SCM-СИСТЕМЫ

Сергей Бобровский, Елена Монахова    

Начало см. PC Week/RE, № /2001, с. 35; № /2001, с. 28; № /2002, с. 27.

Управление цепочками в XX веке

Развитие систем автоматизации работы цепочек поставщиков неразрывно связано с методологическими основами теории управления такими цепочками (Supply Chain Management, SCM). В идеале модель SCM предусматривает централизованное планирование деятельности всех компаний, объединенных в рамках этой модели, и децентрализованное исполнение ими своих прямых функций. На реализацию такой модели наибольшее влияние оказывают тенденции и темпы развития современных ИТ. Ведь SCM подразумевает включение в единую систему планирования информации о деятельности каждой задействованной в цепочке компании, которая может находиться в любой точке Земли.

Появившиеся в последнее десятилетие XX века ERP-системы позволили осуществить проекты с так называемыми линейными SCM-решениями, объединившими в слабо связанные последовательные цепочки многолетних партнеров - поставщиков, производителей, торговые структуры. Руководители смогли достаточно точно согласовывать основные бизнес-процессы и управлять не только отдельными функциями компании, но и ее деятельностью в целом - с учетом взаимосвязей с внешним миром.

Значительно трансформировались и требования к персоналу, использующему в работе SCM-системы. Менеджерам пришлось учиться не только эффективно взаимодействовать с коллегами из других подразделений и даже компаний, но и активно овладевать знаниями из смежных областей. Но более всего таких менеджеров отличает способность достигать взаимовыгодных решений с фирмами-партнерами.

Supply Web

Сегодняшние тенденции развития SCM-технологий вызывают оптимизм. Цепочки производителей, поставщиков, подрядчиков, транспортных и торговых структур переплетаются самым тесным образом и представляют собой уже настоящие сети (появились даже термины Supply Web и Supply Web Management). Компании объединяются в деловое сообщество, а грани между ними стираются. При этом возникает прозрачность совместной деятельности, исполнители могут оперативно подстраиваться под требования заказчиков, а также быстро выводить на рынок новые продукты, используя передовые методы прогнозирования и планирования.

Объединенные централизованное планирование и децентрализованное исполнение требуют наличия механизма быстрого реагирования на нештатные ситуации и соответственно менеджмента, реагирующего на события. Такое реагирование будут выполнять виртуальные группы специалистов из разных компаний, что значительно снизит всевозможные бизнес-риски. Информационная интеграция охватит все уровни организационного управления компаниями, что потребует переориентации менеджмента с задач управления корпорацией на задачи управления сетью. Например, при возникновении такого события, как аварийный сбой в работе одного из поставщиков некоторого товара, вся информация о ситуации с автоматически сгенерированными рекомендациями будет немедленно передана конкретному лицу, принимающему решение о поставках. В качестве рекомендации может быть предложен альтернативный товар или другой, более подходящий поставщик.

Там, за горизонтом

Таковы прогнозы в области SCM на ближайшие годы. А в более долгосрочной перспективе? Чтобы это понять, надо оценить влияние ИТ на SCM. Самое простое, дешевое и эффективное технологическое средство организации процессов управления и контроля за партнерскими сетями - это Интернет. Компании обычно начинают с объединения простейших видов деятельности с помощью э-писем и систем автоматизации документооборота, затем переходят к виртуальной стыковке важнейших бизнес-процессов, а потом сливаются в одну виртуальную корпорацию, в рамках которой происходит синхронизация всей сети. Это уже переход к глобальной э-коммерции, когда все без исключения бизнес-операции и платежи идут через Web. В результате не только существенно повышается производительность, но и значительно ускоряются все процессы, что дает качественно новые эффекты. Например, подобной сетевой системе удается минимизировать влияние практически любых негативных внешних воздействий и создавать новые продукты на порядки быстрее, чем конкуренты. Одной из первых корпораций, успешно перешедших к параллельному проектироанию своей продукции (лазерных принтеров) путем объединения групп разработчиков из разных стран, стала Hewlett-Packard. Такая компания, как Adaptec, ежегодно экономит 10 млн. долл., используя проектирование в Web-среде с партнерами из Японии. Приблизительно столько же экономят Boeing и TRW при проведении совместных научных исследований.

