Евгений Адлеров: “Издательский бизнес - это просто!”

ИНТЕРВЬЮ

В сентябре “СК Пресс” отмечает свой десятилетний юбилей         

Мы решили обратиться к Евгению Адлерову не только потому, что он один из основателей и бессменный издательский директор “СК Пресс”, лучше всех способный рассказать о своем детище-юбиляре. Когда у человека за плечами трудный, но успешно пройденный десятилетний марафон большого, неуклонно растущего проекта, его в’идение развития отечественного издательского бизнеса, неразрывно связанного с судьбой всего ИТ-рынка, - это уже нечто большее, чем просто частное мнение.

PC Week: Как и когда возникла идея выпуска ИТ-журнала, создания издательского дома?

Евгений Адлеров: Все начиналось вовсе не с идеи создания издательского дома. Просто возникла новая страна Россия, в которой полным ходом шла перестройка, реорганизация общества, появился качественно новый рынок. И на рубеже 1990-х годов мы решили внимательно посмотреть на этот рынок и понять, что ему нужно. Изначально мы планировали заняться здесь офшорным программированием. Однако после первых проб быстро поняли, что организовать этот бизнес в то время (в 1989-1990 гг.) было невозможно. Программисты отличались недисциплинированностью, аналитиков просто не существовало. Что такое выполнение и сдача проекта в жесткие сроки, никто не понимал. Стало ясно, что в Россию офшорное программирование придет лет через десять, что мы сегодня и наблюдаем.

Одновременно мы четко видели, что страна испытывает реальный информационный голод. Старые средства массовой информации либо уже умерли, либо находились при смерти, а новые еще не появились. Была острая необходимость в СМИ свободного рынка, свободной экономики, действующих по правилам, принятым во всем мире. При советской власти пресса, конечно, существовала, но подчинялась совсем другим законам. Рядом могли сосуществовать прекрасные (например, “Наш современник”, “Иностранная литература”) и совершенно пустые издания. Главное тогда было иметь соответствующее министерское разрешение.

Евгений Адлеров: “"СК Пресс" будет расширяться

и выходить за пределы сектора ИТ”

PC Week: Вы говорите “мы”. Нельзя ли уточнить, кто конкретно начинал отечественный PC Magazine и как это происходило?

Е. А.: Когда я говорю “мы”, то, конечно, имею в виду не только себя, но в первую очередь Александра Канна, который, собственно, и приехал в Москву, чтобы организовывать офшорное программирование, а также ряд западных партнеров. Поскольку мы все так или иначе вышли из ИТ-индустрии или были с ней неразрывно связаны, то и заинтересовались, естественно, рынком ИТ-прессы. Тогда одним из самых популярных компьютерных журналов в мире считался Byte; как технологическому изданию, ему не было равных. Мы написали бизнес-план и подали его владельцам журнала. Однако от них очень долго не было ответа. Прошел месяц, другой, а связаться с директором по международным лицензиям никак не удавалось. Устав ждать, мы решили передать бизнес-план в компанию Ziff-Davis, владевшую молодым, агрессивным и быстро растущим журналом PC Magazine. Ответ не заставил себя ждать. Лицензию нам дали легко и свободно, сказав: “Хотите издавать в России PC Magazine? Давайте, ребята! Нам это интересно!”. Вот так появился на свет PC Magazine/USSR.

PC Week: Очевидно, получить лицензию и дать старт проекту - трудная задача. Но, наверное, не менее, а возможно, и более сложная задача вырастить издание и закрепить его на рынке?

Е. А.: Судьба PC Magazine/USSR, вскоре переименованного в PC Magazine/RE, складывалась достаточно спокойно и постепенно. Я хочу еще раз подчеркнуть и надеюсь, читатель тоже это понимает, что существовала уникальная издательская практика, которая называлась “пресса Советского Союза”, а есть профессиональная издательская практика, которая существует во всем мире. Поэтому все первые российские рыночные издания, как в компьютерной, так и в любой другой нише, не могли рассчитывать на молниеносный успех. Их становление шло одновременно с переучиванием читателей, ростом у них понимания, что это другая пресса, живущая по рыночным законам, что журналы надо покупать, поскольку они стоят реальные деньги. Приходилось приучать рекламодателя к тому, что реклама в России существует и работает, что это действительно одна из функций прессы - связать рекламодателя с потенциальным покупателем. Все это заняло несколько лет. Поэтому сначала PC Magazine/RE был маленьким, медленным и, я бы сказал, не очень перспективным проектом. И лишь в 1995 г. стало ясно, что проект состоялся - превратился в реальный бизнес, демонстрирующий потенциал роста.

PC Week: А когда стало ясно, что пора расширять круг изданий?

