ИТОГИ

Говоря о геоинформационном рынке в России, необходимо учитывать нашу историю - историю жесткой централизации отрасли, производящей геодезическую и картографическую продукцию, со стороны государства. Тем не менее хотя с начала перестройки и появления института лицензирования прошло не так много времени, количество выданных негосударственным предприятиям лицензий перевалило за 2000 (при общем их числе более 3000). Это качественно изменило ситуацию, и сегодня, согласно нашим оценкам, совокупный рынок геоинформационных продуктов и услуг в России составляет порядка полумиллиарда долларов США с тенденцией роста 4-5% в год начиная с 1998-го.

Цена проекта

Затраты на любой геоинформационный проект имеют несколько составляющих - их оценка получена ГИС-Ассоциацией России (www.gisa.ru) в результате мониторинга ведущих федеральных и муниципальных проектов. Из схемы расходов (рис. 1) видно, что в последние годы резко увеличились доли затрат, связанных с производством данных, обучением персонала и накладными расходами. Вместе с тем затраты на программно-аппаратные средства снижаются. Исходя из представленной структуры выделим и проанализируем основные составные части геоинформационного рынка - рынок пространственных данных, включающий в себя цифровые данные геодезических измерений, картографические материалы и данные дистанционного зондирования; рынок программно-аппаратного обеспечения, в который входят ПО, средства специализированной периферии ввода-вывода пространственных данных, средства геодезических измерений и спутникового позиционирования; рынок профессиональных трудовых ресурсов.

     Источник: ГИС-Ассоциация России.

Рис 1. Распределение затрат при реализации

геоинформационных проектов в России

Рынок пространственных данных

Для начала приведем качественные оценки “степени проникновения рыночных взаимоотношений” (рис. 2) в различные сферы производства данных. Наиболее “рыночным” сегодня выглядит сектор геодезических измерений, охватывающий земельно-кадастровые работы и инженерно-геодезические изыскания. В этой сфере практически ликвидирована государственная монополия, созданы и эффективно работают тысячи предприятий. Их количество и материальное положение сильно зависят от хозяйственной активности в регионе, так как большинство из них обслуживает решение задач инвентаризации земель и объектов недвижимости, а также проектирования и эксплуатации зданий и сооружений. Ситуация на этом рынке во многом стимулируется технологическим развитием и появлением новых автоматизированных высокоточных производительных средств геодезических измерений (в первую очередь безотражательных приборов), позволяющих резко увеличить производительность труда.

Источник: ГИС-Ассоциация России.                                         

Рис 2. Качественная оценка степени проникновения

рыночных взаимоотношений в различные сферы

производства пространственных данных (в %)

Тематическая картография, ведение территориальных ГИС-проектов и распространение данных дистанционного зондирования (ДДЗ) также во многом регулируются рыночными механизмами, что подразумевает свободный выбор поставщика, проведение конкурсов и тендеров. В настоящее время тематическая картография испытывает очевидный спад, обусловленный снижением объема научных исследований и резким сокращением заказов со стороны государства. Значительная часть работ здесь производится на основе зарубежных грантов. В последнее время, особенно в связи с ситуациями из разряда “чрезвычайных”, наметился определенный рост, но положение остается весьма сложным.

Ведение территориальных ГИС-проектов сдерживается отсутствием единой государственной политики и носит инициативный характер, ввиду чего очень сильно зависит от обстоятельств.

Рынок ДДЗ, практически переставший существовать в начале перестройки, сегодня стабильно растет. Это объясняется как технологическими причинами (увеличение производительности персональных компьютеров, позволяющее проводить обработку ДДЗ на офисной технике, разработка цифровой фото- и телеаппаратуры и т. д.), так и ростом предложений на мировом рынке, где появляется все больше поставщиков и наблюдается снижение цен на данные. На 2003 г. прогнозируется довольно серьезное расширение использования в России зарубежных данных со спутников IRS (Индия), SPOT (Франция) и IKONOS (США), связанное с недостатком в нашей стране обновленных карт, планов и актуальных ДДЗ высокого разрешения.

Еще одна тенденция состоит в применении цифровых фото- и телекамер на малых летательных аппаратах с целью получения крупномасштабных актуализированных планов. Эта технология имеет очень большое будущее благодаря ее малой стоимости и оперативности процесса. Кроме того, наметилось увеличение частоты использования малых персональных станций приема ДДЗ, на порядок повышающих оперативность получения и целевой обработки данных.

Спутниковая навигация находит все более широкое применение не только в традиционном для нее воздушном и морском транспорте, но и в автомобильной отрасли - для навигации, сопровождения важных грузов и индивидуального ориентирования в туристических походах, на охоте и т. д. Серьезными сдерживающими факторами для развития этого сегмента рынка являются ограничения на точность позиционирования, существующие у нас в стране, и недостаток актуализированного цифрового картографического материала.

