НАШ КОММЕНТАРИЙ

Активная реакция Читателей на интервью с Анатолием Гавердовским по поводу российского офшорного программирования (см. PC Week/RE, № 17/2001, c. 40) была вполне ожидаема: тема действительно относится к числу “горячих”. Мы намерены продолжить конструктивное обсуждение этих вопросов, а пока хотелось бы подвести некоторые промежуточные итоги дискуссии по этому поводу в Интернете (www.pcweek.ru/news.asp?ID=6124) и зафиксировать в виде тезисов высказанные там мнения.

Роль государства

Один из главных вопросов - каковы должны быть взаимоотношения с государством и в каком виде бизнесу нужна его поддержка? Любопытно, что читатели по-разному интерпретировали некоторые положения интервью. Например, в первом же отклике Александр (мы используем имена, указанные авторами писем), чья компания также занимается этой деятельностью, расценив статью как “замечательную”, заявил, что “полностью одобряет идею создания отечественного министерства по офшорному программированию”.

Это вызвало довольно резкую отповедь, в том числе и со стороны Анатолия Гавердовского, заявившего: “Пока мы не увидим, что государство умеет помогать бизнесу, никаких вмешательств НЕ НАДО”. Хотелось бы также привести мнение Николая: “Проблемы офшорного программирования лежат за сферой деятельности государства (это скорее дело профессиональных ассоциаций), которое может создавать благоприятные условия, но сам бизнес - в наших руках. Заказчиков мы будем искать сами, и качественные программы тоже будем писать мы”.

Но вместе с тем все понимают, что взаимодействовать с государством нужно, причем шаги в этом направлении следует делать самим. Вот что сказал другой Александр: “С чиновниками нужно работать, говоря на их языке (распоряжения, указы и пр.). Но готовить документы должны ИТ-специалисты”.

Некоторую черту под этим обсуждением подвел Андрей (судя по адресу - из Германии), предложив посмотреть, как собирается помогать государство разработчикам ПО в Белоруссии. В начале мая там вышел указ президента Лукашенко о поддержке офшорного программирования, в том числе на уровне налоговых льгот. Все бы ничего, если бы не один нюанс: действие указа будет распространяться на участников некой ассоциации, создаваемой под эгидой местного государственного университета. В своем комментарии Андрей прогнозирует рост коррупции...

Действительно, белорусский опыт с исполнением указа очень интересно понаблюдать. Тем более, что, по некоторым оценкам, Минск занимает второе место в СНГ по числу программистов, занятых в офшорном бизнесе, после Москвы. Посмотрим, что там будет происходить, когда государство начнет оказывать ему поддержку.

Многие участники дискуссии обратили внимание на проблему подготовки специалистов. Уже сейчас есть трудности с притоком кадров, и их нельзя преодолеть без реформы высшей школы. Например, Сергей прогнозирует, что нас ожидает рост структурной безработицы (с одной стороны, люди не могут найти работу, а с другой - не хватает специалистов соответствующих специальностей).

Истоки офшорного программирования

Еще один Сергей (из Пензы) довольно категорично высказался о том, что офшорное программирование базируется на разнице в оплате труда на Западе и на Востоке. А правда, можем ли мы выставить какое-то иное конкурентное преимущество, кроме низкой стоимости рабочей силы? Хотелось бы верить, что положительный ответ возможен (интересно узнать мнение профессионалов). Тем более что в дискуссии приводились и такие примеры, когда снижение цены не давало преимущества в тендерах, и даже такие, когда ставшие на ноги местные офшорные компании предлагали услуги по американским расценкам.

Кстати, сам же Сергей вспоминает о факте, противоречащем его тезису о приоритете цены: московские компании не очень хотят использовать потенциал регионов страны (где цена труда и аренды помещений существенно ниже столичных), предпочитая собирать сотрудников (из провинции в том числе) в своих центральных офисах. Интересно - почему?

Кстати, в разговоре о проблемах легализации офшорного бизнеса Анатолий Гавердовский вполне резонно отмечает, что при умной организации дела легализация не только не сокращает доходы разработчиков, но и открывает перспективу для развития бизнеса и притока инвестиций.

Во всяком случае, понятно, что главное для обеспечения успеха офшорного программирования - выдача качественного продукта.

Нужны ли средства Case/UML

Дискуссия о социально-экономических аспектах офшорного бизнеса естественным образом перетекла в русло обсуждения технологических проблем, в частности, целесообразности использования инструментов класса Rational Rose и методов UML-моделирования. Этот вопрос, конечно, требует отдельного разговора; сейчас же можно повторить постулат, высказанный Анатолием Гавердовским, что успех обеспечивается в первую очередь правильной организацией бизнеса. Более того, следует иметь в виду, что применение Rational/UML приводит к удорожанию разработки, и нужно серьезно подумать, окупятся ли затраты за счет повышения ее качества.

Некоторые участники дискуссии посетовали, что в интервью мы поверхностно коснулись проблем поиска заказчиков, межкультурного взаимодействия, управления проектами и пр. Но нельзя же в одной статье объять необъятное! Тема не закрыта, и мы еще будем обсуждать все эти вопросы, в том числе с помощью наших читателей. Разговор о российском офшорном программировании продолжается...

Версия для печати