SofTool’2002: наблюдения и впечатления

ВЫСТАВКИ

Сегодня компании приурочивают к известной выставке не только выход новых версий

А еще несколько лет назад было именно так: к “Софтулу” большинство его участников старались подгадать объявление о выходе новой версии, модуля, а то и продукта, обставив это со всевозможной праздничностью. На нынешней выставке, которая по-прежнему остается смотром новых решений, спектр мероприятий гораздо шире. И конференция “ИТ в России” в этом году включала уже пять секций (“АСУ ТП”, “Технологии безопасности”, “ИТ в образовании”, “Технологии управления” и “Автоматизация проектирования и подготовка производства”).

Юбилеи

Череда десятилетних юбилеев, начавшаяся в 2000 г., продолжается до сих пор. На “Софтуле” таковых было два. Один из них - 10-летие компании Redlab. Появившись в 1992 г. в качестве учебного центра, предлагающего авторизованные программы обучения, спустя шесть лет она претерпела реструктуризацию, в результате которой учебный центр был выделен в самостоятельную фирму Redcenter, а Redlab сосредоточила свои усилия на системной интеграции и ведении разработок. Сегодня в фирме трудится более 100 человек, финансовый оборот за последние три года увеличился в три раза (см. статью “RedLab - рынку корпоративного обучения” на с. 2).

Сергей Проскурин радуется десятилетию своего “ЛокОФФИСА”

Другой юбиляр - компания “ЛокИС”, отмечавшая десятилетие своего продукта, системы “ЛокОФФИС”. Впервые продемонстрированная на “Софтуле” в 1992 г., эта ИС включала тогда 17 модулей, работавших на единой БД. Сегодня она насчитывает 60 модулей и охватывает потребности не только бухгалтерии и торговли, но и производственных предприятий. В частности, недавно система пополнилась возможностями технологической подготовки производства и расчета плановой себестоимости. Директор компании Сергей Проскурин отметил, что существенным отличием “ЛокОФФИСА” от имеющихся на рынке аналогов является то, что он сразу создавался как абсолютно отчуждаемый продукт, не требующий внедрения силами разработчика или специально подготовленной команды.

Прекрасно вписался в юбилейную программу продемонстрированный на пресс-конференции фрагмент телепередачи, снятой по итогам “Софтула-1992”, где можно было лицезреть, как десять лет назад выглядели Борис Нуралиев в костюме и галстуке, Николай Комлев, объявляющий об очередном конкурсе бухгалтерских программ, и Александр Карпачев, сидящий за компьютером.

Для партнеров

Как отмечали многие участники, на выставке в этом году побывало больше, чем обычно, представителей из регионов (по подсчетам компании “Инфин”, в общем количестве посетителей их было около 40%). Выставка действительно становится всероссийской. Кроме того, многие фирмы приурочили к ней свои мероприятия, ориентированные на партнеров. Например, “Галактика” провела семинар, посвященный новой программе сотрудничества, а компания БИТ рассказала об особенностях прямых продаж и дистрибуции ПО для защиты информации. Немало иногородних участников было и на конференции “ИТ в России”.

Для клиентов

Основной же категорией посетителей были клиенты компаний-экспонентов - как уже действующие, так и потенциальные. Именно им предназначалось наибольшее количество мероприятий - от презентаций ПО на стендах до специализированных семинаров, приглашения на которые рассылались заранее.

Так, во второй день выставки с аншлагом прошел семинар Клуба пользователей ПО “БЭСТ”, организованный компанией “Интеллект-Сервис” и посвященный особенностям налогового учета. Специалисты фирмы дали подробные разъяснения по ведению учета доходов и расходов, расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подготовке декларации по налогу на прибыль и утвержденных для нее приложений. Особое внимание было уделено такому сложному направлению налогового учета, как основные средства.

Прошедшая выставка показала, что мнение об окончательном разделе рынка сильно преувеличено. Согласно анализу компании “Инфин” (по результатам проведенных демонстраций), если на предыдущей выставке соотношение старых и новых клиентов было один к одному, то на нынешней новых стало уже три четверти. Это говорит о том, что на выставку люди приходят в поисках нового ПО.

