РЕШЕНИЯ

Несмотря на наступление эпохи электронного бизнеса (хотя, наверное, лучше говорить уже об “электронной жизни”), число бумажных документов отнюдь не уменьшается, особенно пересылаемых по обычной почте, что видно из отчетов почтовых ведомств всех стран и индивидуального опыта любого из нас на бытовом уровне.

Здесь нет никакого парадокса - информационный обмен растет еще более стремительными темпами, и если бы не электронные средства коммуникации, то человечество, видимо, уже вырубило бы все леса для производства бумаги. Но электронная почта не может полностью заменить традиционную хотя бы потому, что существует огромное число сфер деятельности, где использование бумаги если не обязательно, то по крайней мере предпочтительнее с точки зрения пользователей. Одна из таких областей - биллинг (составление и рассылка персонализированной информации, в первую очередь счетов клиентов).

Структура автоматизированной системы печати и упаковки счетов и

персонализированной корреспонденции на основе технологий Xerox

Термин “биллинг” стал использоваться в русском языке относительно недавно, и его появление непосредственно связано с переходом экономики нашей страны на путь рыночного развития. В целом можно согласиться с тезисом классика о том, что “социализм - это учет и контроль”. Но тогда нужно признать, что рынок (капитализм) - это учет и контроль, возведенные в высокую степень, так как он характеризуется резким увеличением объектов хозяйствования и детализацией учета. Причем не только в производственной сфере, но и в социальной.

Все это хорошо видно на примере развития телефонной связи. Еще несколько лет назад биллинг здесь ограничивался учетом междугородней связи по довольно простым схемам. Использование мобильной связи потребовало применения биллинга на уровне локальной связи. И дело тут не только в росте затрат на учет со стороны провайдеров - пользователи требуют осуществления своего права на контроль за тем, за что они платят деньги и сколько.

В результате, хотя число сотовых телефонов сегодня еще существенно ниже, чем традиционных, объем рассылки персонализированных счетов в мобильном секторе связи значительно выше. А что же нас ждет, когда на “повременку” перейдут все телефонные компании? И это при том, что телефония - лишь вершина айсберга: персонализация учета и рассылки информации идет повсеместно (коммунальные услуги, кредитные карточки, налоги, пенсионное обеспечение, социальные и маркетинговые акции и т. д.).

Вместе с тем опыт операторов мобильной связи весьма характерен и поучителен, так как именно здесь решалась задача реформирования системы массовой рассылки платежных документов в условиях быстрого роста объема документов и ужесточения требований к качеству их оформления в сочетании с обострением конкуренции на рынке. Ведь сейчас коммерческие предприятия стали по-другому считать деньги: не полученная вовремя плата за предоставленные услуги - это прямые финансовые потери. Главный вывод тут достаточно очевиден: данная задача не может быть решена тривиальным увеличением принтеров для вывода информации. Необходимы качественно иные решения с использованием технологий промышленного масштаба; надо учитывать и то, что печать и рассылку счетов можно и нужно рассматривать как один из основных бизнес-процессов предприятия, такой же, как обеспечение качественной связи или зоны покрытия. Именно подобные технологии предлагает сегодня Xerox на базе семейства печатающих устройства Xerox DocuPrint* (скорость печати от 60 до 1000 листов в минуту) и упаковочного оборудования различного класса (от 4000 до 12 000 конвертов в час), работающих под управлением ПО Xerox Variable Data Intelligent PostScript PrintWare (VIPP).

В целом логика построения системы определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: получения требуемой производительности и поддержки высокого уровня надежности (в том числе предоставления гарантии сохранности информации). При этом важным фактором снижения стоимости проекта является увязка всех элементов единого технологического процесса. Именно здесь решающую роль играет VIPP, обеспечивающее гибкость и эффективность процесса печати и его согласованность с операциями упаковки, сортировки и доставки.

Схема взаимодействия компонентов системы в общем виде представлена на рисунке. Основная идея технологии VIPP - динамическое создание сложных выходных документов путем интеграции собственно исходных данных, поступающих из биллинговых приложений, и фиксированного их оформления. Такой подход позволяет решить две ключевые задачи: обеспечить независимость печати от внешних источников информации, в том числе различных баз данных или унаследованных систем (в простейшем случае данные передаются в виде тривиального текстового файла), и существенно, иногда в несколько десятков раз, снизить нагрузку на сеть.

Являясь открытым решением, VIPP базируется на технологии PostScript. Пользователь имеет возможность адаптировать системы под свои задачи как с использованием механизма настроек, так и программируя задания на языке высокого уровня. VIPP содержит большой набор готовых резидентных макросов для интерпретатора PostScript. Это облегчает задачу пользователю, так как избавляет его от необходимости изучать PostScript в полном объеме.

Отличительная черта системы - четкая идентификация каждой отпечатанной страницы с помощью штрих-кодов, на основе которых затем производится автоматическая компоновка и сортировка. VIPP позволяет анализировать информацию и управлять выводом (в том числе и содержанием штрих-кода) “на лету”, т. е. непосредственно в процессе печати. Более того, в штрих-кодах содержится закодированная информация, однозначно связывающая отпечатанную информацию с исходными данными, поступившими из внешних источников. Отдельный компонент комплекса обеспечивает формирование электронного архива документов, а также их публикацию в Интернете, в частности, для поддержки клиентской информационно-справочной системы.

Системы на базе данной технологии Xerox уже сегодня реализованы в целом ряде телекоммуникационных и энергетических компаний (состав потребителей отражает ситуацию с внедрением биллинговых решений промышленного масштаба). Одним из первых клиентов Xerox еще в 1997 г. стала компания “ВымпелКом” (торговая марка “Би Лайн”), решившая отказаться от использования традиционных сетевых принтеров и услуг бригады, занимавшейся ручной упаковкой абонентской корреспонденции, когда число ее клиентов превысило 50 000. Сейчас там работает комплекс на базе двух систем Xerox DocuPrint 4635 (135 отпечатков формата А4 в минуту) и упаковочная машина Pitney Bowes (до 8000 конвертов в час плюс возможность кроме счетов вкладывать в конверты и другие материалы, например, рекламу).

Помимо крупных операторов мобильной связи, таких, как “Би Лайн” и МТС, клиентами Xerox сейчас являются и предприятия электросвязи в различных городах России (во Владивостоке, в Иркутске, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и др.).

Говоря о внедрении промышленных систем подготовки и рассылки массовых печатных документов, следует отметить еще один побочный эффект их внедрения. Обладая достаточно мощными ресурсами, необходимыми для решения основной задачи - выпуска счетов, эти компании получили в свое распоряжение инструмент, помогающий им справляться с другими задачами, например класса CRM. Кроме того, есть возможность предоставления услуг хостинга, т. е. выполнения сходных задач (заказов) для других компаний на коммерческой основе, что позволяет заказчику получить дополнительную прибыль.

Xerox: (095) 956-4350.