КАДРЫ

IQ Capital хочет заказов “меньше, но лучше”

В апреле нынешнего года в рамках консалтингового холдинга “Алгоритм Груп” (www.algorithm.ru) начала активно действовать новая структура - кадровое агентство IQ Capital (www.iq-capital.ru). Несмотря на то что в нем работает всего несколько человек, агентство опирается на все ресурсы “Алгоритма” и за семь с небольшим месяцев достигло заметных успехов. Оно установило деловые контакты с такими известными на российском рынке фирмами, как Epson, Marvel, Egar Technology, R.&K., UnitSpace , LC Group, “АйТи”, “Вариант”, “Радом”, “УСП Компьюлинк” и др. За это время агентству удалось заполнить десятки вакансий верхнего уровня и значительное количество средних позиций.

Юрий Согис

Главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков и специальный корреспондент Владимир Митин встретились с управляющим партнером IQ Capital Юрием Согисом и попросили его поделиться своим видением кадрового IT-рынка России.

PC Week: С какой целью “Алгоритм” организовал новую структуру?

Юрий Согис: Создание IQ Capital обусловлено желанием “Алгоритма” диверсифицировать свой бизнес. К тому же функционально мы не слишком сильно отдаляемся от того, что делает породившая нас организация. Наша фирма оказывает помощь компаниям прежде всего в поисках высшего персонала, включая директоров (исполнительных, технических, коммерческих), а также маркетологов, менеджеров по продажам, PR-менеджеров и другого среднего персонала.

При этом, с одной стороны, к нам обращаются главы компаний, подбирающих персонал, а с другой - сам персонал, пытающийся планировать свое перемещение по служебной лестнице. Вообще говоря, такие просьбы в “Алгоритм Груп” (этой компании уже шестой год) поступали и раньше. В форме частных пожеланий, адресованных, как правило, президенту консалтингового холдинга Александру Канну. Теперь же процесс их регистрации и удовлетворения поставлен на поток.

Мы решили, что будем специализироваться на поиске специалистов, месячный оклад которых (включая все виды выплат) - не ниже 1200 долл. Поиск специалистов начального уровня просто не окупает наших усилий. Подчеркиваю, наше кадровое агентство создано с расчетом на синергетику “Алгоритм Груп”. Оно опирается на имеющиеся в его распоряжении базы данных. А эти базы весьма велики, ведь “Алгоритм” является организатором или соорганизатором многих крупномасштабных мероприятий, включая набирающие силу IT-Форумы. Кроме того, под эгидой “Алгоритм Груп” раз в две недели проводятся заседания IT-клуба, где представители высшего менеджмента в неформальной обстановке имеют возможность оперативно обсуждать актуальные вопросы.

PC Week: Как вы пришли в этот бизнес?

Ю. C.: Я сам родом из Латвии, долго жил в Америке, имею диплом MBA Чикагской школы бизнеса, и часто сам являлся “объектом рекрутинга”, т. е. знаю этот бизнес не только “снаружи”, но и “изнутри”. И замечу, что в каждом кадровом агентстве есть свои подходы как к работодателям, так и к соискателям. Поэтому общих рецептов деятельности, пригодных для любой страны и на все случаи жизни, по-видимому, нет, да и быть не может. Мне, например, более понятна логика работы крупных корпораций, нежели небольших компаний, состоящих из 10 - 15 человек.

PC Week: Все больше отечественных компаний заявляют о том, что являются системными или как минимум сетевыми интеграторами. Где этим фирмам брать маркетологов?

Ю. С.: Таким компаниям на должность маркетологов я бы рекомендовал специалистов, имеющих высшее техническое или гуманитарное образование, опыт работы в ИТ-индустрии и диплом в области маркетинга. Разумеется, такому специалисту потребуется некоторое время на изучение особенностей бизнеса компании и предпочтений ее целевой аудитории. И только потом от него можно ожидать реальной отдачи. В этой области особенно ценятся специалисты, имеющие опыт продаж или же практические навыки в “паблик рилейшнз”.

PC Week: В скольких российских вузах можно получить диплом специалиста в области маркетинга?

Ю. С.: Только в Москве их около двух десятков.

PC Week: Вы с ними как-то взаимодействуете?

Ю. С.: Мы внимательно присматриваемся к ним (в особенности к таким вузам, как МГУ, Высшая школа экономики, МЭСИ, Академия народного хозяйства им. Г. В. Плеханова). В коммерческом плане это лишь первые шаги с нашей стороны, поскольку молодые выпускники в большинстве своем претендуют на невысокие должности в небольших фирмах, а мы, как я уже говорил, специализируемся на подборе средних и высших менеджеров для крупных корпораций. Однако вчерашние выпускники присылают к нам свои резюме довольно часто. Как ни странно, но далеко не всегда подготовка этих выпускников поражает своим высоким уровнем. Я в неформальной обстановке задавал новоиспеченным маркетологам очень простые вопросы (что такое рынок, как он сегментируется, какие существуют социальные прослойки и так далее). Звучит парадоксально, но даже в этих элементарных вопросах соискатели порою путались, словно в трех соснах!

