РЕПОРТАЖ

В Италии прошла очередная европейская конференция компании SAS

Алексей Максимов

Флоренция, известнейший исторический и культурный центр Италии, - не только объект паломничества туристов со всех концов света, но и удобное место проведения крупных выставок и конференций. Обычно они проходят на приспособленной для подобных мероприятий территории средневековой крепости Fortezza da Basso, расположенной на северной окраине исторической части города.

Технологии SAS - это так же надежно,

как проверенные веками стены Fortezza da Basso

Именно здесь с 29 мая по 1 июня прошла ежегодная, девятнадцатая по счету европейская конференция пользователей компании SAS - SeUGI’19 (SAS European Users Group International), в которой приняло участие свыше 2,5 тыс. человек. Не менее половины из числа собравшихся составляли клиенты (в том числе потенциальные), другую половину - сотрудники SAS, представители ее стратегических партнеров (Compaq, IBM, Intel, Sun и др.), а также большая команда журналистов.

График конференции был весьма напряженным: доклады и дискуссии проходили в течение двух с половиной дней в 14 параллельных потоках. При этом рассказы представителей SAS о своих технологиях и сообщения пользователей об опыте их применения были представлены в пропорции примерно 50:50. Одновременно в одном из павильонов работала выставка партнеров и отдельных подразделений SAS.

По некоторым оценкам, американская компания SAS (не путать со скандинавской авиакомпанией с таким же названием!) входит в десятку крупнейших разработчиков ПО в мире и, по-видимому, является самой большой по объему продаж среди частных софтверных фирм. Как сообщили ее представители (финансовая отчетность частного предприятия относится к закрытой информации), оборот SAS в 2000 г. составил 1,12 млрд. долл. По мнению ряда исследовательских агентств, SAS входит в лидирующую группу ИТ-компаний, определяющих стратегию развития ИТ в современную эпоху электронного бизнеса.

Вместе с тем до недавнего времени стиль ее рыночной деятельности довольно часто характеризовался как “затвор-ничество”. Тем более нельзя сказать о ее широкой известности в России, хотя представительство SAS в нашей стране было открыто еще пять лет назад. Поэтому имеет смысл сделать небольшой исторический экскурс и рассказать о специфике технологий и маркетинге этой компании.

Бизнес на математических моделях

В 1976 г. два сотрудника университета Северной Каролины Джеймс Гуднайт и Энтони Бэрр закончили разработку программы SAS (Statistical Analysis System), создававшейся по заказу штата для статистической обработки агропромышленных данных. Почувствовав повышение коммерческого спроса на подобные средства, они решили организовать собственную фирму, получив на бартерных условиях (бесплатная передача программ ведомствам штата) права на программу. Компания была названа SAS Institute. Спустя три года, купив долю соучредителя, доктор Гуднайт (ему тогда было немногим более тридцати лет) стал владельцем двух третей акций, с тех пор он фактически полностью определяет тактику и стратегию деятельности компании, являясь ее бессменным президентом.

Под сводами старинной базилики идет

демонстрация новейших аналитических технологий

Все эти годы основу бизнеса SAS Institute составляли технологии, основанные на математических (в первую очередь статистических) методах “глубокой” обработки числовой информации. И ее успех во многом определяется своевременностью применения средств, использовавшихся ранее исключительно в научно-исследовательских целях, для решения бизнес-задач. Употребив термин “глубокая обработка”, я хотел бы подчеркнуть его отличие от довольно затасканного понятия “аналитическая обработка данных”.

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что вся аналитика OLAP-систем в большинстве своем сводится к выборке и визуализации фактических данных (чаще всего в виде двумерных, реже трехмерных зависимостей) с применением простейшей статистической обработки: вычисление тренда, определение корреляционной зависимости заданных параметров и пр. Поэтому в тематике OLAP-систем одним из главных вопросов является создание хранилищ данных, обеспечивающих оперативность выборки в режиме онлайн.

Однако настоящая аналитика заключается в получении на основе первичной (фактографической) информации неких вторичных данных, необходимых для решения конкретных задач (что является одним из аспектов проблемы извлечения знаний). Это может быть решение прогнозных задач, распознавание образов, поиск скрытых закономерностей и взаимосвязей, построение самообучающихся систем (в том числе с применением нейронных сетей) и т. д. Именно такой класс аналитики сегодня называется Data Mining (извлечение [вторичных] данных). Хотелось бы подчеркнуть, что речь здесь идет в первую очередь об обработке числовой информации (то, чем занимается SAS), в отличие от Knowledge Management, подразумевающей в основном управление текстовой информацией.

Но чтобы обрабатывать данные, нужно сначала собрать их воедино из самых разнообразных источников. Учитывая все это, легко понять, почему развитие ключевого продукта компании - SAS System (сейчас действует восьмая версия) - в течение тридцати с лишним лет идет в рамках двух основных направлений: Data Warehouseing (формирование хранилищ данных) и Data Mining. (Сами хранилища обычно создаются с применением баз данных третьих фирм - Oracle, IBM, Sybase, Microsoft и пр.)

Конечно, продуктовая линейка SAS весьма представительна, но по большому счету все остальные технологии являются производными от первых двух: интеграция данных из различных источников, информационные порталы, службы доставки, публикация данных и пр. (Хотя у компании есть такое “боковое” ответвление, как управление корпоративными финансами.) При этом следует подчеркнуть сильную сторону SAS - поддержку самого широкого круга ИТ-платформ.

Что касается Data Mining, то именно эти математические методы лежат в основе активно развивающихся направлений применения ИТ: выявление телефонного мошенничества (Fraund Detection), управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management) и поставщиками (Suply Relationship Management), управление финансовыми рисками (Risk Management) и пр.

