КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Эдуард Пройдаков

     А она была готова                 

     За мной хоть на край света+

     Где края света?                    

     Нету. И некуда идти.            

     Михаил Щербаков

Конец мая и начало июня в жизни компьютерного сообщества были наполнены разнообразными событиями:

- отметили десятилетия системный интегратор компания КРОК и инженерная компания Spirit. Обе они в чем-то уникальны и по праву находятся в числе лидеров в своих секторах рынка. Редакция PC Week/RE c удовольствием присоединяется к хору поздравлений, прозвучавших в адрес КРОКа и Spirit’а;

- созданная в ноябре прошлого года Ассоциация компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, www.apkit.ru) провела первую конференцию. Напомню, что в АП КИТ вошли 30 компаний, высшим органом является Правление, в которое избраны: Е. Бутман (DPI), В. Васин (R-Style), Г. Генс (ЛАНИТ), О. Дергунова (Microsoft), Б. Нуралиев (“1С”), М. Краснов (Verysel). Устав ассоциации устанавливает 50-процентную ротацию правления каждые полгода.

Как пояснил исполнительный директор ассоциации Николай Комлев, цель конференции - рассказать о том, чем ассоциация сейчас занимается. В первой части конференции выступили Ольга Дергунова, Леонид Рейнман (министр связи РФ), А. Шубин (депутат Госдумы РФ) и др.

Г-жа Дергунова констатировала, что сейчас отрасль подошла к состоянию, когда фирмам нужно уметь договариваться как при решении конкретных задач внутри отрасли, так и в диалоге с государством. Из ее доклада стало понятно, что после создания деятельность ассоциации сконцентрировалась на пяти основных направлениях. Были созданы комитеты, занимающиеся вопросами:

- таможенной политики;

- интеллектуальной собственности;

- международных отношений и инвестиций;

- стандартизации;

- образования.

Леонид Рейнман посетовал на крайне низкую распространенность компьютерных технологий в России. По его данным, на 100 жителей страны приходится всего 7,5 домашнего компьютера. Полностью согласен с г-ном министром относительно крайне низкой распространенности ИТ, но, на мой взгляд, положение еще хуже. Честно говоря, непонятно, откуда взялась названная цифра. По моим прикидкам, она сильно завышена. При населении России 145 млн. человек число домашних ПК должно составлять около 11 млн. шт. В то же время с 1990 г. в страну ввезено всего около 10 млн. компьютеров. Цифра весьма приблизительная (плюс-минус 20%), потому что в начале 90-х годов таможенного учета ввозимых компьютеров вообще не было. (Я видел тогдашние отчеты таможен: “ввезено 20 тонн компьютеров”, “ввезено три вагона ПК” и т. п.) Кроме того, необходимо учитывать амортизацию техники. Здесь все очень туманно. По нормативам, списывать ПК учреждения имеют право через восемь лет, хотя на самом деле надо бы через пять. За восемь лет машины трижды морально устаревают. Однако при этом непонятно, как учитывать апгрейд ПК. Это новая машина или восстановленная старая?

Почему важно знать число установленных в стране компьютеров? Да потому, что исходя из этих данных планируются многие другие показатели. Чего стоит все планирование, если в его основе лежит недостоверная информация? Типичный пример: нам постоянно говорят о росте промышленного производства в России, а я уже два квартала наблюдаю стагнацию рынка. Как-то еще живет проектный бизнес, но лето наступило в бизнесе на месяц раньше прошлогоднего. У знакомых директоров компаний проблема - чем загрузить производства и как сохранить кадры, которые сегодня самый большой дефицит. Ну и кому прикажете верить?

Выступление г-на Шубина на конференции АП КИТ произвело на меня просто удручающее впечатление. Основной его лейтмотив: платите денежки, обеспечьте нам поддержку на выборах, а мы будем лоббировать ваши корпоративные интересы. Это что, и есть государственный комплексный подход к проблеме развития высоких технологий в стране? Да, любой парламент в мире лоббирует интересы бизнеса, но при этом все понимают, что интересы конкретной фирмы или ведомства не должны идти во вред стране. Во время второй части конференции АП КИТ обсуждались поправки к уставу. Перевыборы дирекции пройдут осенью.