PC Week: А как, на ваш взгляд, те, кто учит маркетингу, сами в нем разбираются? Или вооружены лишь теоретическими знаниями?

Ю. С.: В идеале маркетинговые дисциплины должны преподавать “крутые” практики. Но известных отечественных ИТ-специалистов, сотрудничающих с вузами, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. А многие профессора, увы, далеки от суровой практики отечественного бизнеса и учились маркетингу по учебникам!

PC Week: Собственники многих компаний предпочитают в качестве руководителей новых направлений выдвигать людей, выросших внутри фирмы. А что показывает ваш опыт? Каких обращений к вам поступает больше - c просьбой подыскать людей для новых направлений деятельности или для традиционных?

Ю. С.: Пятьдесят на пятьдесят. Но наш опыт пока не так велик: за полгода своей деятельности мы заполнили порядка 70 позиций для 14-15 компаний. Освобождение же вакансий вызвано текучестью кадров, которая на ИТ-рынке весьма велика.

PC Week: Из ваших семидесяти “трудоустроенных” много ли соискателей прибыло из регионов или из-за рубежа?

Ю. С.: Среди соискателей, попавших в поле нашего зрения, наберется около десятка специалистов, приехавших из регионов. Отток отечественных специалистов из-за рубежа (в связи с ухудшением ситуации на тамошних ИТ-рынках) довольно высок. В нашей базе данных, например, есть около трех десятков резюме “крутых технарей”, проработавших в Америке от двух до десяти лет и пожелавших вернуться в Россию. Однако они достаточно быстро трудоустроились практически без нашей помощи, просто методом широкой рассылки своих резюме.

PC Week: Сколько резюме к вам пришло самотеком?

Ю. С.: За последние 8-9 месяцев - около трех тысяч. Но я сразу скажу, что примерно треть их авторов (в основном претенденты на позиции начального уровня) обратилась явно не по адресу.

PC Week: Нельзя ли уточнить, какие соискатели представляют для вас наибольший интерес?

Ю. С.: Нам наиболее интересны относительно молодые (в возрасте от 25 до 42 лет) дипломированные специалисты, немалый срок проработавшие на ИТ-рынке в области продаж, маркетинга и развития бизнеса и уверенно передвигающиеся по карьерной лестнице.

PC Week: Как вы планируете расширять свой бизнес?

Ю. C.: Сейчас мы подыскиваем кандидатов на три крупные и 12 средних позиций для девяти компаний. В принципе, нам хотелось бы иметь не так много заказов, но чтобы большинство из них были высокого уровня. Дело даже не в том, что по таким заказам выше гонорар. Просто с ними гораздо интереснее работать. Или скажем так (что ближе к реальности): в идеале небольшое сфокусированное агентство должно постоянно иметь пять-шесть крупных заказов и около десятка мелких - подчеркиваю, на постоянной основе.

PC Week: Как вы оцениваете свою долю на рынке кадровых услуг?

Ю. C.: По нашей оценке, за год в Москве на ИТ-рынке при посредничестве кадровых агентств заполняется около 500 вакансий (в тех сегментах, в которых мы работаем). Поэтому свою долю рынка мы оцениваем примерно в 12-15%.

PC Week: По какому сценарию развивается IQ Capital - пессимистическому, реалистическому или оптимистическому?

Ю. C.: Где-то между пессимистическим и реалистическим, ближе к реалистическому. Время исполнения заказов в реальности оказывается на две-три недели длиннее, чем мы думали. Причем это зависит не столько от нас, сколько от характера соискателей и работодателей. Мы-то можем свести их довольно быстро, а вот дальше между ними начинаются мучительные переговоры, затягивающиеся иногда до 1,5 - 2 месяцев. Порою работодатель в целом доволен итогами поиска, но просит дать ему “на просмотр” еще нескольких кандидатов. И пока он их смотрит, уже бывший у него в руках “идеальный” кандидат находит себе новое место работы (ведь хороший товар, как известно, не залеживается)! В итоге поиск приходится начинать сначала... Возможно, нам нужно выработать более жесткие условия. Например, предлагать не более пяти вариантов (как большинство уважающих себя западных кадровых агентств) и на этом ставить точку...

А вот другая проблема, с которой нам пришлось столкнуться. Оказалось, что непросто работать с зарубежными компаниями, так как у многих из них уже выработалась очень сложная многослойная система подбора кадров. Эти компании, как правило, привыкли работать с “дорогостоящими” крупными сетевыми (многофилиальными) агентствами и почему-то не хотят иметь дела с локальными фирмами типа нашей. Конечно, они прямо не отказываются от нашей помощи, а говорят примерно следующее: “Когда будет нужно, мы сами к вам обратимся”. Этим компаниям за “поиск головы” по ряду причин (а скорее всего - просто в силу инерции мышления и сложившихся связей) проще отдать 25 тыс. долл. “крутому” западному кадровому агентству, чем 5 - 7 тыс. - нам, хотя наш уровень экспертизы не ниже! Ведь качество поиска вполне соизмеримо - российский рынок ИТ-профессионалов весьма узок, а мы его прекрасно знаем и имеем отличную репутацию на рынке!

PC WEEK: Спасибо за беседу.

Версия для печати