Наибольшее количество проблем сегодня испытывает сектор производства базовых цифровых картографических основ. Государство не имеет возможности финансировать эти работы по принятой схеме обновления. Вместе с тем для разработки новых схем, учитывающих как изменившийся экономический уклад и различную степень хозяйственной активности на разных участках, так и бурное развитие цифровых технологий, не делается практически ничего. Несовершенство нормативной базы, с одной стороны, обязывает всех использовать материалы картографо-геодезических фондов, а с другой - весьма слабо стимулирует организации, являющиеся держателями фондов, к поиску альтернативных источников средств для обновления картографических данных.

Если попытаться качественно оценить источники пространственных данных исходя из их ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий, то можно увидеть, что здесь уже превалируют частные предприятия (рис. 3). Следует отметить существенно возросшую роль организаций Росземкадастра и органов местного самоуправления.

    Источник: ГИС-Ассоциация России.

Рис 3. Основные поставщики пространственных данных в России

Рынок программно-аппаратного обеспечения

Это самый динамично развивающийся сектор, причем законы рыночной экономики работают здесь в наибольшей степени. Сегодня программное и аппаратное обеспечение распространяют десятки фирм, конкурируя между собой, строя дилерские сети, центры обучения и поддержки. Среди главных тенденций в развитии специализированного ГИС-обеспечения за последний год особо выделяется появление новых классов ПО, связанных с развитием средств телекоммуникаций и компьютерной техники, прежде всего ГИС для карманных персональных компьютеров. Развивается направление совместного использования КПК и Интернета, особенно на полевых работах по обновлению пространственных и атрибутивных данных. Второй заметной тенденцией является разработка крупнейшими ГИС-компаниями линеек модулей расширения, позволяющих полностью автоматизировать весь цикл работы с пространственными данными - от первичного полевого измерения до задач моделирования и анализа. Особо перспективны с этой точки зрения универсальные ГИС (такие, как ArcGIS от ESRI) и оболочки САПР-ГИС (например, Autodesk Map Series), позволяющие интегрировать проектные, изыскательские и картографические данные и решать прикладные задачи.

Однако в силу закрытости многих коммерческих показателей оценить долю того или иного продукта на российском рынке не так-то просто. В оценках, выполненных ГИС-Ассоциацией, использован довольно сложный алгоритм, учитывающий как данные самих поставщиков, так и результаты ежегодного анкетирования участников конференций (по такой схеме опрашивается около 1500 специалистов в год). Эти оценки приведены интегрально по организациям -поставщикам геоинформационных систем с учетом всех видов ПО, поставляемого компанией (рис. 4).

Источник: ГИС-Ассоциация России.                  

Рис 4. Доли ПО различных производителей на

российском геоинформационном рынке

Как следует из сказанного выше, на российском рынке первые места занимают мировые лидеры. Исключение составляет лишь отсутствие среди них фирмы Intergraph (www.intergraph.com). Сразу за лидерами следуют отечественные производители и в первую очередь поставщики инструментария для ввода пространственной информации, что объясняется продолжающимся активным накоплением цифровых геоданных. Следует отметить возрастающую роль российских производителей, особенно при выполнении региональных и муниципальных проектов, где им удается значительно оптимизировать показатель цена/функциональность по сравнению с зарубежным ПО. Анализ рекламно-маркетинговой деятельности организаций в рамках ГИС-Ассоциации также показывает возросшую активность нашего производителя.

Отмечу, что уровень разработок передового высокотехнологичного ПО российских фирм в основной своей массе соответствует мировому. Однако существующие размеры рынка, отсутствие инфраструктуры продаж за пределами страны, бюрократически осложненная процедура экспорта технологий делают отечественное ПО слабоконкурентным на мировом рынке.

Что касается сегмента аппаратного обеспечения, то сегодня провести грань между геодезическим и навигационным оборудованием можно только условно. Наличие станций дифференциальных поправок, использование Интернета и других средств телекоммуникаций для их передачи на регистрирующий приемник повышают точность приборов спутникового позиционирования до нескольких сантиметров и даже выше, что практически заставляет считать их геодезическим оборудованием.

Вместе с тем исходя из оценок ГИС-Ассоциации по темпам прироста продаж электронные тахеометры опережают GPS-приемники, что связано с техническим перевооружением геодезических предприятий и их почти полным переходом на использование безотражательных средств измерений - электронных тахеометров, сканирующих устройств и лазерных рулеток. Из интересных технологических новинок на этом рынке необходимо отметить появившиеся в последние годы системы трехмерного лазерного сканирования, позволяющие практически в режиме реального времени получать трехмерные модели объектов.

Российский рынок спутниковых навигационных приемников существенно отстает от западного по объемам продаж, и причиной тому, как уже упоминалось, являются режимные ограничения по точности определения географических координат в нашей стране до 30 м., а также отсутствие широко доступных цифровых карт.

