пока могут только федеральные служащие в США и сэкономят на этом правительству в 2002 году 2 млрд. долл.
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
Известно, Что переход к глобальному информационному обществу объявлен одним из стратегических направлений мирового развития в предстоящие несколько десятилетий. Этот переход подразумевает решение совокупности разноплановых политических, экономических, социальных и иных задач и одновременную интеграцию полученных в разных областях результатов. Поэтому наряду с расширением использования цифровой экономики, электронной коммерции, электронного правительства и многих других информационных технологий важное место с позиции социально-экономической стабилизации имеет разработка и внедрение новых гибких форм трудовой деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий. В Европе это направление электронизации получило название telework (телеработа); в США для обозначения новых форм производственных процессов применяется термин telecommuting (дистанционный доступ). Во всех развитых странах дистанционные формы работы становятся все более популярными и к настоящему времени накоплен определенный опыт в данной области. При этом опыт США представляет значительный интерес по двум причинам. Во-первых, по времени и по масштабам распространения телеработы США являются лидером, а во-вторых, в США особое место в продвижении телеработы занимает федеральная власть, которая всячески поддерживает ее внедрение в целом по стране, причем в первую очередь в федеральных органах власти. Ниже рассмотрены некоторые инициативы федеральных властей США в сфере телеработы.
Основные правительственные инициативы. Еще в 1994 г. тогдашний президент США Билл Клинтон поручил всем правительственным агентствам и ведомствам сформировать собственные программы развития телеработы, а также предложить мероприятия по ускорению этого процесса. В 1996 г. Президентский управляющий совет (PMC) поставил цель вовлечь в telecommuting 60 тыс. федеральных служащих к 1998 г. и 160 тыс. - к 2002 г. При этом экономическая выгода оценивалась в 1998 г. в объеме 150 млн. долл., а в 2002 г. - в 2 млрд. долл. Был предложен план действий по национальной инициативе в области телеработы.
В 1996 г. Клинтон издал указ, в котором упоминались все положения его предыдущей директивы, подтверждались цели, определенные РМС, и особо выделялась роль федерального правительства в трансформации общеамериканской культуры рабочего места. Однако в конце 1998 г., по данным Офиса управления кадрами (OPM), в телеработу было вовлечено только 25 тыс. федеральных служащих, хотя реальный уровень ее распространения в правительстве остается неизвестным.
В октябре 2000 г. Конгресс США рассмотрел и принял закон, обязывающий ведомства разработать политику, направленную на предоставление федеральным служащим возможности участвовать в телеработе без снижения производственной эффективности. Согласно этому закону, OPM предписано к апрелю 2001 г. перевести на telecommuting 25% федеральных служащих и в последующем ежегодно увеличивать достигнутый объем на 25%. Конгресс утвердил эти показатели, а также принял определенные инструкции для федеральных агентств, которые позволяют им идентифицировать и устранить управленческие, снабженческие, организационные и другие барьеры в этой сфере. Тем не менее наблюдатели скептически оценивают возможность того, что все имеющие на то право федеральные служащие в пределах установленных законом четырех лет будут вовлечены в телеработу.
Некоторые примеры использования телеработы. В настоящее время существует немало примеров эффективной телеработы в органах власти. В частности, в штате Техас концепция телеработы получила позитивную реакцию со стороны большинства федеральных менеджеров Национального центра энергетики и водного хозяйства. При этом его глава Б. Скиннер и шесть его служащих управляют всей деятельностью центра из дома пять дней в неделю. В ноябре 2000 г. было отмечено пятилетие принятия программы внедрения гибкого графика работы офиса. Главным результатом перехода на телеработу стало увеличение производительности труда всего офиса, поскольку служащие получили возможность больше времени уделять клиентам. В свою очередь клиенты отмечают возросший уровень оперативности обслуживания их персоналом центра.
Национальный центр энергетики и водного хозяйства отвечает за контроль платежей в национальном масштабе. Его служащие ежемесячно проверяют свыше 5500 счетов, за год через эти счета перечисляется более 250 млн. долл. Большую часть своей работы с клиентами сотрудники Центра осуществляют по телефону, электронной почте и факсу. Раз в неделю один из них посещает главный офис, чтобы разобрать почту и отсортировать счета. Телеработа значительно сократила количество отпусков по болезни и по личным делам. В то же время важное значение имеет правильный подбор видов дистанционной работы и людей, которые должны их выполнять.
