Последний квартальный обзор консалтинговой фирмы McKinsey посвящен вопросам телематики. Под телематикой, как известно, понимается вся информационно-компьютерная начинка автомобилей, включая навигационные системы, устройства предотвращения столкновений, информационный сервис и телекоммуникационное оснащение.

По мнению авторов обзора, нынешний еще только начинающий складываться рынок телематики в ближайшем будущем распадется на три относительно самостоятельных сегмента, условно названные ими “водительским”, “пассажирским” (“телематика заднего сиденья”) и “моторным” (сюда входит все, что так или иначе связано с “железом”).

К “водительскому” сегменту относятся системы, увеличивающие безопасность вождения и упрощающие работу за рулем. “Пассажирский” сегмент - это фактическое превращение заднего сиденья в развлекательный центр с интерактивными играми, музыкой и видео по требованию. И наконец, системы третьей группы будут предоставлять на бортовой компьютер все данные внутренней диагностики, а также передавать эту информацию в сервисные центры вплоть до заказа необходимых запчастей.

По прогнозам аналитиков McKinsey, к 2010 г. суммарный объем рынка телематики Западной Европы, США и Японии может дойти до 100 млрд. долл. Для сравнения: сегодня весь автомобильный рынок в этих странах составляет 750 млрд. долл. В этой связи на только зарождающемся рынке прогнозируется острейшая конкурентная борьба между автопроизводителями и системными провайдерами.

Как известно, к производству “компьютера на колесах” приступила General Motors, бесплатно оснащающая определенные свои модели системой Onstar - правда, только для американских покупателей: уже 600 тыс. американских водителей входят во вкус управления автомобилем будущего. Не стоят на месте и прочие конкуренты: по оценкам специалистов McKinsey, если к концу 2000 г. в пересчете на одного клиента инвестиции у General Motors в этот сегмент составили 600 долл., то у Ford - 900 долл., DaimlerChrysler - 1700 долл., а Toyota вложила 4500 долл.         

Версия для печати