Для специалистов

Особенность нынешнего состояния рынка - высокая концентрация в компаниях-разработчиках знаний и навыков, касающихся автоматизации. Действительно, за прошедшие 10-12 лет практически все создатели ПО накопили немалый опыт не только в области программной разработки, но и в построении корпоративных информационных систем на предприятиях. И у некоторых уже появляется желание этим опытом поделиться, причем не только со своими потенциальными или имеющимися клиентами, но и со всеми желающими (вплоть до конкурентов). Так, на выставке корпорация “Парус” провела семинар “Особенности разработки, внедрения и развития корпоративной информационной системы на предприятии”. Официально это мероприятие было ориентировано на специалистов служб АСУ крупных компаний, для которых актуален вопрос создания и внедрения КИС. Однако безусловный интерес оно представляло и для фирм, специализирующихся на разработке эксклюзивных ИС масштаба предприятия.

Стенд издательского дома “СК Пресс”

- самый жизнерадостный на “Софтуле”

На семинаре речь шла о базовых принципах построения и технологии развертывания КИС на предприятии, о том, как заранее, на стадии проектирования, предусмотреть возможности для удаленной работы, развития системы силами пользователей, ее легкой адаптации, поддержки и интеграции. Важно, что сегодня компании переходят к такому осмыслению собственного опыта, которое позволяет сформулировать более общие, не зависящие от конкретного ПО принципы разработки и запуска крупных ИС.

Фуршет на складе

Нередко выставки сопровождаются пресс-конференциями, посвященными конкретным проектам автоматизации, внедренным на предприятиях клиентов. Таковой была и презентация, проведенная компаниями “ТЕРНА Светотехника” и “Фолио” на этот раз не на самой выставке, а на открытии крупнейшего в России Дистрибьюторского центра по реализации светотехнической продукции и комплектующих. Последний совмещает в себе складской терминал общей площадью более 8000 кв. м, офис оптовых продаж и магазин самообслуживания Cash & Carry. Запуск этого подразделения холдинга “ТЕРНА” стал возможен после полной автоматизации складских помещений и всех торговых операций. Компания “Фолио“ для выполнения данного проекта предложила свою последнюю разработку - программный комплекс “Фолио WinСклад 8.0” (“Логистик-Склад”). Отличительной особенностью продукта является максимальный набор возможностей, связанных с учетом и движением товаров по местам хранения: автоматический подбор ячеек для размещения товара с проверкой их на наличие свободного пространства, на соответствие по размеру, грузоподъемности и условиям хранения (температура, влажность и т. д.) и на доступность для погрузчика; автоматическая маркировка и полная автоматизация размещения и выбытия товара с помощью любых устройств считывания штрих-кодов и печати этикеток; набор средств для комплектации заказов и пр. Для складов крупных дистрибьюторских фирм, к каким относится “ТЕРНА Светотехника”, подобные возможности являются весьма востребованными. Демонстрация программного комплекса завершилась праздничным фуршетом, происходившим здесь же, в новом складском помещении, которое, к слову сказать, после евроремонта ничем не напоминало угрюмое и пыльное место, обычно ассоциирующееся у нас со словом “склад”.

Вместо эпилога

+В какой-то момент жизни выставки, особенно в области ИТ, может показаться, что она несет недостаточно новых идей, а в Интернете все свежие новости появляются гораздо быстрее и чаще. Когда-то через это прошел и “Софтул”. Однако у истоков любых технологий стоят люди, и никакой самый расторопный и прекрасно организованный сайт не заменит для клиента возможности поглядеть в глаза разработчику, а для членов ИТ-сообщества - пообщаться своим кругом. Постепенно рождаются и новые традиции (например, конференция), и интересные формы выставочного общения - наступает пора взросления выставки. И тогда можно махнуть рукой на приметы (нынешний “Софтул” был тринадцатым, и, видимо, чтобы избежать упоминания сей нехорошей цифры на титульном листе каталога, организаторы написали “Ежегодная выставка ИТ”) и начать готовиться к новому - четырнадцатому - “Софтулу”.

Штрихи к портрету посетителя

На стенде компании “Инфин” проводилось анкетирование посетителей. Приводим здесь некоторые его результаты.

Портрет посетителя по должностям

По мнению коммерческого директора компании “Инфин” Ирины Моисеевой, в прошлые годы бухгалтеров на “Софтуле” было значительно больше (не зря его частенько называли “Бухтулом”). “Сейчас возрос удельный вес новых направлений - САПР, АСУ ТП, ГИС. Посетители этих секций были замечены и на наших “бухгалтерских” стендах”, - отметила она.

Портрет посетителя по отраслям

Версия для печати