Рынок профессиональных трудовых ресурсов

Сегодня, по нашим оценкам, доля частных предприятий по абсолютному числу превышает 80% от общего количества организаций (рис. 5). На рынке преобладают небольшие компании - они, как правило, хорошо оснащены, мобильны, имеют меньше накладных расходов и ведут себя гораздо активнее, чем государственные.

                    Источник: ГИС-Ассоциация России.

Рис 5. Распределение организаций, получивших лицензии

в 2002 г., по численности подразделений, занимающихся

геодезическими и картографическими работами

Оценить эту долю довольно сложно в связи с закрытостью финансовых показателей. Однако косвенным путем сделать это можно. Как уже было упомянуто, на конец 2001 г. Роскартографией выдано негосударственным организациям более 2000 лицензий. По самым скромным оценкам общая, численность работающих в негосударственном секторе составляет не менее 10 000 человек при общем объеме освоенных средств не менее 1 млрд. руб. Таким образом, по этому показателю государственные предприятия Роскартографии (12 304 человека) и частные структуры (10 000 человек) приблизительно равны, а по объемам работ централизованное госбюджетное финансирование (489 млн. руб.) в 4 раза меньше других источников - договорных объемов предприятий Роскартографии (1,060 млрд. руб.) и приведенного расчета деятельности коммерческих предприятий (1 млрд. руб.). Причем при таком расчете вне зоны оценки остаются предприятия, получившие лицензии Госстроя России и Росземкадастра. Все это позволяет констатировать, что геодезическая, картографическая и геоинформационная деятельность в России в основном регулируется рыночными законами.

Тенденция увеличения роли частных предприятий в обеспечении пространственными данными объективно будет нарастать и в связи с технологическим прогрессом - развитием Интернета, программного обеспечения, средств спутниковой навигации, большей доступностью ДДЗ Земли.

Общие оценки и причины, сдерживающие развитие рынка

Участники опросов, проведенных ГИС-Ассоциацией, главной причиной, сдерживающей развитие рынка, называют сложность доступа к цифровым пространственным данным, что, в свою очередь, обусловлено тремя главными проблемами, первой из которых является существующий режим избыточной секретности в области пространственных данных. По оценке Роскартографии, поддержание ограничительных грифов секретности на пространственные данные составляет изрядную долю в стоимости проектов. Небольшие коммерческие структуры просто не имеют возможности содержать на своих предприятиях полноценные первые отделы. Крупные же коммерческие структуры, у кого такие отделы есть (например, вертикально-интегрированные нефтяные компании), также несут непроизводственные затраты, обеспечивая соблюдение гостайны. Все это сильно сдерживает применение ГИС-технологий и приводит к “теневому” использованию геоданных - под прикрытием чужой лицензии и организации или к поиску обходных путей, основанному на несовершенстве и неизбежном отставании нормативных актов от темпов технологического развития.

Вторую проблему составляют старые нормативные подходы к картографической основе, сформировавшиеся еще в эпоху “бумажной” картографии и не претерпевшие практически никаких изменений при наступлении цифровых технологий. Сегодня очевидна избыточность объектного состава, требует пересмотра понятие масштаба карты, так как для цифровой картографической основы существуют два ключевых понятия: объектный состав и точность измерений, чего действующие нормы и правила совершенно не учитывают.

Третья проблема обусловлена отсутствием развитой инфраструктуры получения цифровых картографических данных. В настоящее время выяснить, где, за какую цену, какого качества, объема и в каких форматах можно получить цифровые карты, весьма сложно. Во многом здесь мог бы помочь Интернет, но пока задача по созданию баз метаданных решается только за счет скудного бюджетного финансирования в рамках НИР Роскартографии. Очевидно, что здесь нужны другие подходы.

Но помимо рассмотренных есть и второй блок причин, связанный с отсутствием правовой регламентации использования ГИС и цифровых карт. По существующим документам масса управленцев не обязана создавать и использовать ГИС, цифровые карты и планы. На уровне взаимодействия между разными государственными и муниципальными структурами оборот цифровых пространственных данных также никак не регламентирован.

Отсюда вытекает отсутствие инвестиционной и кредитной поддержки как самих проектов, так и развития российских наукоемких технологий.

Рост отрасли

Хотя развитие геоинформационного рынка в основном подчинено законам макроэкономики, все же ряд факторов делает возможным его рост (рис. 6). Среди этих факторов можно выделить работы, связанные с разграничением государственной собственности на землю и реализацией ФЦП “Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)”, растущий потенциал крупных российских предприятий, их капитализацию, требующую законного оформления прав собственности и оптимизации территориального управления, а также возобновление разработки генеральных планов городов, активизацию работ по градостроительному кадастру и потребность оперативного фактологического обеспечения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Так, например, почти двухкратный прирост абсолютных величин по отношению к 2001 г. обусловлен массовыми работами по инвентаризации земель и постановке их на кадастровый учет со стороны естественных монополий - ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и МПС.

Источник: ГИС-Ассоциация России.                           

Рис 6. Объем финансирования геоинформационных

проектов в России в 2002 г. (млн. долл.)