АУТСОРСИНГ

На процветающем рынке офшорной разработки ПО и предоставления ИТ-услуг главную роль продолжает играть Индия. Однако многочисленные конкуренты из других стран, в особенности из России, начинают претендовать на все больший кусок этого пирога.

Сегодня на долю Индии приходится около 85% мирового офшорного технологического бизнеса; остальные 15% делят между собой ряд других стран, включая Россию, Китай, Мексику, Филиппины, Малайзию и государства Восточной Европы. По прогнозу аналитика из исследовательской фирмы Gartner Яна Мариотта, работающего в Игэме (Великобритания), к 2007 г. доля России на этом рынке увеличится до 5%.

Российские компании, специализирующиеся на предоставлении ИТ-услуг, агрессивно продвигают свои предложения среди американских предприятий, заинтересованных в дешевом труде и географической диверсификации проектов.

Эти компании располагают высокообразованными специалистами в различных областях науки. “У них есть великолепные университеты, обеспечивающие прекрасный уровень подготовки, а их выпускники имеют хорошие навыки решения крупномасштабных технически сложных задач, при этом уровень их притязаний значительно ниже, чем у американских или западноевропейских специалистов”, - отметил Мариотт.

Прочный научный фундамент, навыки абстрактного мышления, которыми обладают российские выпускники, очень полезны при проектировании систем или разработке технологий, утверждает Дмитрий Лощинин, главный технический специалист и генеральный директор фирмы Luxoft (Москва, Россия), специализирующейся на предоставлении ИТ-услуг на началах аутсорсинга.

“Возьмем, к примеру, цикл создания ПО, - говорит он. - Сначала необходимо определить требования бизнеса и спроектировать систему. Благодаря особенностям нашей системы образования российские специалисты отлично справляются с этим. Их творческий потенциал заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, русские любят как раз сложные задачи, а вот рутинная работа им быстро надоедает”.

Миленко Хорват - президент нью-йоркской фирмы NewspaperDirect, являющейся клиентом Luxoft. По его оценке, традиционное для России внимание к математике привело к формированию в ней контингента специалистов, поднаторевших в разработке ПО, основанного на самых сложных алгоритмах, например систем трехмерного моделирования. “По сути, любое ПО, выполняющее операции растризации, обработку изображений и распознавание рукописного ввода, базируется на подобных алгоритмах”, - пояснил Хорват.

Несмотря на дешевизну рабочей силы и изобилие талантов, России предстоит еще немало потрудиться, чтобы выйти в первые ряды стран, способных противостоять индийскому доминированию. “Им необходимо догнать Индию в одном отношении... научиться продавать свой товар, - считает аналитик из фирмы Aberdeen Group (Бостон, шт. Массачусетс) Стивен Лейн. - Индийская организация NASSCom [National Association of Software Services Companies, Национальная ассоциация поставщиков услуг в области ПО, Бангалор, Индия] чрезвычайно эффективно занимается лоббированием, выступая от имени индийской софтверной отрасли и рекламируя ее преимущества”.

Российским компаниям стоит создать аналогичную эффективно действующую отраслевую структуру. В этом направлении уже действует группа Russoft (ее более полное название - National Software Development Association of Russia, Российская национальная ассоциация разработки ПО). В середине сентября в Москве она провела первую пресс-конференцию, на которой было объявлено, что Russoft представляет около 50 компаний, 6000 программистов и 40% российской отрасли разработки и экспорта продуктов ИТ.

NASSCom стала мощным инструментом лоббирования в индийском правительстве более благоприятных для производителей ПО ставок налогов, принятия юридических норм, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности; она добивается приоритетного финансирования образовательных программ и создания благоприятной для международных компаний экономической обстановки.

Russoft и российское правительство пока не предприняли аналогичных шагов. “Степень прозрачности бизнеса в России оставляет желать лучшего, - пояснил Лейн. - Пытается ли федеральное правительство что-то изменить? Да, пытается. Однако ему предстоит еще очень много работы”.

Как ни удивительно, одной из стран, где правительство оказывает мощную поддержку экспорту продукции ИТ, является Китай. Об этом рассказал Гордон Брукс, президент и главный исполнительный директор молодой компании E5 Systems (Уолтэм, шт. Массачусетс), специализирующейся на аутсорсинге услуг сопровождения приложений.

“Правительственная поддержка там весьма значительна. Китайское государство всей своей мощью обрушилось на нарушителей авторских и смежных прав”, - отметил Брукс, недавно побывавший в этой стране с целью изучения потенциала местных специалистов.

В Китае имеется и первоклассная система образования, в которой информационным технологиям уделяется огромное внимание. От каждого выпускника колледжа обязательно требуется умение читать и писать по-английски на уровне “второго языка”. “Они очень нацелены на занятие бизнесом, на сотрудничество с Америкой и рассматривают подобные подряды как одно из важнейших направлений деятельности”, - комментирует Брукс.

Еще один минус российских подрядчиков, полагает Мариотт из Gartner, - недостаточная зрелость их формализованных производственных процессов в области разработки ПО: “Если большинство российских производителей борется в настоящее время за выход на уровень зрелости процессов CMM Level 3 [Capability Maturity Model], то многие индийские компании уже достигли уровня CMM 5”. Фирма Luxoft имеет сертификат CMM 4.

Тем не менее мировой рынок офшорного ИТ-аутсорсинга увеличивается весьма бодрыми темпами, а дестабилизация и риски, связанные с внутренними проблемами Индии и ее конфликтом с Пакистаном, открывают перед Россией и другими подобными странами широчайшие перспективы. В 2001 г. Индия увеличила экспорт программных продуктов на 19% и довела его до 6,2 млрд. долл.

“Российские производители видят свою главную задачу в том, чтобы потеснить Индию на рынке офшорного программирования; однако он быстро развивается, - заметил Хорват из NewspaperDirect. - Сегодня на нем предостаточно возможностей для роста, и российские компании имеют уникальную возможность на обширные ниши, недоступные для большинства стран, занимающихся офшорной разработкой ПО”.

Версия для печати