Е. А.: Приблизительно в 1995 г. И не надо искать каких-то сопутствующих знаковых событий на ИТ-рынке. Имела место нормальная прогрессия развития. PC Magazine/RE становился все лучше и лучше, частотность его выпуска повышалась, тираж увеличивался, журнал выходил вовремя и вовремя доставлялся читателю. Тогда уже существовал еженедельник ComputerWorld - это была единственная серьезная ИТ-газета, и ей, соответственно, нужен был конкурент. Таким конкурентом и стал PC Week/RE. Все очень просто.

С момента, когда появилось второе издание, наш бизнес стал по-настоящему значимым. Очень быстро, менее чем за год, PC Week/RE добился успеха. Фактически тогда и сформировался издательский дом и стало понятно, что можно мощнее двигаться дальше.

Мы вошли в отечественный ИТ-рынок в самом начале его формирования и сразу же стали его частью. Вместе росли, праздновали, выходили из кризисов, переживали  девальвации, т. е. жили с ним вместе. Наше развитие происходит естественно и просто, здесь нет никаких суперидей. Мы видим нишу, в которой у нас нет издания, и закрываем ее. Если мы оказались успешны в одних нишах, то можно предположить, что будем успешны и в новой.

PC Week: “СК Пресс” издает преимущественно лицензионные издания. В то же время практика PC Week/RE, да и других изданий, показывает, что переводов публикуется минимальное количество. Что важнее: всемирно известная торговая марка или контент, учитывающий специфику местного рынка?

Е. А.: Безусловно, сейчас контент важнее. Но нельзя говорить, что лицензии не имели значения, потому что мы уже выпускаем практически полностью локальные издания. Без них процесс становления был бы гораздо более трудным, ведь вначале те же PC Magazine/RE и PC Week/RE были практически неприбыльными или минимально прибыльными. Чтобы выпускать журналы без лицензий, нам пришлось бы увеличить штат, чтобы меньше переводить и больше писать самим.

PC Week: А не становятся ли в современных условиях лицензии обузой, излишним финансовым бременем?

Е. А.: На мой взгляд, нет. У каждого бизнеса, как и у каждого человека, есть своя история. Существуют исторические аспекты, традиции, этика. Я считаю, что мы должны навсегда сохранить лицензионный статус тех своих изданий, у которых он есть.

PC Week: Как будет развиваться ИТ-рынок и какие в связи с этим перспективы у издательского дома?

Е. А.: Прогнозировать очень трудно. Сегодня рынок уже не растет теми темпами, которые были в 1995-1998 гг. Он быстро вырос до определенного объема и теперь развивается более естественными, меньшими темпами. Что, наверное, хорошо. Я полагаю, что если экономика в стране будет нормальная (хорошей ее вряд ли удастся назвать), то ИТ-рынок будет расти нормально, а вместе с ним и издательский бизнес.

В то же время ИТ-рынок взрослеет. Пройдет еще 10 лет, и компаниями будут управлять те, кому сегодня 20-25. Им нужны будут другие журналы, другие газеты. Мы надеемся, что к тому времени наши издания тоже станут другими. Вообще, специализированные издания - это не вечная вещь, это не журналы мод или интерьеров. Они теряют свою актуальность, свою молодежность, если хотите. Поэтому в одной и той же нише всегда возникают новые издания, появляются другие, молодые взгляды на динамично растущие вещи.

Если говорить о стратегии, то я считаю, что издательский дом “СК Пресс” должен расширяться и выходить в новые ниши, в том числе за пределы сектора ИТ. Тогда он получает возможность балансировать, сглаживая возможные потери или низкую интенсивность роста в одной нише успехом в другой. Поэтому в следующие несколько лет мы будем предпринимать много усилий для того, чтобы диверсифицировать издательский дом.

PC Week: ИТ-пресса, по определению, должна отражать состояние ИТ-рынка. А в какой мере она может на него воздействовать?

Е. А.: Существует мнение, что любая пресса - это четвертая власть. Но специализированная пресса становится такой властью только в том случае, если рынок достаточно широкий. Можно утверждать, что американский PC Magazine в состоянии воздействовать на большой рынок США. А в России рынок все-таки небольшой,  его костяк составляют семь, может быть, девять тысяч компаний. Это очень мало для такой большой страны. А когда рынок маленький, пресса, на мой взгляд, больше отражает реалии рынка, чем воздействует на него. Она, естественно, формирует какие-то его аспекты, этические например. Компании А, наверно, будет не очень приятно, если о ней напишут, что она обманула компанию В или С. Пресса цивилизует рынок любого масштаба, борясь против произвола и анархии, публично устанавливая этические нормы. Но все-таки это скорее отражательная функция. Чтобы пресса получила возможность говорить: “А делать надо так!”, рынок должен быть очень широким и высококонкурентным. А ни того, ни другого у нас пока нет.

PC Week: Чем для вас лично является PC Magazine/RE, с которого начинался “СК Пресс”?

Е. А.: Для меня журнал PC Magazine/RE - это первенец, всегда вызывающий самые теплые чувства.

PC Week: Спасибо за беседу.

С Евгением Адлеровым беседовал заместитель главного редактора PC Week/RE Алексей Максимов.

Версия для печати