Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Некоторые корпорации все еще вкладывают деньги в начинающие фирмы

Coca-Cola знает толк в шипучих напитках, и мало кто мог предположить, что такой гигант заинтересуется венчурным капиталовложением в тот момент, когда из этой идеи, казалось бы, вышел весь газ.

В начале нынешнего года, невзирая на общее снижение венчурных инвестиций в ИТ, крупнейший производитель безалкогольных напитков из Атланты решил создать новое подразделение, возложив на него финансирование и взращивание зарождающихся высокотехнологичных фирм. Не хлебнуло ли руководство Coca-Cola чего-то покрепче своей шипучки?

Крис Лоу: “Массовый крах электронных фирм не помешал

Coca-Cola организовать собственный венчурный фонд”

Ни в коем случае, утверждает Крис Лоу, президент нового венчурного подразделения под названием Fizzion LLC. Сегодня, по его мнению, самое время приниматься за культивацию технологий, от которых завтра будет зависеть стратегия компании в области электронного бизнеса. “Я оптимист и верю, что сейчас зарождается вторая волна технологий, - признался Лоу. - Технический прогресс будет все шире и шире финансироваться компаниями так называемой старой экономики, и мы решили не оставаться в стороне”.

Coca-Cola с опозданием включилась в этот процесс, пик которого пришелся на прошлый год, когда венчурный капитал и инвестиции в начинающие фирмы приносили крупным корпорациями миллиардные доходы. Когда же грянул гром и масса электронных компаний и молодых предприятий потерпели крах, никого не удивило, что многие из тех, кто первым ринулся в эту область, равно как и профессиональные венчурные капиталисты, попросту закрыли свои кошельки для инвестирования новых проектов.

Но так поступили не все. Coca-Cola, The Dow Chemical, The Boeing, J.P. Morgan Chase & Co., Chevron и им подобные корпорации не только продолжают вкладывать деньги в начинающие высокотехнологические фирмы, но и наращивают инвестиции в эту область. Правда, в отличие от своих предшественников, занявшихся венчурным бизнесом год-два назад, они рассчитывают не на сиюминутную прибыль. Эти крупные корпорации надеются, что инвестируемые средства помогут им оперативно отслеживать направления технологического развития и лучше развивать собственный электронный бизнес.

В целом же лидеры электронного бизнеса стараются как можно теснее увязать деятельность своих венчурных подразделений с корпоративными потребностями. Главное - найти золотую середину между окупаемостью вкладываемых средств и общей стратегией развития корпорации.

В сентябре прошлого года, принимая решение о создании Fizzion, руководство Coca-Cola, конечно же, рассчитывало на более стабильную ситуацию, чем та, что сложилась на сегодняшний день. Правда, как отмечает Лоу, даже сейчас, когда потенциальных объектов для инвестирования не так уж много, его подразделение за первые же два месяца деятельности получило около 100 бизнес-планов. Общая сумма капиталовложений в начинающие компании не называется, однако, по словам Лоу, Coca-Cola следит за самым широким спектром технологий, которые вписываются в ее стратегию электронного бизнеса. Компанию интересуют, в частности, средства распространения информации, системы управления материально-техническим снабжением и приложения электронного маркетинга.

На сегодняшний день Fizzion уже готова вложить деньги в три начинающие фирмы. Их деятельность хорошо вписывается в стратегические потребности Coca-Cola, а сами они, по оценке Лоу, имеют все шансы превратиться в прибыльные предприятия. “Этот сегмент рынка очень узок, - заметил он. - А это значит, что нам приходится проявлять много терпения и раскидывать сеть как можно шире”.

Вступая в область венчурного бизнеса, Coca-Cola, подобно многим другим компаниям, решила организовать специализированное подразделение, которое бы занималось только этим. Подобное разделение функций, по мнению Николь Вебер, аналитика International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс), крайне важно для успеха корпоративных венчурных инвестиций. Такой подход не только позволяет инвестору сосредоточить внимание на поиске и оценке перспективных объектов, но и создает более благоприятную атмосферу для предпринимательства.

