ИНТЕРВЬЮ

Прошедший год оказался исключительно удачным для российского рынка крупных интеграционных проектов. Многие его участники отрапортовали как минимум о 30-50%-ных темпах роста объемов поставок и выполненных работ. О ситуации, складывающейся в области системной интеграции, наиболее востребованных технологических решениях, мотивациях российских заказчиков, взаимоотношениях ИТ-компаний и государства и других актуальных вопросах мы попросили рассказать руководителей крупнейшего отечественного интегратора “ТехноСерв А/С” (www.technoserv.ru) - председателя Совета Алексея Николаевича Ананьева и заместителя председателя Совета Леонида Леонидовича Винокурова.

Алексей Ананьев

PC Week: Как сложился для вашей компании прошлый год?

Алексей Ананьев: Для нас он стал годом реализации по-настоящему крупных интеграционных разноотраслевых проектов. Мы удовлетворены и качеством работы, и ростом числа проектов, и глубиной их проработки. В прошлом году мы смогли обеспечить 50%-ный рост бизнеса и реально превзошли уровень в 150 млн. долл. Учитывая, что это оборот только по системной интеграции - а мы не занимаемся ни дистрибуцией, ни продуктами low end, ни поставками персоналок, - такой результат для нашего рынка выглядит совсем неплохо. Мы ощущаем серьезную ответственность и готовы в 2002 г., не теряя ритма, темпов и качества работы, показать сопоставимый результат. Очевидно, повторить 50%-ный рост в силу объективных обстоятельств, складывающихся как на рынке в целом, так и в плане ресурсов компании, вряд ли возможно, но расширение бизнеса мы планируем. И судя по результатам первого квартала, так оно и происходит.

PC Week: А что значит “по-настоящему крупные проекты”. Ведь, собственно, крупные проекты - ваша специализация. В прошлом году они были крупнее крупных?

А. А.: Совершенно верно. Когда я говорю о по-настоящему крупных проектах, то имею в виду их многопрофильность. Это не просто большие инфраструктурные проекты, которыми мы занимаемся много лет, а комплексные, с реализацией серьезных решений по созданию защищенной вычислительной инфраструктуры, развертыванием больших телекоммуникационных и ERP-систем. Например, в прошлом году мы первыми в России поставили на крупнейшее промышленное предприятие - АвтоВАЗ - сервер Superdome компании Hewlett-Packard и инсталлировали его под критически важное для бизнеса приложение. Естественно, Superdome был в центре проекта, но вокруг него нам пришлось выстроить все окружение и осуществить перенос приложений, в итоге было реально обеспечено новое качество работы заказчика.

PC Week: Вы упомянули о разноотраслевом характере развития бизнеса в прошлом году. Заказчики из каких отраслей внесли наиболее существенный вклад в расширение бизнеса “Техносерва А/С”?

А. А.: Традиционно наш крупнейший заказчик - МПС. Но для нас принципиально важно, что в прошлом году доля проектов в других отраслях - промышленности, телекоммуникациях и пр. - выросла настолько заметно, что сегодня уже можно сказать, что монопривязанности компании больше не существует. Основной же вклад в 50%-ный прирост бизнеса внесли новые проекты, главным образом в телекоммуникационной области.

PC Week: А какого рода решения оказались востребованными в отрасли телекоммуникаций?

А. А.: В первую очередь это сетевые решения, связанные с построением больших распределенных сетей региональных и, что очень важно, создаваемых межрегиональных операторов. Сети последних покрывают огромные территории, объединяющие несколько регионов. Для них мы в прошлом году начали строить ИТ-инфраструктуру, включающую в себя как центры обработки данных с приложениями, так и сетевую инфраструктуру, обеспечивающую функциональность не только корпоративной, но и мультисервисной сети, на базе которой абонентам предоставляются новые услуги.

PC Week: Насколько остро стоит для телекоммуникационных операторов проблема быстрой окупаемости проектов, возврата инвестиций?

