ERP

Шведской компании Scala Business Solutions (www.scala.net), специализирующейся на разработке и внедрении ERP-систем, уже около 24 лет. За столь долгий срок в жизни фирмы были как стремительные взлеты, так и временные неудачи. В лучшие годы стоимость ее акций доходила до $11 за штуку. Сейчас эта цена стабильно колеблется между тремя и четырьмя евро. Таким образом, на фоне акций других фирм, которые сильно “похудели” за последние годы, компания смотрится неплохо.

Андрей Шабанов (слева) и Алексей Сараев:

“Раньше мы не старались создавать в России

мощную партнерскую сеть, но сейчас такая

задача перед нами поставлена”

Вот уже седьмой квартал подряд доходы Scala Business Solutions растут, и этот факт неизменно радует главу Scala CIS (www.scala.ru) Андрея Шабанова, отвечающего за продажи и поддержку продуктов Scala Business Solutions в России (85% общего оборота Scala Business Solutions по СНГ), Казахстане и на Украине.

В течение последних пяти лет Scala CIS работает с прибылью. Обороты в России составляют почти треть от оборотов в Восточной Европе. В свою очередь доля восточноевропейских операций составляет почти треть от мирового оборота.

По словам коммерческого директора московского офиса Scala CIS Алексея Сараева, во II квартале 2002 г. число фирм в СНГ, использующих продукты Scala, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% и достигло примерно 550. Среди новых клиентов - торговый дом “Электроизделия” (Екатеринбург), предприятие “Автоэлектроника” (Калуга), холдинг “Черкизовский агропромышленный комплекс” (Москва), российские филиалы компаний Rittal (Германия) и Pirelli (Италия) и т. д.

Г-н Сараев отметил, что четыре офиса Scala CIS (в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Алма-Ате) уже охватили практически всех заказчиков, до которых могли дотянуться собственными руками. Потенциальных же клиентов из удаленных регионов решено отдать на откуп партнерам. В России их шесть: “Уральский центр автоматизации” (Челябинск, партнер с 1994 г., самый образцовый), петербургская компания Digital Design (Санкт-Петербург, www.digdes.ru), а также московские фирмы “Траст Линк”, Sputnik LaBusiness Solutions (www.spklabs.com), V6 Company (www.v6.ru) и LBRN. По сравнению со II кварталом 2001 г. размеры партнерской сети Scala CIS не увеличились. Однако планируется предпринять определенные меры для укрепления этой сети.

Андрей Шабанов утверждает, что устойчивые финансовые успехи Scala позволили дополнительно инвестировать в разработку новых продуктов около 3 млн. долл. и до конца года увеличить отдел разработки ПО почти вдвое. В связи с этим следует напомнить, что у Scala Business Solutions основной центр разработки ПО ныне находится в Москве и располагается в том же здании, что и московский офис Scala CIS. В настоящее время он насчитывает около 120 человек и укомплектован исключительно российскими программистами. Еще есть центры в Швеции и Венгрии, но они значительно меньше.

Столь резкое увеличение числа “программеров” в рамках отдельно взятой фирмы - явление в наши дни довольно редкое. Об особенностях бизнеса компании - наш разговор с топ-менеджерами Scala CIS.

PC Week: В чем состоит специфика вашей системы?

Андрей Шабанов: Scala относится к классу параметрических ERP-систем. Поэтому ее подгонка под нужды клиента достаточно проста. Обычно она занимает от трех до шести месяцев (в зависимости от сложности проекта), не требует написания дополнительных программных модулей и состоит в том, чтобы придать определенные значения примерно трем тысячам параметров. Благодаря этому квалификация консультанта влияет в основном на время внедрения, а не на устойчивость и “скорострельность” инсталлированной системы. Иными словами, потребительские характеристики внедренной системы гарантированны и предсказуемы.

PC Week: В чем состоит специфика российского рынка ERP-систем?

А. Ш.: В России решения о внедрении ERP-систем принимаются либо слишком быстро, либо недопустимо медленно. В западных же странах время принятия решения о внедрении (или невнедрении) ERP-системы стабильно “умеренно” и обычно составляет от шести до девяти месяцев.

PC Week: Сколько новых клиентов вы реально можете “переварить”?

А. Ш.: Исполнительный директор Scala Business Solutions Майк Бардетт как-то сказал: “День, когда мы сможем немедленно обслужить всех новых клиентов, будет началом конца компании”. И действительно, мы намеренно строим свою работу так, что у нас постоянно ощущается нехватка штатных сотрудников. Тем самым оптимизируются затраты на ведение бизнеса. В то же время у нас есть штат внешних консультантов (своего рода “скамейка запасных”), состоящих из очень квалифицированных специалистов (в том числе наших бывших сотрудников). Этих консультантов мы привлекаем, когда волна заказов особенно высока.

PC Week: Другими словами, значительную часть рисков ведения бизнеса вы перекладываете на внешних консультантов? Ведь при отсутствии достаточного количества заказов они вынуждены “проедать” то, что заработали раньше!

А. Ш.: В какой-то степени да. Но есть люди, которых очень устраивает свободный график работы. Мы даем им задание, а уж они сами договариваются с клиентом о времени проведения консультаций. К тому же в некоторых странах налоговое законодательство устроено так, что быть “свободным художником” весьма выгодно (как самим художникам, так и работодателям). Разумеется, далеко не все наши “запасные игроки” являются домохозяйками или домохозяинами. Среди них много преподавателей и людей, владеющих несколькими специальностями. Ведь известно, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. То есть институт внешних консультантов не является какой-то особо изощренной формой эксплуатации интеллектуальной элиты+ В Швеции, например, практически все консультанты числятся в горячем резерве. И это никого, включая клиентов, не смущает. Если же говорить о московском офисе Scala CIS, то у нас 27 штатных консультантов (т. е. людей, работающих непосредственно с клиентами) и 12 внештатных. В случае необходимости эти цифры будут увеличены.

PC Week: Раньше большую часть ваших клиентов составляли западные фирмы, имеющие отделения в СНГ. Как обстоят дела сейчас?

Алексей Сараев: До августовского кризиса 1998 г. соотношение между западными и российскими партнерами Scala CIS выглядело как 90:10. В настоящее время этот показатель - 80:20. Я думаю, что процент отечественных фирм среди клиентов Scala CIS будет увеличиваться и в дальнейшем.

PC Week: Вас не пугает, что датская корпорация Navision a/s в июле стала частью подразделения Microsoft Business Solutions?

А. Ш.: Абсолютно нет. Ведь теперь главное внимание разработчиков Navision a/s скорее всего будет сосредоточено на создании единого решения, отличающегося от других ERP-решений, продвигаемых компанией Microsoft. Мы же последовательно развиваем свой продукт с момента основания компании и предоставляем клиентам полный спектр услуг по внедрению и поддержке. Мы также работаем на платформе Microsoft и используем последние достижения ее технологий. От указанного вами факта выиграли в первую очередь акционеры Navision a/s, нарастившие свои капиталы благодаря вливаниям со стороны империи Билла Гейтса+

Версия для печати