Fizzion намерена предложить площади для размещения начинающих компаний и вложить в каждую из них до 250 тыс. долл. Однако выдвигается одно важное условие: чтобы получить все это, претендент должен добиться адекватного финансирования от других частных инвесторов.

Свою инвестиционную программу Coca-Cola нацеливает в первую очередь на только что появившиеся компании из внешнего по отношению к ней мира. У других корпораций-инвесторов тактика инвестирования столь же разнообразна, как и их продукция. Скажем, фирма Boeing (Сиэтл, шт. Вашингтон), полгода назад открывшая специализированное подразделение под названием Boeing New Ventures, подобно Coca-Cola сосредоточила внимание на взращивании новых компаний, но при поиске идей ограничилась только “родной” отраслью.

Совершенно другой путь избрала Chevron: ее подразделение Chevron Technology Ventures LLC готово вкладывать средства только в венчурные фонды и те начинающие ИТ-компании, которые уже обрели достаточную зрелость. И все же наиболее популярный подход сочетает в себе и непосредственное предоставление денег, и поддержку развития начинающих компаний. Среди тех, кто все еще продолжает вкладывать средства в оба эти направления, можно назвать такие известные фирмы, как Dow, J.P. Morgan Chase и Eastman Chemical.

Но какой бы подход ни был избран, главным для большинства предприятий является поиск таких объектов инвестиций, которые бы вписывались в общую корпоративную стратегию электронного бизнеса. Те, кто занялся венчурным инвестированием во время Интернет-бума только ради прибыли, теперь жалеют об этом. Так считает, например, Трейси Лефтерофф, партнер фирмы PricewaterhouseCoopers (Сан-Хосе, шт. Калифорния), специализирующейся на управлении частными акциями и венчурным капиталом в глобальном масштабе.

“Сейчас они увидели другую сторону медали и вместо финансовой прибыли несут убытки, - сказал он. - Стратегические же инвесторы продолжают работать вовсю”.

Чтобы инвестиционная деятельность велась в русле общей стратегии предприятия, венчурным подразделениям необходимо заручиться поддержкой высшего руководства корпорации, наладить тесные связи с ее бизнес-подразделениями, хорошо изучить их бизнес-планы. Вице-президент Boeing New Ventures Анил Шрикханди, например, подчиняется сразу двум руководителям - финансовому директору и главному инженеру. Не забывает об этом подразделении и исполнительный директор Boeing Фил Кондит. Именно по его инициативе в сентябре был открыт фонд Chairman’s Innovation Initiative, на счета которого было переведено 200 млн. долл. для поддержки перспективных деловых идей с последующим созданием новых компаний для их реализации.

На сегодняшний день Boeing уже организовала одно предприятие (не имеющее, правда, отношения к ИТ) и рассматривает ряд других проектов такого рода. Шрикханди считает, что некоторые из 400 представленных на рассмотрение бизнес-концепций вполне могут стать основой для появления новых фирм уже в нынешнем году. Часть проектов имеет непосредственное отношение к электронному бизнесу.

Сходную инвестиционную политику проводит и J.P Morgan Chase (Нью-Йорк). Подобно фирме Boeing, этот банк нацеливает свое венчурное подразделение LabMorgan на поиск и поддержку технологий, которые необходимы для оказания электронных финансовых услуг. Как рассказал главный инженер LabMorgan Амит Пател, в одном из текущих распоряжений по этому подразделению прямо указывается, что J.P. Morgan должен использовать продукцию всех начинающих фирм, в которые вкладывает деньги. С момента образования LabMorgan в конце 1999 г. банк уже вложил около 500 млн. долл. примерно в 60 компаний.