А. А.: Это принципиально важный момент при оценке проектов многими нашими заказчиками, ярко проявившийся в прошлом году. Практически никто уже не идет на технологические инвестиции ради технологических инвестиций. Конечно, крупные заказчики, безусловно, обращают внимание на повышение надежности систем, на их отказоустойчивость, но многомиллионный проект только ради отказоустойчивости позволить себе не могут. Им нужны проекты, которые реально являются рычагом развития бизнеса. А наша работа в телекоммуникационной области, на мой взгляд, ярко продемонстрировала, как проекты, емкие по вложениям, трудозатратам и территориальному охвату, начинают давать отдачу практически мгновенно. Поэтому на телекоммуникационном рынке мы себя позиционируем в качестве интегратора, эффективно реализующего крупные инфраструктурные ИТ- и сетевые проекты, жестко ограниченные по срокам внедрения и гарантирующие оператору реальный доход буквально через один-два квартала.

PC Week: Какова степень готовности вашей компании к реализации столь сложных и территориально распределенных проектов?

А. А.: Предыдущий опыт позволил нам хорошо подготовиться. Из года в год мы осуществляем техническую поддержку крупнейшей в стране вычислительной инфраструктуры МПС - от Калининграда до Сахалина. Там же, в МПС, мы сегодня координируем создание и внедрение типовой дорожной системы на базе R/3. А это сотни разработчиков и тысячи пользователей. Мы внедряем проекты по организации вычислительной и сетевой инфраструктуры предприятий ОАО “Связьинвест” и осуществляем их сервис. А это более тридцати предприятий по всей стране. Техническая поддержка “Мобильных ТелеСистем” также все более расширяется в географическом плане. Так что могу ответить коротко: сложные и географически распределенные проекты - это наша специализация. И степень готовности к их реализации является высокой и постоянной.

PC Week: А как добиться постоянной готовности к оперативному внедрению новых технологий? Ведь им надо научиться и хоть немного попробовать их в деле+

А. А.: Эта проблема решается. Например, четыре года назад мы пришли к необходимости серьезно расширять свою экспертизу в сетевых технологиях. Все эти годы мы посвятили систематическому повышению квалификации своих сотрудников и, что самое главное, росту числа специалистов. И на сегодняшний день мы де факто стали серебряным партнером Cisco. Нужно быть готовым инвестировать в людей, понимая, что далеко не все из них, даже продавцы, начнут сразу же давать отдачу. Надо, очевидно, уметь выбирать людей, у которых есть личностный, человеческий, профессиональный потенциал, и творчески стараться его использовать.

Леонид Винокуров

Леонид Винокуров: Могу добавить, что специалисты должны все время учиться и быть готовыми в любой момент начать внедрение новых технологий. Ведь современный подход к системной интеграции предполагает постоянную готовность интегратора применять новые, нетрадиционные для себя технологии. Если ты не берешь на себя ответственность за такие решения - теряешь заказчика. Если справляешься с ситуацией и стремительно набираешь экспертизу - компания развивается и в плане технологий, и в плане бизнеса. Руководству же приходится соблюдать оптимальный баланс между приемом готовых специалистов и выращиванием собственных, угадывая, в кого выгоднее инвестировать средства.

PC Week: Наверное, это крайне сложно, правильно инвестировать в людей на перспективу, не имея готового ответа о степени их пригодности?

А. А.: Это может показаться сложным, если вообразить, что “ТехноСерв А/С” сколотил некую деревянную скамейку длиной метров в 40, посадил на нее людей и они сидят, ждут своей очереди. Нет, все постоянно задействованы в проектах. Просто когда мы принимаем решение о том, что идем в новую для нас область знаний и деятельности, то вместе с имеющимися специалистами обдумываем, кто мог бы заняться повышением своей квалификации в этой, зачастую смежной области. Речь вовсе не идет о том, чтобы кто-то начинал с чистого листа, преемственность всегда присутствует. К тому же мы работаем только в сфере информационных технологий. Другое дело, что какие-то новые области время от времени даже здесь для себя открываем. Но процесс этот не форсируем, всеядными быть не стремимся и за многие вещи просто не беремся. Фактически придерживаемся здорового консервативного подхода.