Однако тут нужно подчеркнуть, что решение прогнозных и обратных задач с помощью чисто математических методов практически невозможно, для этого нужно учитывать “физику” конкретного бизнес-процесса с целью выбора наиболее оптимальных моделей. То есть для создания систем FD, CRM и др. требуется не только мощный математический аппарат, но и глубокое изучение сути предметной области.

Достаточно много практических примеров использования подобных систем для реального повышения эффективности бизнеса было приведено и на прошедшей конференции SeGUI’19. Впрочем надо сказать, что SAS - это, конечно же, не единственный игрок на поле интеллектуальной обработки данных, конкуренция здесь нарастает, тем более что в борьбу вступают Oracle, IBM, Microsoft, SAP...

Технология без маркетинга не выживает

SAS не скрывает, что ее продукты совсем не дешевые и они предназначены в первую очередь для крупных и очень крупных заказчиков. Представители компании избегают указывать более точные числовые показатели, но клиенты полагают, что в качестве стартовой можно назвать сумму в 100 тыс. долл. Поэтому одной из наиболее эффективных схем продвижения своих технологий SAS считает прямой контакт с руководством потенциальных клиентов. (Два года назад управляющий директор IBS Сергей Мацоцкий предложил такой разумный способ оценки целесообразности покупки аналитических систем: ее стоимость должна быть соизмерима с ценой возможной ошибки со стороны лиц, принимающих решения.)

При этом часто подчеркивается, что технологиями пользуются 98% компаний из числа американского списка Fortune 100 и около 92% из Fortune 500. А всего продукты SAS применяются более чем в 35 тыс. организациях более чем в 100 странах мира. Здесь нужно отметить, что с момента своего создания компания ориентируется на модель предоставления своего ПО в аренду, когда в первый год покупатель платит некоторую сумму за продукт, а затем ежегодно 50% от этой суммы.

Основу бизнеса SAS составляет схема прямых продаж и услуг заказчикам. Этим занимаются более 130 представительств в 53 странах мира. Большинство представительств расположены в Северной Америке (50) и Европе (43). Всего в компании работает почти 8,5 тыс. сотрудников, из них 3,5 тыс. трудятся в штаб-квартире (г. Кэри, шт. Северная Каролина) и примерно столько же в офисах за пределами Америки.

Однако в размеренной жизни SAS, “широко известной в узких кругах”, в прошлом году начали происходить некоторые изменения, связанные с ее заявлением в апреле 2000 г. о намерении стать публичной акционерной компанией. По мнению большинства аналитиков, этот шаг предопределен ростом бизнеса SAS: 1 млрд. долл. оборота - это критический уровень для частной компании (нужен другой объем инвестиций, иные методы управления и пр.).

Тогда говорилось о планах размещения первого пакета акций в 2001 г. Официально руководство SAS не отказывается от этих планов, хотя очевидно, что сейчас, в условиях нынешнего кризиса мировой ИТ-индустрии, не самое лучшее время для акционирования.

По-видимому, почувствовав некоторые проблемы с развитием (с 1994 г. компания показывала стабильный ежегодный рост продаж на 15-17%, а в 2000 г. этот показатель был 10%), осенью прошлого года SAS Institute создала дочернюю компанию SAS International, которая объединила все представительства вне Америки, т. е. теперь SAS - это наименование группы из двух фирм, Institute и International.

SAS в России

ПО SAS использовалось в советских вузах и НИИ еще в начале 80-х годов, однако фактически коммерческая деятельность компании в нашей стране началась лишь в 1996 г. с открытием московского офиса. Флагманским клиентом SAS в России все эти годы является Министерство путей сообщения. Кроме того, в качестве клиентов называются такие солидные организации, как Газпром, Сбербанк, Центральный банк, “Юкос”, некоторые социологические исследовательские агентства.

Финансовые показатели российского отделения не называются (это обычная практика), но, судя по увеличению числа сотрудников, дела SAS/Россия развиваются довольно динамично: в октябре прошлого года штат офиса составлял 40 специалистов, сейчас - более 70.

Во Флоренции побывала довольно внушительная российская делегация (около 50 человек), примерно поровну представлявшая сотрудников SAS и клиентов. Однако среди последних было довольно много “потенциальных”, находящихся в процессе принятия решения о выборе технологий SAS. Представители трех отечественных организаций - МПС, Сбербанка и московского филиала австрийского Райфейзенбанка - выступили с сообщениями о применении продуктов SAS на секционных заседаниях и панельных дискуссиях.

Новости из Флоренции

Одной из главных новостей на SeUGI’19 было объявление о намерении SAS использовать модель Application Service Provider (ASP) для сдачи в аренду своих систем. В качестве первого ASP-продукта на конференции был представлен IntelliVisor for Retail - CRM-решение для предприятий розничной торговли.

Вполне вероятно, что применение ASP-схемы позволит получить доступ к технологиям SAS и предприятиям среднего бизнеса. (Помимо приличной стоимости продукты SAS предъявляют серьезные требования к мощности компьютеров. Весьма примечательно, что в сотрудничестве SAS c производителями техники и ОС особое место занимает поддержка 64-разрядной архитектуры.) Однако российские делегаты (как клиенты, так и сотрудники SAS) пока довольно скептично оценивают возможность наших организаций отдавать свои данные на какие-то удаленные серверы.

Заслуживает также внимания выпуск трех вертикальных решений класса EMA для телекоммуникаций, страхования и работы с кредитными картами. Эти продукты поступят в продажу в конце года и за ними должны появиться специализированные решения для других предметных областей.

Московское представительство SAS: (095) 937-4151.

Версия для печати