Чтобы выбранная стратегия давала отдачу, крайне важно наладить постоянную связь между главными направлениями бизнеса. С этой целью в помощь 240 служащим LabMorgan выделено пять специалистов по электронному планированию. Каждый из них, пояснил Пател, представляет одно из направлений деятельности банка. Выполняя посреднические функции, эти специалисты следят, чтобы инвестиции LabMorgan соответствовали интересам банка, а его бизнес-подразделения осознавали потенциал новых технологий. Подчиняются они как руководству LabMorgan, так и старшим членам совета директоров J.P. Morgan Chase.

Тесное сотрудничество с представителями различных направлений деятельности позволило в декабре прошлого года обосновать решение о поддержке только что образованной нью-йоркской корпорации Kinexus. Эти специалисты убедили руководителей LabMorgan, что для стратегических планов J.P. Morgan Chase очень важно обеспечить сетевую поддержку клиентов, а Kinexus как раз и открывала состоятельным вкладчикам онлайновый доступ к информации об их счетах в различных финансовых учреждениях.

Этот шаг оказался взаимовыгодным. Венчурные инвестиции не только способствовали углублению стратегических планов J.P. Morgan Chase, но и, разумеется, оказали немалую помощь Kinexus. Начинающая корпорация, по словам ее исполнительного директора Гарри Тотониса, получила и вторичное финансирование в размере 49 млн. долл., и важного клиента, готового способствовать дальнейшему совершенствованию оказываемых услуг.

Конечно, включить в венчурное подразделение специалистов по связи с деловыми подразделениями может не каждая компания. Однако предприятия, которые продолжают инвестировать венчурный капитал, очень часто разрабатывают формализованные процессы. Таким способом им удается тесно увязывать капиталовложения со своими планами в области электронного бизнеса.

Eastman Chemical и Dow, к примеру, прежде всего проверяют все запросы на венчурные инвестиции и убеждаются, что те соответствуют стратегии электронного бизнеса, и лишь затем приступают к детальному их анализу традиционными методами. Руководство Eastman по результатам такой проверки решило вложить средства в электронную торговую площадку ChemConnect, фирму WebMethods, разрабатывающую программное обеспечение, и некоторые другие предприятия.

А в Chevron Technology Ventures для этих целей используются специальные оценочные ведомости, помогающие определять потенциальную ценность таких капиталовложений. Следует отметить, что в апреле возможности этого подразделения по венчурному инвестированию возросли более чем в два раза: в дополнение к начальному капиталу в размере 60 млн. долл. здесь был создан новый фонд на общую сумму 100 млн. долл.

Правда, далеко не все компании требуют, как LabMorgan, чтобы продукция тех предприятий, куда были направлены венчурные средства, обязательно находила применение именно у них. Некоторые, в том числе и группа венчурного инвестирования фирмы Chevron (Сан-Франциско, шт. Калифорния), берут на себя роль своеобразной свахи. Созданная в 1998 г., эта группа помогает организовать деловые обсуждения между теми компаниями, куда были направлены средства, и бизнес-подразделениями Chevron. Как рассказал ее руководитель Клифф Детц, на сегодняшний день из девяти проинвестированных компаний только шесть активно сотрудничают с подразделениями Chevron, которые либо используют их технологии, либо проводят бета-тестирование их продуктов.

И все же, какие бы стратегические цели не ставило перед венчурным подразделением руководство, как и любой другой инвестор, оно просто не может не думать о доходах. Кто же не хочет добиться как можно более высокой окупаемости вкладываемых средств? Некоторые даже ожидают прибылей, сравнимых с теми, что традиционно получают компании, занимающиеся венчурным бизнесом профессионально.

Возьмем, к примеру, Eastman Chemical, которая в середине 1999 г. сформировала собственное корпоративное венчурное подразделение в Денвилле (шт. Калифорния). По словам его управляющего Марка Клоппа, была поставлена задача: добиться окупаемости на уровне высших квартилей, свойственных типичному венчурному фонду. И в этом году данной цели, видимо, удастся достичь, хотя прошлый сложился не слишком-то удачно. Тогда отмечался бурный расцвет начинающих компаний, и Eastman рассчитывала, что ее венчурные капиталовложения принесут 25 млн. долл. прибыли. Вместо этого фирма получила только 9 млн. долл.