PC Week: Если судить по опыту реализации проектов в прошлом году, какие технологии из состояния готовности перешли в состояние востребованности?

Л. В.: Таких технологий много. В прошлом году, на наш взгляд, Fiber Channel и SAN окончательно превратились в промышленный стандарт в части хранения данных, востребованный рынком. Другая важная тенденция - все больше заказчиков запускают проекты по созданию резервных центров. А это значит, что технологии бесперебойной работы, такие, как кластеры и удаленное зеркалирование, также переходят в зону промышленного использования.

Если отвечать на этот вопрос в разрезе приложений, то здесь главное то, что Интернет все больше становится не только стандартом общения, но и универсальной средой разработки. Следовательно, в ближайшем будущем все больше и больше будут доминировать портальные решения для систем внутренней автоматизации, а новые ERP-, CRM- и SCM-продукты изначально станут Интернет-продуктами. Мы также надеемся, что в этом году заказчики начнут активно использовать мобильные решения на базе карманных ПК.

А. А.: Действительно, многие наши заказчики начинают понимать, что приложения - это не только информативно-аналитическая система, а реальный и очень эффективный инструмент для выстраивания управленческих решений. Другой пример - центры сертификации, которые еще полтора года тому назад существовали только в лабораторных образцах, а сегодня находят широкое практическое применение как средство обеспечения информационной безопасности. В прошлом году мы реализовали несколько подобных проектов с полнофункциональными центрами сертификации, в частности систему Интернет-бэнкинга, а также брокерский проект для одной из ведущих инвестиционных компаний. Ведь у миллионов клиентов должна быть полная уверенность в том, что все данные, которыми они обмениваются через онлайновые банковские, брокерские и другие инфраструктуры, надежно защищены. Вообще говоря, благодаря тому, что в конце прошлого года был принят закон об электронной цифровой подписи, появилась возможность наполнять многие технологические решения, связанные с IP-технологиями, реальным бизнес-содержанием. В таких условиях центр сертификации становится новым ключевым продуктом, способным потянуть за собой на рынок целую вереницу других технологий - от прикладных до инфраструктурных.

PC Week: А какие технологии из тех, что развиваются на Западе, но до России пока в силу различных причин не дошли, могут представлять практический интерес в обозримом будущем?

А. А.: Может быть, я покажусь неоригинальным, но я не думаю, что нас ждет что-то революционно новое, блестящее, громадное, но пока нам неизвестное. Так уж складывается последнее время, что практически все жизнеспособное, что появляется на Западе, почти одновременно появляется и у нас. Другое дело, что, возможно, здесь это не получает сразу широкого распространения. Например, когда в 1997 г. технология сетей хранения данных SAN только вышла за рубежом, мы практически одновременно с первыми ее внедрениями в Европе поставили SAN во Внешэкономбанке, объединив порядка десяти серверов НР и сведя все воедино на платформе EMC. Или возьмем новую, перспективную, но дорогую технологию передачи разнородных протоколов большого объема по одному каналу DWDM, решающую проблему роста трафика, заполнения магистралей, расширения возможностей сетевого обмена и др. Пока ее распространение в России тормозят реальные масштабы бизнеса отечественных операторов связи, но мы, несомненно, стоим на пороге начала реализации DWDM-проектов. Я уверен, что многие наши коллеги-интеграторы тоже внедряют элементы самых современных решений в тех областях, в которых специализируются.

Л. В.: Нам также абсолютно ясно, что все отрасли и предприятия в массовом масштабе будут рано или поздно обрастать собственной сетевой инфраструктурой, строить свои сети передачи данных. Без этого просто невозможна ни офисная, ни стратегическая автоматизация. А самое главное - невозможно действительно эффективное управление географически распределенным бизнесом в реальном масштабе времени.

