Вырастить грамотного руководителя или специалиста непросто, сделать из молодого человека современного менеджера, экономиста или бизнесмена, не только владеющего методами управления, но и способного применять для этого новые информационные технологии, - сложно вдвойне. Очевидно и то, что сегодняшние предприятия (как учреждения, так и производства) уже почти немыслимы без автоматизированных систем управления (или КИС - корпоративных информационных систем). Серьезный руководитель должен видеть деятельность своей фирмы целиком и уметь анализировать наиболее важные показатели, позволяющие судить о том, насколько успешно развивается его бизнес.
Всегдашней бедой нашего образования (впрочем, наверное, не только нашего) была некоторая оторванность от практики, от формирования конкретных навыков. Возможно, это оборотная сторона фундаментальности, но так или иначе, а сегодня данное обстоятельство может стать серьезным препятствием для многих молодых специалистов - особенно в отношении таких навыков, как умение работать с современными ИТ. Причем имеется в виду не компьютерная грамотность - с нею у молодежи проблем, как правило, нет, да и вузы, даже самые небогатые, уже обзавелись кое-какой вычислительной техникой. Речь идет именно об информационных технологиях - современных учетных и управленческих продуктах, КИС и методологии их использования.
Те, кто ближе знаком с учебным процессом в вузе (не только со стороны студента, но и с “колокольни” преподавателя), знает, как регламентированы здесь учебные планы, количество часов педнагрузки, необходимое для каждой преподавательской единицы, как трудоемок процесс внедрения любых нововведений в уже отлаженный механизм преподавания. Если же в придачу к этому вспомнить о проблеме кадров (думаю, что в подавляющем большинстве вузов средний возраст преподавателей - не меньше 50 лет) и их зарплаты, то задачу под названием “ИТ в российском образовании” следует признать и вовсе нетривиальной. И все же в науке и образовании у нас по-прежнему не все определяется деньгами и другими материальными возможностями (а чем же? - вот хороший вопрос к теме “Мотивация персонала. Нематериальные аспекты”, но его мы обсудим отдельно; читателей же призываем высказывать свои мнения).
А пока - три примера на тему “Информатизация вузов”.