Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 20/ 2002, с. 24.

    

3. Создание новых подходов к архитектуре онлайновых взаимоотношений, подготовке кадров, информационному обеспечению и планированию при формировании электронного правительства

Кооперативная архитектура. Необходимость перехода к кооперативной архитектуре связана прежде всего с наличием большого разнообразия структур данных, типов компьютеров, видов приложений и категорий сетей.

Первый шаг на пути создания кооперативной архитектуры - определение общих услуг, которые могут быть предоставлены различными правительственными ведомствами и департаментами гражданам и юридическим лицам. Среди них такие, как обеспечение безопасности, трансграничные коммуникации, платежные системы и т. д. Широко предоставляя общие услуги, правительство получает возможность значительной экономии своих средств. В частности, при этом создаются условия для организации единого Интернет-портала, куда могут быть интегрированы самые различные виды правительственных услуг. Также появляются необходимые условия для того, чтобы все группы данных представлять в виде метаданных с перспективой создания общих словарей, позволяющих существенно облегчить совместное использование данных различными категориями граждан и юридических лиц. Далее электронные правительства должны обеспечить реальную поддержку таких общих услуг и определить их основные категории. Для решения этой задачи необходимо интегрировать и унифицировать всю имеющуюся в базах данных информацию, представляющую общий интерес.

В кооперативной архитектуре выделяется три основных уровня:

1) персональный (или пользовательский) уровень;

2) уровень процессов;

3) уровень данных.

Персональный уровень охватывает различные каналы доставки данных, унифицированный интерфейс пользователей, правительственный портал и сайты отдельных министерств и ведомств. На уровне процессов размещены приложения для предоставления различных видов услуг, например платежей, обеспечения безопасности, коммуникации данных и т. п. Наконец, третий уровень отражает структуру данных и их представление в виде метаданных, включая источники, типы и форматы данных.

Согласно прогнозам аналитиков, к 2003 г. правительства, которые не обеспечат создание кооперативной архитектуры в процессе формирования электронного правительства, с вероятностью 0, 8 потерпят полную неудачу, причем по причине того, что не сумели оправдать надежды граждан.

Финансирование. Огромную роль в формировании электронного правительства играет используемая модель финансирования. Поскольку в целом трансформация традиционного правительства в электронное охватывает все его подструктуры (министерства, департаменты и ведомства), необходима кооперация в сфере финансирования. Однако подобный вид кооперации на практике встречается редко, поскольку правительство должно контролировать все расходы. Правительству необходима определенная гибкость в деле финансирования, в частности за счет программ интеграции. Наряду с этим определенные долгосрочные финансовые обязательства и программы должны также взять на себя различные законодательные и исполнительные органы власти.

Определение ценности услуг гражданам. Критический элемент стратегии электронного правительства при определении размеров и приоритетности инвестиций - оценка качества услуг, предоставляемых гражданам. Ведомства и их эксперты обычно стремятся сфокусироваться на том, какие объемы затрат сопряжены с получением услуг, подразумевая под затратами время доступа к услугам или выполнение транзакций. Однако известно, что между услугами существует фундаментальное различие: одни из них являются особо значимыми для граждан (например, получение работы или кредитов), другие всего лишь вспомогательными (например, получение разрешений или лицензий на какой-либо вид деятельности). Поэтому специалистами разработана классификация услуг в зависимости от их ценности и стоимости для потребителя. Предложены четыре показателя:

1) потребители услуги, включая граждан и юридических лиц;

2) величина средней стоимости услуги для потребителя;

3) ценность услуги;

4) соотношение ценность/стоимость услуг.

При этом ценность услуг делится на три категории:

1) высокая (здравоохранение и образование и т. д.);

2) средняя (налогообложение);

3) низкая (сертификация, принудительные разрешения, штрафы и пр.).

По прогнозам аналитиков, к 2004 г. более 80% услуг, базирующихся на традиционных или разработанных для частного сектора электронного бизнеса приложениях, не смогут представлять (или представят в очень ограниченных размерах) ценность для программ электронного правительства.

Готовность к развертыванию электронного правительства. Готовность традиционного правительства к переходу на электронное правительство должна оцениваться по следующим параметрам:

- организационная готовность, учитывающая управляющую структуру, ориентацию на граждан, наличие квалифицированных специалистов и общую культуру;

- техническая готовность, учитывающая возможности приложений, инфраструктуру Всемирной паутины и обеспечения безопасной работы, а также возможности интеграции;

- готовность всего населения к использованию новых технологий, а также уровень преодоления проблем цифрового расслоения в обществе.

4. Заключение

Основные рекомендации по формированию электронного правительства, сформулированные экспертами Gartner на базе проведенного исследования, сводятся к такой последовательности действий:

- оценка готовности к переходу на э-правительства и потребностей граждан;

- определение достижимых целей по предоставлению населению ценных для него услуг и получению от них политической отдачи;

- обеспечение финансирования из всех возможных источников;

- разработка стратегии многоканального обслуживания широкого круга граждан и юридических лиц.

С авторами можно связаться по э-почте: sadroz@nccom.ru.

Версия для печати