PC Week: В чью пользу, как правило, решают заказчики дилемму - строить и поддерживать свою информационную систему или воспользоваться услугами аутсорсинга?

А. А.: Подавляющее большинство заказчиков строит критичные для них системы, с помощью которых они зарабатывают деньги, у себя. А самый наглядный пример аутсорсинга, которого не было еще несколько лет тому назад и который сегодня чрезвычайно популярен, - сервис. Сейчас практически никто из наших заказчиков сам свою ИТ-инфраструктуру технически не поддерживает. Эксплуатирует, конечно, сам, но технический сервис обеспечиваем мы, причем даже на самых-самых закрытых предприятиях. У нас для этого даже есть отдельное подразделение, сотрудники которого имеют различные уровни допуска. Это крупное (чуть менее 100 человек) централизованное подразделение, работающее как в онлайновом режиме, так и непосредственно на местах - отдельные его сотрудники проводят на объектах заказчиков большую часть рабочего времени.

PC Week: А какую роль играет технический центр вашей компании, напичканный, насколько я знаю, мощнейшей и весьма дорогостоящей техникой?

А. А.: Технический центр необходим системному интегратору, и затраты на его оборудование совершенно оправданны. На размещенной в нем компьютерной и сетевой технике постоянно работают наши специалисты, занимающиеся технической поддержкой и моделирующие реальные ситуации, возникающие у заказчиков. Это позволяет им находить пути решения проблем, опираясь на результаты тестовых прогонов, а не только на теоретические данные из книжек. Кроме того, мы регулярно ведем опытные работы, помогающие заказчикам принимать решения по тем или иным техническим либо архитектурным вопросам строительства и развития своих информационных систем. Крупные и очень крупные заказчики, как правило, хотят получить полную информацию о качестве работы именно их приложений на сопоставимом оборудовании и увидеть, что происходит при росте нагрузок, увеличении мощности процессоров и т. д.

Л. В.: Технический центр оказал нам огромную помощь, еще когда мы только выстраивали свой бизнес. Без него в 1993 г. мы вряд ли смогли бы убедить пользователей EC’овского оборудования в реальности перехода на IBM’овские мэйнфреймы. Позднее в нашем техническом центре мы подключали к единой системе хранения на базе EMC разнородные платформы (Mainframe, Unix, NT) и отрабатывали модель их удаленной защиты. Это нужно было отлаживать на демонстрационном оборудовании в 1999 г., чтобы заказчики сегодня использовали его в промышленном режиме. Сейчас в нашем техническом центре на десятках разнородных серверов, мультитерабайтных системах хранения, сетевых стендах отрабатываются сложнейшие системные и прикладные технологии. И все это необходимо, чтобы независимо от сложности технологии гарантировать заказчику ее эффективное использование.

PC Week: Решает ли такой перенос наследуемых приложений на современные мэйнфреймы проблемы развития ИС предприятий в долгосрочной перспективе? Или рано или поздно все-таки придется мигрировать на альтернативную архитектуру?

А. А.: Смотрите, в течение последних трех лет и НР, и Sun, и Compaq все чаще говорят о начале производства техники класса мэйнфреймов. Это означает признание существования определенного пласта техники, к функциональным и архитектурным преимуществам которой нужно стремиться. С точки зрения архитектуры верхнего уровня наблюдается постепенное сближение двух технологий, сегодня уже нет жесткого архитектурного противопоставления Unix-серверов и IBM’овских мэйнфреймов. Кроме того, в архитектурном плане современный Unix и NT многое заимствуют у мэйнфреймов. Так, суперсовременная многодоменная архитектура мощных UNIX-серверов использовалась под названием LPAR в системе S/390 еще в начале 90-х годов. А концепция SAN была воплощена в то же время в виде устройства под названием Escon Director.