В целом эксперты считают, что концепция телеработы, несмотря на свой еще младенческий возраст, уже экономит правительственные деньги, в частности, в таких сферах, как трудоустройство инвалидов, улучшение окружающей среды, использование резервных офисов в тех или иных критических ситуациях и т. д. Отмечается значительная экономия средств благодаря тому, что ведомства получают возможность объединять или более рационально эксплуатировать офисные помещения. Например, известно, что IBM сэкономила миллионы долларов в середине 90-х годов за счет организации телеработы. В нее было вовлечено около 10 000 служащих (в основном продавцов и консультантов), и компания смогла уменьшить расходы на офисные помещения для них.
Содержание телеработы. Телеработа имеет различные формы. Суть ее состоит в исключении необходимости прихода в центральный офис для служебной деятельности. В качестве места работы иногда выступает так называемый телецентр, который может размещаться гораздо ближе к дому, чем центральный офис. Однако чаще всего сотрудники трудятся дома.
Несмотря на то что телеработа формально поддерживается правительством, на практике во многих случаях она имеет неформальный либо эпизодический характер. Именно поэтому реальный уровень ее распространения в правительственных органах США не известен. Причем большинство экспертов считают, что неформальные формы телеработы будут развиваться существенно быстрее, чем формальные. Успех дистанционной работы во многом зависит от конкретных договоренностей с соответствующим менеджером, в которых должны быть определены перечень служебных задач, решаемых дома и в офисе, и состав необходимых инструментальных средств, таких, как компьютер, факс, Интернет и др.
Виды деятельности, допускающие телеработу. В частном секторе телеработа охватывает две категории деятельности. К первой относится работа с низкой заработной платой, например ввод данных или телемаркетинг. Ко второй группе относятся интеллектуальные работники, например, адвокаты, аналитики, писатели и различные категории служащих, связанных с информационными технологиями. Кроме того, частный сектор вовлекает большое число людей в различные виды коммерческой и технической поддержки тех или иных изделий: постоянно находясь по роду своей деятельности в разъездах, они фактически являются представителями служащих.
В правительственных организациях telecommuting наиболее часто встречается среди профессиональных служащих, начиная от уровня GS-12 и выше. Сюда относятся такие виды деятельности, как заполнение бизнес-документов на компьютерах, ответы на запросы клиентов, предоставление различных услуг и т. д.; все это можно делать дома. Тем не менее создаются программы, цель которых - установить определенные критерии и правила, позволяющие вести ту или иную служебную деятельность в режиме дистанционного доступа.
Мотивы для поддержки телеработы. По этому вопросу существует множество исследований. Наиболее часто встречающийся аргумент - рост производительности труда служащих и возможность снижения затрат. Однако во многих случаях подобные исследования субсидированы телекомпаниями и не могут считаться объективными. Другой мотив распространения телеработы связан с охраной окружающей среды: увеличение числа телеработников означает сокращение поездок на личных автомобилях. Однако уменьшение производственных перемещений может сопровождаться их увеличением по личным основаниям, так что данный довод тоже не убедителен. Главным аргументом внедрения телеработы является стремление удержать квалифицированный персонал, предоставляя ему удобные условия труда.
Содействие распространению телеработы. Важная роль в расширении использования телеработы отводится менеджерам. Они должны перестроить свое традиционное восприятие трудовой деятельности и поддержать новые подходы. Второе условие - изменение менталитета основной массы служащих. Наконец, еще один критический момент в развитии новых отношений - взаимное доверие между менеджерами и их работниками. Последние должны быть уверены, что новая технология не скажется негативно на их карьере и благосостоянии, а менеджеры в свою очередь не должны сомневаться в ответственном отношении персонала к своим служебным обязанностям.
Заключение и выводы. Правительство и Конгресс США рассматривают телеработу как важнейший элемент государственной политики, это подтверждают законодательно подкрепленные инициативы по ее внедрению во всех федеральных органах власти (см. www.opm.gov/wrkfam/telecomm/telecomm.htm). С помощью развития и распространения телеработы в федеральных органах власти решаются важнейшие задачи: политические (укрепление доверия к власти), экономические (сокращение расходов и рост производительности труда), социальные (повышение качества жизни федеральных служащих, их семей и всего населения страны в целом).
Повсеместная организация телеработы имеет большие шансы на успех в первую очередь благодаря политической поддержке со стороны высших должностных лиц страны и федеральных властей США. Создана специальная организационная структура, обладающая властными полномочиями на федеральном уровне. Наличие поддержки и заинтересованность во внедрении телеработы как со стороны властей, так и со стороны населения страны нашли свое отражение в детальном изучении методологических подходов и в создании прочного методического фундамента. Эти наработки позволяют всем без исключения органам власти, вне зависимости от сферы их деятельности, формировать собственные программы и успешно их реализовать.
Американское правительство исходит не из конъюнктурных краткосрочных интересов, оно отводит телеработе важное место в реализации стратегической цели построения национального информационного общества.
С авторами можно связаться по э-почте: sadroz@cityline.ru.