КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Первого сентября я был приглашен на открытие учебного года в московском Лицее информационных технологий. Перед входом меня встретила плотная толпа ребят, галдящая с силой под сотню децибел (шум, к которому привычны только учителя).

Потом на сцену перед битком набитым залом вышли хорошо известные представители московского компьютерного сообщества: Камилл Ахметов, Борис Нуралиев, Гамид Костоев, Григорий Элькин, Рубен Герр, Евгений Бутман, Георгий Пачиков, Антон Чижов и другие.

Каждый из нас, кто экспромтом, кто основательно подготовившись, попытался донести до этой надежды нации что-то свое, с его точки зрения, самое важное.

С одной стороны, конечно, немного завидуешь нынешним школьникам, а с другой - дай им Бог так же пройти тот путь, который удалось пройти каждому из нас. Слушая выступления вышеперечисленных гуру, я задумался - что же в действительности нужно пожелать смотрящим на нас молодым людям? чему их нужно сейчас учить? чего им будет недоставать в новой жизни, которая окружает их все плотнее? Вопрос актуален, так как недавно прошло заседание Госсовета, рассматривавшего существующую систему школьного образования и признавшего, что она нуждается не в реформировании, а лишь в модернизации. Прошел и педсовет в Сети, на котором министр просвещения выступал за внедрение в школы Интернета и электронных учебников. (Замечу, что в наши времена похожим образом ратовали за внедрение в учебный процесс машин типа ДВК и “Агат”. Чем это кончилось, известно. Я не против компьютеров в учебном процессе, но пугает чиновничий подход к реализации этой идеи.)

Вот о чем подумалось. Рано или поздно перед каждым встает задача, для решения которой необходимо научиться думать совершенно по-иному - как бы перевернуть мозги. Когда-то мне раз в год, а то и чаще, приходилось изучать новый язык программирования - мы занимались автоматизацией экспериментов и в моей лаборатории на четырнадцать сотрудников было восемь разных типов компьютеров: от ИВК-2 с КАМАКом до встроенной в измерительный комплекс HP с довольно мощным языком HPL. Для символьных вычислений (то, что иногда именуют компьютерной алгеброй) очень подходил язык функционального программирования muMATH пакета muSIMP. Сейчас этот пакет называется Derive. (Я, правда, не увидел, что его внутренний язык теперь доступен пользователю.) На изучение muMATH мне пришлось потратить несколько месяцев - до того момента, когда стало понятно, что подходы, привычные для процедурных языков программирования, здесь не работают, нужно совершенно иначе думать. Для сравнения замечу, что язык программирования типа Фортрана учится в течение дня, т. е. ровно столько времени, сколько нужно, чтобы прочитать описание. После muMATH было уже совсем просто изучить Turbo-Prolog, на котором писались простые экспертные системы.

Похожие вещи происходят и сейчас, но уже не только с программистами, а с более широкими массами - необходимо перестроить мозги с инженерного мышления, на которое ориентировано наше образование, на бизнес-мышление, которое когда-то было в нашей стране, но сейчас основательно подзабыто.

Мое утверждение не голословно, в молодости я очень много времени провел в Исторической библиотеке в Армянском переулке, успев попасть туда до того, как опасные для власти материалы начали изымать из свободного доступа и прятать в металлические шкафы. Очень интересны и удивительно актуальны и сейчас учебники по бухгалтерскому учету для коммерческих училищ царской России.

Бизнес-мышление очень сильно отличается от мышления технического, и многие руководители компаний, воспитанные в советской технической среде, никак не могут “перевернуть мозги” в другую сторону. Думаю, что это один из самых сильных тормозов нашей компьютерной индустрии. Я знаю первых лиц фирм, у которых замечательные команды, классные технологии, раскрутка которых дает выход на миллиардные рынки, и в то же время понимаю, что эти люди не заработают больше полумиллиона долларов, - мешает менталитет.

Большой бизнес требует от бизнесмена огромной работы над собой: непрерывно искать новые возможности, уметь общаться с партнерами, учиться говорить, улыбаться и убеждать. Эту работу чувствуешь, глядя на тех ведущих менеджеров нашей ИТ-индустрии, кто сумел перестроиться. Однако на это у них ушло от пяти до десяти лет. Драгоценное время - за этот период и рынок изменился, и многие из тех возможностей, которые были вначале, объективно исчезли.

У Евгения Бутмана в конце встречи возник вопрос - а почему же мы все время видим одни и те же лица, где подрастающая смена? На самом деле молодые ребята в компьютерном бизнесе появляются, но нам всем хочется, чтобы их было больше. И не в роли яппи, а в роли владельцев бизнеса, ибо они гораздо более кровно заинтересованы в развитии бизнеса, а следовательно, и в процветании страны.

Интересно, что вы думаете по поводу бизнес-образования и бизнес-мышления? Пишите мне по адресу: chief@pcweek.ru.

Версия для печати