Более того, давно устарели представления о том, что IBM’овский мэйнфрейм - система закрытая, т. е. ущемляющая интересы клиента, загоняющая его в прокрустово ложе решений только этой корпорации. На таком мэйнфрейме, если нужно, можно запускать Unix или Linux не как гостевую систему, а просто как основную ОС. Представьте себе, на таком сверхмощном компьютере крутится тысяча Linux’ов! Но самое главное, что эта технология, существующая с 1964 г. (уже почти 40 лет!), отточена, вычищена и оптимизирована на порядок лучше любой другой. Unix, естественно, тоже далеко не новичок, но сколько там еще предстоит сделать!

Конечно, переход на мэйнфреймы совсем не очевиден. Как правило, нужна соответствующая предыстория, а также финансовая и операционная готовность предприятия. Просто так с “персоналки” на мэйнфрейм не перепрыгнешь. Многое упирается в наличие подготовленных кадров. Хотя возможность использования на мэйнфрейме Linux как основной системы в известной степени снимает остроту кадровой проблемы. Трудно загадывать, но в среднесрочной перспективе я практически уверен в мэйнфрейме.

Л. В.: Давайте взглянем на проблему выбора архитектуры глазами не системщика, а ИТ-менеджера, отвечающего за то, чтобы информационная система функционировала как надо и чтобы денег на нее уходило меньше. Вот у меня на мэйнфрейме годами эффективно “трудятся” унаследованные, хорошо отлаженные приложения, критичные для бизнеса. Предположим, я могу их перенести на Unix-систему. А какое новое качество я приобрету, потратив уйму денег и два года труда? Получу то же самое на Unix-платформе? Мне кажется, лучше избрать другой путь, по которому идет весь мир. Если приложение работает, то давайте оставим его на мэйнфрейме и добавим ему новое качество. Например, доступ к данным организуем не с зеленого текстового терминала, как раньше, а через красивый разноцветный браузер. Мы считаем, что критически важные для бизнеса приложения не надо переносить с мэйнфрейма на другие платформы. Их нужно совершенствовать эволюционным образом. Именно таким путем идет успешное развитие МПС’овской системы управления пассажирскими перевозками “Экспресс”.

Другой пример: кое-кто считает, что мэйнфрейм устарел, особенно если заказчику нужно консолидировать Web- или иные прикладные серверы. Но мировой опыт свидетельствует, что мэйнфрейм под Linux - далеко не худший вариант для такой консолидации. Многие предприятия, по крайней мере на Западе, сегодня используют мэйнфрейм как сверхэффективное средство для поддержки большой корпоративной вычислительной мощности, рассчитанной на десятки тысяч пользователей, скажем, ERP-систем класса SAP R/3. Какие после этого могут быть аргументы, что это не открытая платформа?

PC Week: Очевидно, с точки зрения надежности, катастрофоустойчивости, целостности, защиты от несанкционированного доступа мэйнфрейму равных нет. Но ведь и стоит он запредельные для многих предприятий деньги+

А. А.: Это уже не совсем так. Сегодня мэйнфрейм по цене не сильно отличается от “накрученного” НР Superdome или Sun’овского пятнадцатитысячника!

PC Week: Давайте вернемся к рынку проектов. Какими критериями руководствуется заказчик, выбирая интегратора?

А. А.: На западном рынке существуют устоявшиеся бизнес-рейтинги, которые помогают оценить состоятельность ИТ-компаний. При их составлении рассматриваются различные экономические показатели: объем бизнеса, чистая прибыль после уплаты налогов, у публичных компаний - доход на акцию и т. д. Что в конечном итоге и дает понимание уровня капитализации компании. А далее независимые аналитики, основываясь на оценках емкости рынка, могут определить рыночную долю той или иной фирмы. В России же, где нет открытых ИТ-компаний и рынок в целом закрыт для объективной оценки экономических показателей, реально сказать, кто есть кто на рынке, могут лишь вендоры, которые информируют общественность, с кем они делают больше бизнеса, и чаще всего не скрывают его объемы. И в этом смысле для нас очень важно, что для IBM, Xerox, Sun мы в России партнер номер один, Hewlett-Packard видит нас в тройке основных партнеров, а SAP удостоила награды наш проект в МПС. Все это и позволяет нам претендовать на место как минимум в тройке ведущих российских интеграторов.