А между тем в эти же дни в Санкт-Петербурге, к сожалению, без присутствия компьютерной прессы, под эгидой Минсвязи РФ прошел российско-японский круглый стол по инвестициям в информационные технологии. С японской стороны в нем принимала участие представительная делегация - почти 40 человек. (Отмечу, что в городе на Неве за последние пару лет сделано очень много для создания инфраструктуры ИТ-бизнеса. Поэтому неудивительно, что первый крупнейший в России форум по аутсорсингу, в котором примет участие более 200 фирм, также проходит не в Москве. Известно, что на него собирались приехать многие американские заказчики.) На встрече рассматривалось участие японских инвесторов в трех основных отраслях, в том числе связи и телекоммуникациях. Как отметил один российский участник круглого стола, у японцев возник некоторый комплекс по поводу их отставания от американцев в использовании интеллектуальных ресурсов России. Существует и другое мнение, что успех данного мероприятия был обусловлен недавней встречей В. В. Путина с премьер-министром Японии.

Наконец, отмечу проходившую в Москве 3-4 июня конференцию “Электронная Россия - человеку, обществу, бизнесу”. Поскольку это важнейшее событие месяца, мы о нем расскажем подробно в следующих номерах. Но вот о чем пришлось задуматься, слушая доклады на этой конференции.

Компьютеры от социума отделить уже довольно трудно. Какие вопросы здесь мне представляются нерешенными?

1. Построение и защита национальной инфраструктуры. Когда значительная часть электронной почты, для того чтобы из одного российского города попасть в другой, по пути выходит за пределы страны - о какой информационной и экономической безопасности может идти речь? Известно, что анализ одиночного письма почти ничего не дает, но когда накапливаются данные по миллионам писем, можно получить очень интересную статистику, что разведки любой передовой страны обычно и делают. В частности, об американской системе “Эшелон” в компьютерной прессе прошло множество публикаций. Поэтому правильно ли, что у нас автомобили строят дороги? То есть сначала к Интернету за год будет подключено 10 000 школ, а потом выяснится, что нужно вложить миллиард долларов в магистральные сети.

2. Паразитный трафик. Спам, массово рассылаемый по российским адресам американскими и азиатскими фирмами, на самом деле вещь далеко не бесплатная: если многие пользователи не чувствуют на своем кошельке его стоимость, то кому-то все равно за него приходится платить - и немало.

3. Фильтрация контента. При интернетизации школ, построении домашних сетей в стране юридически и технически не решены вопросы защиты детей от порнографии, материалов криминального и расистского содержания. Покупая ребенку доступ в Интернет, родители должны быть твердо уверены, что их чадо не попадет в “плохую компанию”. (Но, скажете вы, есть еще такая напасть, как телевидение. Однако навести там порядок технически гораздо проще: как всегда, нужна политическая воля - Президента, Думы, правительства и активная позиция населения.)

4. Планирование Интернета. По существу, планированием развития Интернета в государстве никто не занимается. Каждый оператор делает кто во что горазд, с учетом корпоративных интересов, но совершенно без царя в голове. Какие бизнесы мы хотим видеть в Сети через год, пять, десять лет? Что будет, если пользователей Интернета станет в три раза больше? а в десять? В США подобные вопросы изучаются с начала девяностых годов. Кто этими вопросами занимается в России? Возможно, где-то в Минсвязи РФ это и обсуждается, но в последние годы данное ведомство отнюдь не стало доступнее для журналистов, скорее наоборот.

5. Проблемы с интеллектуальной собственностью в Интернете. Например, с одной стороны, мы хотим пользоваться электронными библиотеками, а с другой - размещение книг в Интернете часто нарушает авторские права.

6. Увеличение числа социальных контактов, сужение круга реальных друзей, рост индивидуализма, снижение способности решать жизненные проблемы. Развитие коммуникационных функций компьютерных технологий ведет к очень сильным изменениям в социуме. И здесь, безусловно, государству и обществу следует заранее научиться предсказывать последствия этого, чтобы минимизировать негативные явления.

Версия для печати