РЕЦЕНЗИИ

Столяров А. М., Столярова Е. С. Excel 2002. Самоучитель. М.: ДМК Пресс, 2002. - 470 с.

Время летит неимоверно быстро. Наверное, уже немногие из наших читателей помнят, что когда-то и “СК Пресс” выпускало пособия для изучающих компьютерные программы. И очень неплохие пособия. Но пресловутый кризис 98-го погубил это начинание. Мне довелось участвовать в редактировании переводного руководства по Excel 95 (автор Лори А. Перри), и вот тогда я поняла, в чем разница между учебными пособиями, выпускаемыми американскими издательствами, и нашими. Сказать, что первые более подробны, это - ничего не сказать. В них описано все от Адама, каждый шаг, каждая операция. В начале главы говорится, чему она посвящена, а в конце - какие знания читатель из нее должен вынести и что его ждет в следующей главе. Поначалу кажется, что они просто рассчитаны на недоумков (Перри, например, переходя к новому разделу, всякий раз напоминал о том, что хорошо бы сначала запустить Excel). Но, прочитав его книгу до конца, вдруг понимаешь, что Excel - это просто, что ты можешь сразу приступать к работе с таблицами, формулами и диаграммами, не прибегая к чьей-либо помощи. Другое дело - наши учебники, они всегда строги и даже, если можно так выразиться, аскетичны: не дай Бог что-то повторить, что-то объяснить поподробнее, рассказать предысторию вопроса.

Книга А. и Е. Столяровых, рассказывающая об Excel 2002, еще не западное пособие, но уже и не традиционное наше. Хотя на обложке и написано - самоучитель, человеку, решившему самостоятельно освоить эту программу, придется трудновато. Технология работы в нем подается, как сказано во введении, в “сжатой, алгоритмической форме”. Это, по мнению авторов, “позволяет легко и быстро найти решение определенной проблемы”. Найти-то можно, но вот легко и быстро - вряд ли. Уже в первой главе “Знакомство с электронными таблицами Excel 2002” после описания экрана программы идет раздел “Открытие существующего документа”, а лишь за ним “Создание нового документа”. Но что же человек будет открывать, если он только приступил к изучению программы и никаких документов еще не создал? Следующий раздел “Работа с несколькими документами” начинающему пользователю придется снова осваивать теоретически.

Но это мелочи, самые большие трудности ждут читателя, когда он дойдет до наиболее сложных глав “Вычисления” (глава 4), “Диаграммы” (глава 8), “Базы данных” (глава 9). Сразу надо сказать, авторами достаточно подробно для начинающих описаны организация и вычисления числовых данных в Excel 2002; возможности анализа различными способами: с использованием встроенных функций, вариантных форм и сводных таблиц; построение диаграмм; управление базами данных, позволяющее извлекать, перераспределять, разыскивать данные. Материал расположен в порядке нарастания сложности, содержит объяснение темы и пошаговые инструкции выполнения операций. Но чтобы усвоить примеры использования этих мощных средств программы, попытаться выполнить рекомендации авторов, читателю сначала придется самому набирать довольно большие таблицы с данными. После такой муторной работы мало кто сможет сконцентрировать все внимание на овладении тонкостями техники вычислений. Это замечание, безусловно, в большей степени относится к издателю: если не предоставляется дискета, то, как правило, на сайте издательства помещают файлы с примерами, облегчающими жизнь отважным самоучкам.

Пособие А. и Е. Столяровых будет полезно самым настойчивым из них, но тем, кто не привык особенно упираться, оно пригодится на занятиях с преподавателями и впоследствии может послужить в качестве краткого справочника благодаря наличию очень подробного содержания и предметного указателя, облегчающих поиск нужного материала.

Версия для печати