На прошедшем в начале февраля пятом Всероссийском совещании производителей и потребителей нефтегазового оборудования, в котором приняли участие свыше 450 представителей топливно-энергетического комплекса России и ближнего зарубежья, российских министерств и ведомств, обсуждались проблемы технического перевооружения, экспорта и развития систем информационного обеспечения.

По мнению Министерства промышленности, науки и технологий РФ, доля нашей страны в мировом производстве нефтегазового оборудования не соответствует ее статусу крупнейшего производителя энергоресурсов. Заместитель министра Сергей Митин отметил, что основная причина этого заключается в “низком уровне капиталовложений на российских предприятиях ТЭК”: у ведущих мировых производителей нефти объем капиталовложений составляет от 50 до 80 долл. на тонну добываемой нефти, у отечественных компаний - от 6 до 30 долл. “И даже относительно невысокий по сравнению с Западом спрос на оборудование зачастую удовлетворяется за счет поставок из-за рубежа”, - добавил он.

И дело тут не только в качестве российской продукции, но и в отсутствии полной информации о потребностях компаний в том или ином оборудовании. В этой связи г-н Митин призвал отечественные нефтяные компании и “Газпром” обеспечить регулярное информирование заинтересованных российских предприятий о реальном спросе через отраслевое объединение - Союз производителей нефтегазового оборудования.

В качестве успешного примера использования в этих целях современных информационных технологий была упомянута электронная торговая площадка ИНМАРСИС, действующая с 1999 г. Она разработана научным центром Интернет-технологий “Интертех” (www.intertech.ru) и признана стандартом электронной площадки в ТЭК. За прошлый год число крупных производителей, осуществляющих операции в системе, увеличилось с 700 до 1000 (общее число предприятий-участников - около 10 000). При этом в 1,5 раза возросло количество предприятий, одновременно работающих в ИНМАРСИС в течение суток (со 100 в 2001 г. до 150 в 2002-м). Любопытно, что ряд организаций пользовался услугами торговой площадки, не имея доступа в Интернет: по их доверенности операции проводила администрация ИНМАРСИС. Правда, за год число таких компаний существенно уменьшилось: если в 2001-м их было 230, то в 2002-м - лишь 30.

Версия для печати