PC Week: Еще одна актуальная тема - взаимоотношения государства и ИТ-бизнеса. В прошлом году государство наконец-то обратило внимание на отрасль информационных технологий. Плюс немалые деньги были брошены на тендеры разных уровней. Что из сделанного на госуровне можно считать существенным для развития отечественного рынка и индустрии? Что бы вы отнесли к разряду первоочередных задач?

А. А.: Обратите внимание на последнюю встречу Президента с научной общественностью. Первый вопрос В. В. Путина был об информационных технологиях. Заметьте - ни об оружии, ни о геноме человека! Вопрос звучал примерно так: что нам нужно сделать для того, чтобы поднять в России бизнес информационных технологий? Есть ли у нас шансы и где они? Уже судя по этому вопросу, Президент абсолютно ориентируется в предмете, что в сочетании с потоком происходящих событий - подготовка программы “Электронная Россия”, принятие закона об электронной цифровой подписи, встречи с руководителями ИТ-компаний и др., - безусловно, влияет на подъем отечественного ИТ-рынка.

В прошлом году мы ощутили предметное, заинтересованное внимание к отрасли со стороны госорганов, главным образом Министерства по связи и информатизации, в нынешнем оно усиливается, причем не только к реализации государственных программ, но и к росту ИТ-рынка как такового. Я думаю, что это в первую очередь результат неравнодушного отношения самого министра г-на Реймана. Как государственный человек, он заинтересован в развитии ИТ-рынка и в пользовательском плане, и в плане создания новых отечественных технологий. Наиболее часто упоминаемое воплощение этого интереса в жизнь - программа “Электронная Россия”, связанная с автоматизацией государственных органов. Другая, практически не освещаемая форма проявления заинтересованности - регулярные встречи министра с руководителями ведущих ИТ-компаний. До настоящего времени это происходило не реже чем раз в квартал. А недавно г-н Рейман создал специальный экспертный совет по информационным технологиям, в который вошли 14 человек и который призван обсуждать реальные, конкретные вопросы. В ходе общения с членами этого совета г-н Рейман стремится получить идеи непосредственно от практиков ИТ-рынка, узнать планы и проблемы ИТ-компаний. И самое главное, для нас абсолютно ясно, что министр не настроен что-то насаждать. Это совершенно новый алгоритм взаимодействия с властью. И, на мой взгляд, чрезвычайно положительный.

PC Week: На этом фоне, как вы оцениваете перспективы развития ИТ-рынка?

А. А.: Очевидно, ИТ-рынок будет расти, если получит больше инвестиций. В интеграционном бизнесе это предполагает появление новых заказчиков и готовность старых выделять больше денег на автоматизацию. Но это не произойдет само собой, рост рынка нужно готовить - принимать на вооружение критичные и ключевые технологии, а также вырабатывать квалификационные требования для госаппарата в сфере работы с информацией, которые будут мотивировать подавляющее большинство как госорганов, так и, что самое главное, негосударственных организаций этим требованиям соответствовать и их превосходить. Например, то, что одним из первых в программе “Электронная Россия” ставится вопрос о внедрении электронного документооборота, вовсе не значит, что речь идет об отказе от бумаги. Просто внедрение электронного документооборота потребует повышения уровня компьютерного и информационно-технологического обеспечения всего процесса. А стало быть, потянет за собой необходимость решения и инфраструктурных, и прикладных проблем. В результате постановка задачи на госуровне становится мощным импульсом для развития всего рынка. И это лишь один момент, а сколько их таких+

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати