КРУГЛЫЙ СТОЛ

Эдуард Пройдаков, Ирина Дмитриева

В середине сентября издательский дом “Коммерсантъ” совместно с компаниями Accenture и IBS и общественным экспертным советом по информационным технологиям Госдумы провел круглый стол “Роль государства и бизнеса в формировании информационного общества”. Учитывая важность темы, мы записали выступления участников круглого стола и публикуем их в сокращенном виде.

Ведущий: На основании предварительно полученной нами информации можно сказать, что существует три основных направления, по которым действует государство. Во-первых, это адресная инновационная политика, в том числе развитие системы образования, во-вторых - создание определенных условий, конкурентной среды, способствующей развитию рынка, и, наконец, что очень важно, что подчеркивали все, -  это пример государства в деятельности по внедрению новых технологий. Тему, которую мы будем сегодня обсуждать, можно сформулировать таким образом: готово ли государство рассматривать российскую индустрию ИТ в качестве перспективной и создавать условия ее развития? Способна ли сама индустрия доказать свою значимость и лоббировать свои интересы? В принципе, Россия обладает довольно большим потенциалом для развития индустрии ИТ, и грех не использовать его в правильном направлении. Собственно, с обсуждения этого вопроса мы и начнем наш круглый стол, и я хотел бы передать слово Андрею Афанасьевичу Кокошину, заместителю председателя комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Андрей Кокошин: Спасибо. Я всегда настаивал, что в нашей стране государство может и должно играть гораздо большую роль, чем это предусмотрено упрощенными новолиберальными схемами. К сожалению, я помню, как в начале 90-х годов шла выясняловка: ты рыночник или не рыночник? Прямо как “ты за третий интернационал или против?”. А надо было сосредоточиться вот на чем: “Давайте посмотрим, что же реально, прагматично можно сделать для развития наукоемких технологий?” Государство обязательно должно стимулировать развитие авиакосмической промышленности, как делают самые рыночные страны. Не было бы никакого Европейского аэробуса, если бы государство не вложило в его производство гигантские средства, и до сих пор вкладывает, несмотря на все вопли в Америке о том, что это, мол, противоречит правилам конкуренции! А в ответ мои друзья из этой компании говорят, что “Боинг” и “Локхид” скрыто субсидируются через пентагоновский заказ и объем заказа “Боинга” равен всему оборонному бюджету ФРГ. Вот вам роль государства в самой рыночной стране. К сожалению, наша идеология отстраненности государства от важнейших направлений развития науки и техники, определяющих лицо современной экономики и процветание рыночных стран, зашла слишком далеко, однако последние решения Правительства и Президента позволяют надеяться, что мы начали разворачиваться в нужную сторону.

Андрей Кокошин

Мы наконец-то вышли на новый уровень понимания и на новые возможности стимулирования развития информационных технологий и создания современного информационного общества в нашей стране. Худо-бедно, я думаю, все-таки определенный перелом в сознании нашего Правительства произошел, и мы в Думе наблюдаем эту тенденцию, развивающуюся в том числе благодаря усилиям нашего Совета по информационным технологиям. Что можно и нужно сейчас делать? Ну, во-первых, я считаю, что государство может и должно существенно увеличить расходы на информационные технологии, на информатизацию государственного аппарата. Сделав первый шаг, нужно еще решить массу проблем в рамках государственных программ, в том числе в рамках программы “Электронная Россия”. Я недавно посмотрел, как эта программа расписана по ведомствам. Сделано это очень профессионально, видимо, с учетом мирового опыта. Очень важное направление - информатизация всей образовательной сферы, за что активно берется сейчас государство. Нам удалось добиться увеличения расходов на образование на 64% по сравнению с 2001 г. В основном, конечно, эти деньги пойдут на рост заработной платы преподавателей, что правильно. Мы поставили вопрос перед Президентом о том, что нужна массовая переподготовка преподавателей, потому что просто ставить компьютеры в школы нельзя, некому будет учить детей с ними работать, да и в вузах, кстати сказать, многие преподаватели стали блестящими специалистами еще в докомпьютерный век и их тоже нужно соответствующим образом готовить. И если мы обеспечим этот рывок, если сумеем переподготовить школьных учителей и преподавательские кадры вузов так, чтобы они смогли освоить основы современных информационных технологий, это даст мощный импульс всей системе образования. Ну и соответственно мы должны существенно увеличить расходы на техническое оснащение вузов, техникумов и средних школ. После того как наш Президент заявил, что из федерального бюджета будет выделен на эти цели миллиард рублей и примерно столько же должны выделить субъекты Федерации, можно считать, что “процесс пошел”.  Правда, насколько мне известно, пока не все субъекты Федерации это сделали. Но это только самое начало. В принципе, образование - это такая сфера, где расходы можно и нужно значительно увеличить. И от этого конечно же должны выиграть наши отечественные производители “железа” и программных продуктов. Но есть еще несколько сфер, где государство должно сыграть существенную роль. Многие здесь присутствующие активно участвовали в обсуждении вопроса о том, что нам делать с 25-й главой Налогового Кодекса, и мы, слава Богу, нашли концептуальный подход. Мы договорились о том, что будем через поправки к Налоговому Кодексу добиваться стимулирования не производителей, а потребителей информационных технологий и прежде всего программных продуктов. Эта формула оказалась по-настоящему рыночной, она сродни тем, что действуют во многих развитых странах. Нам удалось добиться внесения очень важных поправок, которые заработают, я думаю, с 1 января 2002 г. Они будут стимулировать потребителей, реально снизят налоговое обложение при приобретении программных продуктов. Сейчас у нас возникла подобная задача применительно к Налоговому Кодексу. Наш экспертный совет собирался в горячее летнее время, и мы создали рабочую группу, состыковали с главной рабочей группой Думы по Таможенному Кодексу. В общем, смысл всего нашего труда состоит в том, чтобы сформулировать такие поправки, которые стимулировали бы экспортеров. А наш экспортный потенциал в области программных продуктов огромен, и это все знают. Кроме того, введение поправок стимулировало бы развитие производства в области информационных технологий за счет облегчения условий импорта комплектующих. Что касается информатизации госаппарата, то здесь бизнес уже имеет достаточный опыт, чтобы подсказать правительству, что и как делать. Поскольку государственные структуры довольно инерционны и консервативны, то очень быстрой реакции на внешние изменения от них ожидать нельзя. И если нет постоянного воздействия со стороны общественности, парламента и бизнеса на госаппарат, то последний всегда имеет тенденцию избрать какую-то модель и по ней работать, хотя внешние условия могли уже совершенно измениться. Сейчас существует опасность слишком увлечься освоением всякого рода техники, насытить самой современной техникой многие наши ведомства, но уже через два-три года она превратится в морально устаревший хлам. И тогда значительные вложения, сделанные государством, очень быстро окажутся девальвированными. И вот здесь использование  корпоративного опыта внедрения информационных технологий, думаю, очень важно, чтобы вся эта программа была более эффективной. Вот, собственно, все. Спасибо за внимание.    

Андрей Морозов

Андрей Морозов, начальник департамента Минюста РФ: Для того чтобы можно было нормальным образом, на уровне мировых стандартов развивать информационные технологии, нужна законодательная база, которая сегодня развита очень слабо. Сейчас около сорока законопроектов в этом направлении находится в той или иной стадии готовности на рассмотрении в Правительстве, Государственной Думе и т. д. Вторая проблема - это реализация принятой законодательной базы, т. е. управленческая пирамида. Кто сегодня, скажем, на уровне Администрации Президента, занимается информатизацией? Никто. Кто в Правительстве занимается информационными технологиями? Никто. Нет структурных подразделений ни в Администрации Президента, ни в аппарате Правительства, которые определяли бы политику развития информатизации России. Слава Богу, нашлись ребята в Министерстве связи, но это исполнительная ветвь. А политические решения по информационным технологиям, к сожалению, до настоящего времени не вырабатывались. И еще один момент. Если мы говорим о том, что не воюем винтовкой М-16 и танками “Абрамс”, тогда следует признать, что нам надо поднимать элементную базу производства, которая была уничтожена в 90-х годах, поднимать разработку системного программного обеспечения к этой элементной базе. Поэтому три момента - законопроектная работа, управленческая пирамида, а также  элементная база плюс системное программное обеспечение - дадут бизнесу нашей страны возможность построить то, о чем он мечтает.  

Продолжение следует

Версия для печати