ИНТЕРВЬЮ

Сергей Токмаков: “Нужно уметь делать то, что не умеют другие!”

Продолжаем рассказ о стратегии компании Sterling Group (www.sterling.ru), не так давно отметившей свое десятилетие (см. PC Week/RE, № 15/2001, с. 1). На вопросы нашего специального корреспондента Владимира Митина отвечает президент Sterling Group Сергей Токмаков.

Сергей Токмаков

PC Week: Сергей Петрович, Sterling Group - одна из немногих российских интеграторских компаний, внедривших у себя ERP-систему SAP R/3. Что это дало компании?

Сергей Токмаков: В настоящее время R/3 - это информационный стержень управления компанией, который позволяет просчитать любые организационные решения. Сказать, что внедрение проходило гладко и безболезненно, я, конечно, не могу. Не верьте тому, кто скажет, что можно внедрить ERP-систему легко и быстро. Это непростой и достаточно длительный процесс. Заниматься им следует лишь в том случае, если вы точно знаете, зачем вам нужна такая система. Мы это знали, когда в 1996 г. начинали проект по внедрению SAP R/3. Во-первых, мы понимали рыночную перспективность данного направления. Во-вторых, у нас уже были потенциальные заказчики таких проектов. В-третьих, один из основополагающих принципов деятельности нашей компании следующий: все сложные технические решения вначале проверить на себе - в своей корпоративной сети передачи данных, информационной системе, системе управления предприятием. Естественно, помимо результатов “лабораторного эксперимента” мы собирались получить те самые реальные преимущества для бизнеса, о которых говорится в материалах SAP.

Мы выбрали поэтапный процесс внедрения. Это позволило, с одной стороны, вкладывать деньги в систему постепенно, а с другой - обеспечить ее масштабируемость. Сегодня в компании под управлением SAP R/3 функционирует около 50 рабочих мест: вся бухгалтерия, склад, часть руководства, отдел закупок, отдел по работе с клиентами, занимающийся подготовкой технических предложений, а также отдел кадров и делопроизводство (вся деловая переписка идет под управлением средств R/3).

Сейчас я даже не представляю себе, как можно управлять компанией без этой системы. Она очень многогранна, позволяет постоянно наращивать возможности ИС, включая в работу новые функции. Сейчас, например, мы осваиваем компоненты CRM из пакета mySAP.com.

PC Week: Затраты на внедрение ERP-системы уже окупились?

С. Т.: Окупились, причем многократно. В частности, за счет того, что мы получили уникальный опыт инсталляции весьма сложной системы: выявили “узкие места”, на которых процесс внедрения может застопориться, проанализировали причины, предложили эффективные приемы работы. Впоследствии это позволило нам практически без проблем и в разумные сроки внедрить R/3 у 10 наших клиентов (в общей сложности около 2000 рабочих мест, взаимодействующих примерно с 40 серверами). Я думаю, что если бы мы в качестве испытательного полигона использовали одного из заказчиков, то молва об этом распространилась бы достаточно быстро и с нами мало кто захотел бы иметь дело. А сейчас все идет гладко: например, в конце прошлого года в “Татнефти” (в управлении “Татнефтеснаб”) мы начали проект по автоматизации оперативного и бухгалтерского учета, контроля за движением товарно-материальных ценностей в системе SAP R/3. В июле мы уже сдаем этот проект. Срок его реализации составит всего семь месяцев.

PC Week: Фактически речь идет о тиражировании апробированного решения?

С. Т.: Конечно, с точки зрения экономного расходования ресурсов возможность тиражирования апробированного решения очень привлекательна. Хотя бывает и так, что какой-то проект нас привлекает не столько текущей доходностью, сколько своей перспективностью. Иногда тот или иной проект, в котором использовались совершенно новаторские подходы, затем удается тиражировать в десятках организаций. В целом мы все же стараемся не распылять усилия своих специалистов и стремимся ограничить число предлагаемых на рынке решений. Так, мы предлагаем три ERP-системы: SAP R/3, Oracle Applications и ACCPAC. Последний из этих пакетов является, скорее, учетным, чем аналитическим и предназначен для предприятий среднего бизнеса. Основанные на нем решения приблизительно в пять раз дешевле, чем их аналоги на базе SAP R/3. Кроме того, система ACCPAC полностью русифицирована. Широкомасштабное распространение ее в нашей стране только начинается, и мы помогаем развиваться этому процессу.

