсами проектов.

“В данный момент уровень нашей осведомленности и эрудиции соответствует уровню B2B”, - шутит Мэри Шонмейкер, вице-президент RosettaNet по маркетингу и стратегическим разработкам.

Высокотехнологичные производственные фирмы имеют естественные преимущества в реализации XML-стандартов: они очень хотят выдвинуться в B2B на ведущие роли, чувствуют огромное значение XML и потому способны объединиться ради общей цели создания и внедрения XML-стандартов, считает она.

По ее словам, чтобы понять, насколько серьезно все относятся к этому делу, достаточно взглянуть на перечень компаний-участников. В нем не только вполне предсказуемые имена - Intel, Hewlett-Packard или IBM, но и корпорация FedEx и фирма United Parcel Service of America. Все это подтверждает прочность стандартов консорциума.

Многие компании уже начали использовать XML-дефиниции RosettaNet для онлайновых связей с поставщиками и партнерами. В дальнейшем, прогнозирует Шонмейкер, высокотехнологичные производители будут использовать этот стандарт для взаимодействия с огромным числом фирм, задействованных в их цепочках поставок.

Intel (Санта-Клара, шт. Калифорния), например, уже к концу года собирается работать с сотнями своих поставщиков при помощи XML-дефиниций RosettaNet. В сравнении с прошлой осенью круг ее контактов увеличится в 10 раз.

“Все это весьма воодушевляет, - говорит Шонмейкер. - Интересно, что получится, когда информация начнет распространяться молниеносно”.

Валери Райс - внештатный автор из Уэст-Ньюбури, шт. Массачусетс.

Версия для печати