Сегодняшний экономический спад отнюдь не заставил фирму свернуть венчурное инвестирование. Всего Eastman вложила свои деньги в 18 начинающих компаний, четыре из которых получили их в нынешнем кризисном году. Три такие фирмы - Asia BizNet, ShipChem и PantandCoatings - уже встали на ноги, и инвестор планирует в этом году расширить список своих подопечных, включив в него еще двух-трех новичков.

Естественно, не следует ожидать прибыли от всех без исключения капиталовложений. Как предупреждают эксперты, корпоративный венчурный капиталист должен быть готов и к неудачам, ведь деньги вкладываются в неоперившиеся компании, которым еще только предстоит стать прибыльными.

Dow (Мидленд, шт. Мичиган), например, пришлось отказаться от дальнейшей поддержки одной из начинающих фирм, которую она в партнерстве с частным инкубатором фирм Campsix и консультационной компаний Accenture помогла создать в октябре прошлого года. Причину такого решения пояснил Снехал Десаи, директор электронного бизнеса Dow. По его словам, новая фирма под названием iVenturi должна была заняться электронной коммерцией, но не смогла собрать дополнительный капитал. Приобретать же своего подопечного в полное владение Dow не захотела.

И Dow в этом не одинока. От дальнейшей поддержки двух начинающих компаний пришлось отказаться и Eastman: у WorldWideTesting.com, которая специализировалась на организации связи между фирмами и проверке деловых партнеров, закончились оборотные средства, а торговая площадка по продаже химреактивов e-Chemicals перешла в январе в собственность Aspen Technology.

Подобные неудачи, считает Лефтерофф из PricewaterhouseCoopers, не должны обескураживать, поскольку все свои капиталовложения корпорациям следует рассматривать с прицелом на будущее. Развертывая новый проект, профессиональный венчурный капиталист обычно производит расчет окупаемости на десятилетний период. Средний составной доход за этот срок, по оценке Лефтероффа, составляет около 30% годовых.

Корпорации, лидирующие в области венчурных инвестиций, утверждают, что хотят выйти на такой же уровень. Клопп, например, сразу оговаривается, что Eastman находится в самом начале инвестиционного пути. “Мы хотим завоевать репутацию надежного партнера, который остается на этом рынке, как бы ни складывалась ситуация”, - заключает он.       

Корпорации и венчурные профессионалы находят общий язык

Венчурный капиталист и руководитель корпорации зачастую рассматриваются как представители двух совершенно разных миров. Первый обычно представляется в образе предпринимателя, всегда готового приступить к освоению новых идей и бизнес-моделей, тогда как второй выглядит воплощением благоразумия и рассудительности.

Однако корпорации, вкладывающие деньги в начинающие ИТ-фирмы, все чаще ломают такой стереотип, хотя и не всегда по собственной воле. Венчурные подразделения многих из них активно налаживают партнерские отношения с внешними инкубаторами фирм, сотрудничая с ними в организации новых компаний. Порой они обращаются даже к профессиональным венчурным капиталистам, чтобы те помогли им подготовить и обосновать планируемые инвестиции. Чек выписывается лишь после того, как получено благоприятное заключение. “Чтобы подготовить удачную сделку и определить, кому можно доверять, нужен опыт работы в конкретном сегменте рынка, - предупреждает Николь Вебер, аналитик корпорации International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс). - Сидя в своем офисе в центре Америки, нечего и рассчитывать быстренько слетать в Кремниевую долину и начать там венчурное инвестирование”.