PC Week: Ваша компания пробовала работать на зарубежных рынках?

С. Т.: Мы сотрудничаем с предприятиями Украины и Белоруссии по направлениям, связанным с ERP-системами.

Компания также вышла на зарубежный рынок автоматизации проектирования, в частности в области судостроения. Мы изготовили чертежи для судостроительных компаний из Сингапура, Норвегии. Выполняем заказы на конструирование и для отечественных корабелов. В ходе одного из проектов для российского заказчика, например, мы предложили совершенно новую технологию, обеспечивающую стыковку баз данных, формируемых у проектанта в процессе создания рабочей документации и на судостроительном заводе, и получение адаптированной технологической документации. Эта технология позволяет значительно сократить срок обработки рабочей документации на заводе, а также повысить ее качество.

Наша компания предоставляет на рынке судостроения уникальную услугу: наряду с конечной рабочей документацией формируется трехмерная модель конструкций. Она позволяет контролировать качество разрабатываемой документации, а кроме того, ее затем можно использовать на всех этапах жизненного цикла объекта. Построение такой модели - ноу-хау нашей компании. Для этого мы применяем инструментальную систему FORAN норвежской фирмы Sener.

Значительный опыт сотрудничества с Sener, в том числе и при выполнении проектов за рубежом, привел нас к идее создания на базе Sterling Group российского центра компетенции по проектам с использованием ПО FORAN. На данный момент по этому вопросу ведутся переговоры.

PC Week: Среди ваших клиентов много предприятий нефтегазовой и нефтехимической отраслей. Вы предлагаете для них какие-то специфические услуги?

С. Т.: Одним из наших первых клиентов в 1992 г. стало объединение “Мегионнефтегаз”, которое сейчас входит в компанию “Славнефть”. Тогда мы создали корпоративную ЛВС “Мегионнефтегаза”. Сотрудничество с объединением оказалось настолько удачным, что последовал заказ на дальнейшее развитие сети. Занимаясь внедрением современных сетевых технологий, мы вникали в суть производственных процессов компании. Вначале перед нами не стояла задача создания систем управления уровня предприятия, исследования бизнес-процессов и т. п. Но через некоторое время оказалось, что мы спроектировали программный комплекс, позволяющий собирать и обрабатывать всю информацию, имеющую отношение к разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа.

Суть этого продукта вот в чем. Основной капитал любой нефтедобывающей компании - ее скважины (как добывающие нефть, так и нагнетающие воду, чтобы эту нефть вытеснить). Каждая скважина характеризуется определенным набором данных: это и информация о ее местоположении, глубине, характеристиках установленного на ней оборудования, а также о том, сколько нефти выкачано из данной скважины и сколько и какого раствора в нее закачано, под каким давлением и т. д. Если собрать сведения обо всех скважинах в одном месте, то на их основе геологи могут определить форму пласта и рассчитать, как на этот пласт следует воздействовать, чтобы выкачать максимум нефти при минимуме затрат.

Сейчас этот программный комплекс компания выпускает под торговой маркой OilServer. Его оценили и другие нефтегазодобывающие организации. Сегодня у заказчиков устанавливается третья версия продукта. В ней используется единая модель данных, которая соответствует рекомендациям международного нефтяного комитета (POSC), объединяющего практически все крупные нефтедобывающие компании мира и всех основных производителей компьютерного оборудования. Это значит, что наша система абсолютно совместима с геофизическим ПО таких мировых производителей, как, например, Shlumberger.

PC Week: Есть ли у Sterling Group другие собственные программные продукты?

С. Т.: Наш второй фирменный продукт - диспетчерская интегрированная система контроля и управления сетевым электроснабжением ДИСК 110, уже внедренная нами на четырех предприятиях. Она включает не только специализированное ПО контроля и управления энергоснабжением, но и всю необходимую для его работы аппаратуру: датчики, преобразователи, соединители и т. д. Отечественный рынок таких систем - сотни и тысячи предприятий, особенно в свете грядущих коммерческих расчетов за потребляемую электроэнергию. Комплекс сертифицирован как средство коммерческого и технического учета электроэнергии и мощности и внесен в Госреестр средств измерений.

У нас есть и своя комплексная система автоматизации управления автотранспортными предприятиями - TransBase. Ее сегодня используют более полутора десятков заказчиков.

PC Week: Есть ли в сфере вашей специализации технологии, которые широко применяются на Западе, но в России пока не получили должного распространения?