По мере распространения SCM-решений начнется постепенное закрытие крупных региональных складов - ведь их наличие обусловлено только нехваткой информации о доступном товаре и времени его транспортировки. Вместо складов всем желающим станет доступно единое виртуальное хранилище, в котором каждый товар будет характеризоваться только временем доставки (включающим, если нужно, и время производства). Немаловажно, что подобное хранилище позволит многим компаниям отказаться от долгосрочных и зависимых отношений с поставщиками. Уже сегодня такая корпорация, как General Motors, работая через э-площадку CommerceOne TradeXchange и подбирая поставщиков фактически в масштабе реального времени, экономит на издержках около 400 млн. долл. ежегодно.

В результате SCM послужит основой для транзакционной динамической логистики, когда прохождение каждой транзакции можно будет контролировать на всех этапах в масштабе реального времени.

Дополнительные аспекты развития SCM

Необходимо отметить еще несколько аспектов развития SCM-систем. В последнее время эти решения довольно активно дополняются средствами поддержки повторного использования товаров или их утилизации. Евросоюз предъявляет жесткие требования к странам-участницам по обеспечению экологически чистых технологий утилизации, например, выбрасываемой бытовой техники. Поэтому в современных версиях SCM-решений появляется несколько дополнительных витков обратной связи. Они замыкают либо покупателя и продавца, если речь идет о повторном использовании товаров, либо подразделения, ответственные за утилизацию, и перерабатывающие предприятия.

Ведутся серьезные исследования, прежде всего в США и Японии, направленные на автоматизацию всех процессов сбора, обработки и передачи сведений о местонахождении продуктов. В идеале каждый готовый товар и любая его составная часть, а также все средства доставки и хранения будут сопровождаться цифровой меткой, что позволит практически мгновенно получать необходимые сведения об их местонахождении и состоянии. Одна из подобных разработок - 96-битный идентификационный код ePC, с помощью которого можно будет получать через Интернет от SCM-системы исчерпывающую информацию о помеченном продукте (эта информация хранится в формате PML, основанном на языке разметки XML). Распространение ePC-решений начнется уже в 2003 г.

Все почти хорошо

С учетом всего сказанного понятно, что выбор SCM-системы - это крайне серьезное стратегическое решение, способное ускорить или замедлить развитие компании на многие-многие годы. Ведь сегодня в мире насчитывается около 500 поставщиков SCM-систем, а соответствующий рынок, подросший в 2001 г. на 13%, достигнет в 2002 г. 6,6 млрд. долл. (по данным AMR Research). При этом SCM-поставщиков можно условно разделить на две группы. Первая предлагает SCM-системы, направленные прежде всего на повышение прозрачности бизнеса и контроль за материальными и информационными потоками. Для интеграции КИС разных организаций в них предполагается использовать Интернет и язык XML. Вторая группа сосредоточилась на выпуске систем, занимающихся оптимизацией транспортных потоков и складской работы на основе современных математических подходов. Но оба эти подхода реально только повышают нагрузку на менеджеров, так как не ликвидируют хаос во взаимоотношениях, а лишь структурируют его и переводят на более высокий уровень. Ключевым звеном в такой системе по прежнему остается человек - ведь сама по себе общедоступность корпоративных данных или оптимизация транспортных потоков никакого эффекта не даст, если подобная деятельность не будет самым тесным образом увязана с деятельностью фирм-партнеров. Проще всего решать эту проблему в конкретной отрасли экономики, где процессы интеграции проходят естественно, поэтому, по мнению экспертов APICS, развитие SCM-систем пойдет по пути подготовки специализированных решений для вертикальных рынков, а пользователям придется активно сотрудничать с SCM-производителями, чтобы потом состыковывать их продукты с приложениями конкурентов. Такая тенденция будет скорее всего характерна и для России. Кроме того, в наших условиях достаточно высокую и быструю отдачу при организации совместной деятельности в рамках SCM-систем могут принести инвестиции в улучшение взаимосвязей между компаниями - прежде всего в скоростные телекоммуникационные каналы и стандартизацию отечественных протоколов обмена корпоративными данными.Статья продолжает серию публикаций, посвященных SCM.