СЕМИНАРЫ

В конце ноября представительство корпорации Oracle в СНГ (www.oracle.com/ru) провело семинар “Бюджетирование как основа финансовой стратегии предприятия. Опыт российских компаний”. На нем собралось более сотни финансовых руководителей крупного и среднего бизнеса, представляющих предприятия нефтяной, металлургической, химической, телекоммуникационной, пищевой, торговой и сельскохозяйственной отраслей.

Согласно опросу, проведенному в прошлом году в Великобритании (UK Beyong Budgeting Round Table Survey, 2001), основными функциями бюджетирования являются: постановка задач и распределение ресурсов (95% респондентов); вознаграждение по результатам (84%); принятие решений об инвестициях (83%).

Свои подходы к построению систем бюджетирования представили системные интеграторы и консалтинговые компании - РБС , “Нонолет”, TopS BI, IBS, “Сибинтек”, “Карана”. Эти подходы были проиллюстрированы описанием проектов, которые они выполнили для своих заказчиков - предприятий “Русский алюминий”, “Красноярскэнерго”, “АвтоВАЗ” и одного из дистрибьюторов пищевых продуктов; их представители рассказали об этих проектах и полученных преимуществах.

Почти во всех выступлениях прозвучал тезис: “Система бюджетирования уникальна для каждого предприятия”, и это мнение было подтверждено при обсуждении организационно-методологического этапа создания системы. Докладчики говорили о целях и задачах бюджетного управления - обеспечении руководства информацией для принятия обоснованных управленческих решений; координации участников управленческих процессов для достижения стратегических целей; вовлечении менеджеров в процессы планирования и контроля, повышении их заинтересованности в результатах работы. Для формирования объектов управления необходимо выделить центры ответственности, разработать регламенты взаимодействия подразделений в системе бюджетирования и т. д. Надо сказать, что все эти общие концепции и понятия в каждом случае преломлялись по-своему.

Но выступления участников не были похожими и тогда, когда речь шла о технологическом этапе создания систем бюджетирования на основе программного продукта Oracle Financial Analyzer (OFA).

OFA - это приложение для реализации бюджетирования, прогнозирования, контроля исполнения бюджета, анализа затрат и управленческих издержек, финансовой отчетности. Оно предназначено для работы с многомерной базой данных OLAP-сервера Oracle Express Server (участники отмечали, что задачи бюджетирования наиболее просто решаются с применением многомерной базы данных). Как отметил Андрей Сахаров, менеджер “Oracle СНГ”, во всем мире этим продуктом пользуются тысячи организаций, включая несколько десятков в России, и этот продукт хорошо зарекомендовал себя при решении задач финансового управления.

Основные особенности OFA:

- несложная для понимания модель данных, простота интеграции с уже используемыми системами (в качестве источников данных в своих проектах участники называли “1С”, SAP R/3, “Га- лактику” и др.);

- планирование от достигнутого;

- возможности планирования сверху вниз, снизу вверх, смешанная методология;

- планирование на основе ключевых показателей деятельности, включая нефинансовые;

- поддержка многоуровневых организационных иерархий и системы взаимосогласованных планов;

- хорошая масштабируемость.

Представитель фирмы РБС особо отметил содержащиеся в OFA средства разработки, консолидации и контроля бюджетов, а также анализа их исполнения. Специалисты компании IBS показали этапы бюджетирования от концепции до внедрения на примере холдинговой структуры. При реализации одного из своих проектов не хватило возможностей средств загрузки данных, встроенных в OFA, и они разработали свой модуль пакетной трансформации данных.

Сотрудник фирмы “Сибинтек”, внедрившей системы бюджетирования на базе OFA в компаниях ЮКОС, “Сибнефть”, МРГ, “Лукойл”, рассказал об особенностях бюджетирования в холдинговых структурах (при этом были выделены базовые функции Corporate Performance Management - аналитической системы управления на основе текущих показателей деятельности компании) и представил проект финансовой и управленческой консолидации в ОАО “Русский алюминий”. При реализации этого проекта рассматривались такие продукты, как Hyperion Enterprise, Frango, Comshare MPC, CFO Vision (SAS), Sofi (PWC) и BW-SEM (SAP), но выбор был сделан в пользу OFA.

Внедрение системы “Бюджет основного и вспомогательного производства” в ОАО “Красноярскэнерго” позволило предприятию контролировать затраты по энергосистеме в целом, по филиалам и видам деятельности; повысить экономическую объективность разработки программ управления издержками; сократить время формирования бюджета. Было подчеркнуто, что эта установка на основе OFA с минимальными трудозатратами адаптируется к новой организационной структуре, обеспечивая поддержку процесса реструктуризации энергосистемы.

Докладчик от фирмы “Карана”, рассказывая об автоматизации бюджетного управления ОАО “АвтоВАЗ”, отметил гибкое и быстрое моделирование процессов подготовки и контроля исполнения бюджета, поддержку различных аналитических отчетов и проведение сценарного анализа, организацию многоуровневой работы, обеспечение повышенной производительности, возможность создавать технологические архитектуры различной сложности.

В заключение семинара Андрей Сахаров сообщил, что на начало 2003 г. намечен выпуск нового “родственника” OFA - продукта для стратегического управления, финансового планирования и бюджетирования в масштабах корпорации. Речь идет о системе Oracle Enterprise Budgeting & Planning, которая по классификации Gartner относится к классу CPM-продуктов.