С. Т.: Пожалуй, нет. Наши интеграторы осваивают новые технологии достаточно быстро. Другое дело, что ИТ-бюджеты наших заказчиков несоизмеримо меньше, чем у их западных коллег. Несколько лет назад мне довелось побывать в одной канадской нефтедобывающей компании, где из 2000 человек персонала 80 приходилось на отдел АСУ и годовой бюджет этого отдела составлял 25 млн. долл. Вы видели в России хотя бы одну фирму, где годовой бюджет ИТ-отдела достигает 25 млн. долл.?

В то же время на Западе, на мой взгляд, некоторые технологии применяются ради самих технологий. Что является следствием хорошего их маркетинга (вспомните недавние бумы, связанные с Интернет-технологией или “Проблемой 2000”). Или взять процессорную гонку: для работы большинства клиентских мест SAP R/3 вполне достаточно машин на базе 386-го процессора, работающих под управлением MS-DOS...

PC Week: Заметили ли вы какие-либо изменения в психологии клиентов, которые произошли за время работы вашей компании на рынке системной интеграции?

С. Т.: Многие компании перестали закупать оборудование ради оборудования - чтобы “выглядеть не хуже, чем соседи” - и стали приобретать комплексные средства решения проблем предприятия. Сегодня все больше клиентов формулируют свой заказ следующим образом: “Из-за отсутствия оперативной информации о текущем детальном состоянии бизнеса я ежегодно на одних только штрафах теряю около 2 млн. долл. Мне нужна система (и как можно быстрее), позволяющая уменьшить эти штрафы на порядок”. Или: “У меня под загрузкой постоянно находится несколько десятков цистерн. Можете ли вы построить систему, обеспечивающую оптимальный процесс загрузки?”. Разговаривать с такими клиентами - одно удовольствие: сразу выявляются аспекты бизнеса, способные принести экономический эффект, и просчитываются затраты, на которые может пойти предприятие ради его достижения.

PC Week: Борьба между отечественными интеграторами усиливается или все клиенты между ними уже “поделены”?

С. Т.: Особенность текущего момента в российской экономике состоит в том, что на большинстве промышленных предприятий основные производственные фонды крайне изношены и требуют замены. При этом предприятия закупают за рубежом не только оборудование, но и всю прилагающуюся к нему компьютерную инфраструктуру: серверы, рабочие станции, специализированное ПО и т. д. Добавьте сюда стоимость консультационных услуг - и получите миллионные суммы, которые буквально на глазах уплывают из рук отечественных интеграторов.

Нам нужно бороться не между собой, а за свое место на мировом рынке специализированного ПО и оборудования. Крупные тендеры, связанные с компьютеризацией государственных структур или с проектами федерального масштаба, общеизвестны, а вот о крупных тендерах на автоматизацию промышленных предприятий что-то не слышно. Возможно, это происходит потому, что отечественные интеграторы еще не набрали должного веса в глазах российских промышленников. Но это - дело времени. Практика показывает, что серьезные отечественные интеграционные компании не распадаются, а с каждым годом становятся все сильнее.

Большинство крупных заказов на проекты по автоматизации промышленных предприятий в настоящее время уходит за рубеж. А ведь в России тысячи заводов и фабрик. В целом по стране почти половина денег, уплачиваемых за ИТ-консалтинг, уходит в карманы зарубежных специалистов. Надо бороться за то, чтобы их доля постепенно уменьшалась. Что касается сумм, затрачиваемых на покупку лицензий на ERP-системы, то едва ли их существенная часть будет оставаться в России. Дело в том, что по функциональности отечественные ERP-системы уступают западным. Но не потому, что наши программисты хуже, а просто потому, что в развитие этих пакетов вложены совершенно разные деньги.

PC Week: Какие тенденции развития будут, на ваш взгляд, преобладать среди российских компаний-интеграторов в ближайшее время?

С. Т.: Вряд ли это будут процессы слияния/поглощения, особенно среди крупных фирм, которые и без этого в ряде случаев испытывают проблемы с управляемостью. Слияние может пройти гладко только у абсолютно “прозрачных” компаний. А много ли таких на нашем рынке? Я думаю, что преобладающей тенденцией будет специализация. Десятилетний опыт работы Sterling Group на российском ИТ-рынке убедительно свидетельствует: предлагать решения, которых нет у других, - интересно и перспективно.

Версия для печати