Компания Eastman Chemical (Кингспорт, шт. Теннеси), например, всячески избегает финансирования начинающих фирм, пока не заручится помощью профессиональных специалистов. Перед тем как заключить подобный контракт, она обычно налаживает партнерские отношения с одним, а то и с несколькими компаниями, давно занимающимися венчурным бизнесом. По словам Марка Клоппа, управляющего венчурным подразделением Eastman Chemical, именно профессиональные венчурные капиталисты определяют структуру сделки, а его компания ищет место для начинающей фирмы в своих стратегических планах развития электронного бизнеса. “Мы предпочитаем не конкурировать с венчурным капиталом, а сотрудничать с ним”, - пояснил он.

    Поток корпоративных венчурных инвестиций иссыхает

Хотя многие корпорации продолжают вкладывать венчурный капитал в начинающие ИТ-фирмы, общий объем таких инвестиций снизился по сравнению с I кварталом прошлого года на 93%. Таким образом, спад здесь оказался даже глубже, чем у венчурных компаний, занимающихся подобной деятельностью профессионально.   

                 Источник: корпорация International Data.

Поддерживая отношения с венчурными капиталистами, Eastman пришла и еще к одному выводу: гораздо лучше, когда партнеры находятся недалеко друг от друга. Учитывая это, созданное в 1999 г. венчурное подразделение компании было размещено в калифорнийском городе Денвилл - поближе к Кремниевой долине и венчурным капиталистам с богатым опытом финансовой деятельности в этом регионе.

Еще дальше пошла компания Coca-Cola. Этот гигант не стал создавать собственное венчурное подразделение в одиночку, а сделал это в партнерстве с Центром разработки передовых технологий Технологического института штата Джорджия. Результат такого сотрудничества - появление на свет фирмы Fizzion LLC, которая занимается взращиванием высокотехнологичных компаний. Возглавляют это подразделение высшие руководители Coca-Cola, но немалую роль играют и специалисты университетского центра, накопившие богатый опыт работы с молодыми компаниями.

“Никто из нас не смог бы самостоятельно сделать того, что мы пытаемся сделать вместе”, - признал президент Fizzion Крис Лоу.

Но возникает резонный вопрос: а почему бы не пригласить для руководства венчурным подразделением готового профессионала в этой области? Такой вариант рассматривался корпорацией Chevron, когда та планировала организовать дочернюю фирму Chevron Technology Ventures в Сан-Франциско (шт. Калифорния). Однако оказалось, как вспоминает руководитель этой группы Клифф Детц, что проще подготовить собственного специалиста венчурного инвестирования, чем адаптировать пришлого профессионала в корпоративный климат Chevron.

“Тому, кто приходит в крупную многоотраслевую корпорацию извне, бывает очень трудно разобраться в ее внутренних взаимосвязях”, - поясняет Детц.

Как получить прибыль от идей

Чтобы корпоративные инвестиции в начинающие фирмы окупили себя, одних крупных вливаний недостаточно. Ниже приводится несколько советов, которые помогут вашей компании избежать ошибок.

1. Создайте специализированное подразделение. Его можно назвать как угодно - специальной венчурной группой или службой электронного бизнеса, - главное, чтобы такое подразделение имело возможность провести независимую проверку предложенной идеи и определить ее рыночный потенциал до того, как корпорация станет поддерживать новую фирму или вложит в нее деньги.

2. Думайте перспективно. Не пытайтесь повторять действия венчурных капиталистов в расчете на случайную удачу. Направьте инвестиции в ключевые области деятельности своей корпорации и на решение стратегических задач.

3. Стимулируйте работу служащих. Чтобы привлечь к инкубационному проекту своих лучших сотрудников, менеджер должен заинтересовать их. А чтобы не обидеть других, предложите им соответствующую долю в акционерном капитале новой фирмы.

4. Не замыкайтесь в себе. Налаживайте отношения с профессиональными венчурными капиталистами, инкубаторами фирм и предпринимателями - это поможет найти технологии, важные для ваших стратегических планов развития бизнеса.

Версия для печати