“АйТи” уходит от красоты идеи - к капитализированному прагматизму. А стоит ли?

CТРАТЕГИИ

Стратегия компании - дело деликатное, я бы даже сказала интимное. Публично о ней топ-менеджеры заявляют не так уж часто, что в целом понятно: в глубине их душ остается опасение, что кто-то из конкурентов, узнав о новых планах, может обойти на вираже. Вывод отсюда простой: если о смене стратегии громко объявляют, значит, это для чего-то нужно...

11 сентября, пользуясь традиционным осенним оживлением на компьютерном рынке, компания “АйТи” (www.it.ru) послала закодированный message его игрокам, сообщив о некоторых элементах своей стратегии на 2001-2003 гг. Ключевые ее компоненты на самом верхнем концептуальном уровне выглядят так:

- в указанный период компания будет предпринимать шаги по переходу к полносервисной системной интеграции, развивая существующие и предлагая новые услуги. За первое полугодие 2001 г. рост оборота имеющихся сервисных направлений, к которым относится ИТ-консалтинг, заказная разработка, обучение и др., составил около 15% (численность сотрудников одного только центра заказных разработок, по словам президента “АйТи” Тагира Яппарова, выросла в этом году в пять раз). Это воодушевило компанию на создание новых сервисов, таких, как аудит и консалтинг в области управления проектами и консалтинг по созданию корпоративных систем качества;

- в некоторые направления предусматривается систематически привлекать инвестиции (насколько удалось понять, речь идет о западных инвестициях прежде всего в заказные разработки);

- намечена активизация усилий по выходу на новые регионы (страны СНГ и дальнее зарубежье). Из “ближних” территорий особое внимание уделяется Украине и Казахстану, где уже идут работы с местными партнерами;

- планируется повышать среднегодовой валовый доход компании на 20-25% ежегодно;

- для достижения перечисленных выше целей уже осуществляется переход к новой модели управления, уход от неповоротливой иерархической структуры к более плоской и более управляемой. Это подразумевает перегруппировку ресурсов и образование бизнес-единиц, наделенных тактической самостоятельностью и имеющих возможность распоряжаться собственным бюджетом. Однако, как прозвучало на пресс-конференции, статус отдельного юридического лица получают лишь те бизнесы, в которые будут привлекаться инвестиции. Переход же в статус открытого акционерного общества случится не ранее, чем через 3-5 лет.

Игорь Касимов: “Сегодня у меня

ощущения, как во время первого бала...”

Как мы наблюдаем, переступив в прошлом году десятилетний рубеж существования компании, топ-менеджеры “АйТи” еще громче заговорили о необходимости самостоятельности подразделений, занимающихся разными видами деятельности, об открытости и сокращении внутренних издержек (замечу в скобках, что само преобразование оргструктуры без издержек, как правило, не проходит...).

“Мы долго управляли компанией полновластно, - признался Игорь Касимов, второй (помимо Тагира Яппарова) отец-основатель “АйТи”, а также генеральный директор компании, для которого прошедшая встреча с прессой явилась первым (!) публичным выходом “в свет”. - Теперь мы хотим увеличить отдачу от вложенного капитала, а в дальнейшем - и капитализацию компании, повысив полномочия руководителей второго уровня”. Тагир Яппаров дополнил сказанное: “Хочется сделать компанию проектно-ориентированной и ресурсно-управляемой”.

Резонен вопрос: как все эти стратегические изменения сказываются, к примеру, на сегодняшнем развитии продуктовых линеек “АйТи”? По словам Тагира Яппарова, большие изменения произошли в серии “БОСС”. Сейчас акцент делается на два продукта - “БОСС-Кадровик” и “БОСС-Референт”. “БОСС-Компания” и “БОСС-Корпорация” ушли в тень (навсегда или временно - еще неясно). Зато “АйТи” берется теперь за работы, ранее ей не свойственные: проекты внедрения ERP-систем “высшей лиги” (в работе уже Oracle Applications) и проекты интеграции различных унаследованных систем с SAP R/3. Впрочем, их процент в обороте всей компании, где по-прежнему доминируют сетевые проекты (около 75%), пока незначителен.

“Надо же, Касимов вышел из

подполья!”, - подумал Тагир Яппаров

“Раньше нас больше интересовала красота идеи, - отметил Тагир Яппаров, - теперь же мы становимся более прагматичными, сообразно сегодняшнему состоянию отечественного рынка. Стремимся стать более рентабельными и более клиентоориентированными”. Для ускорения реализации последнего устремления специалисты “АйТи” осваивают мощную CRM-систему, которую после завершения локализации собираются внедрить у себя и предложить заказчикам.