РОБОТОТЕХНИКА

В редакции PC Week/RE недавно состоялась встреча с тремя представителями компании “Умник” (www.umnick.com) - генеральным директором Денисом Дружковым, генеральным конструктором Виктором Артюховым и директором по развитию международных связей Альфредом Шахом, которые рассказали о весьма амбициозных планах фирмы по завоеванию рынка робототехнических устройств. Помочь осуществить эти планы должна технология, получившая название “цифровой мозг”. Над ее созданием и исследованиями в области распознавания образов Виктор Артюхов трудится с 1993 г. Первая, экспериментальная версия системы появилась в 2001-м, а в прошлом году “цифровой мозг” попал в финал конкурса инноваций “Инно.Ру” (www.inno.ru), организованного журналом “Эксперт”. В настоящее время ведется патентование концепций “Умника”.

Слева направо: Виктор Артюхов,

Альфред Шах и Денис Дружков

Основной продукт компании, “цифровой мозг”, представляет собой программную (в недалеком будущем - и аппаратную) реализацию оригинальных алгоритмов распознавания информации в потоках данных, не привязанных к конкретным человеческим понятиям. Имеющиеся же сегодня на рынке системы четко нацелены на распознавание видеообразов, рисунков, звуков, речи. Для наглядности авторы привели следующую задачу, для решения которой созданный ими “мозг” вполне годится. На незнакомую планету сбрасывается робот-исследователь. Он не имеет никакого представления не только о возможном природном окружении, но даже о том, какие средства исследования мира есть у него на борту. После включения он прежде всего начинает опрашивать бортовую систему и выяснять, из каких элементов состоит его “тело”, какие датчики доступны и какие органы управления позволят ему двигаться и взаимодействовать с окружающим миром. Затем робот погружается в “самопознание” и пытается определить, что можно сделать с помощью выявленного оборудования. Например, он может понять, что колеса предназначены для перемещения, а их поворот приводит к изменению направления движения. Наконец, робот пытается решить поставленную перед ним задачу, опытным путем изучая окружающее пространство. При этом, конечно, требуется, чтобы задача была грамотно сформулирована в достаточно абстрактных понятиях “цифрового мозга”.

Как утверждается, данная система умеет распознавать информацию любого типа. Ее возможности не зависят от типов датчиков, и ей в принципе безразлично, распознавать ли видеоданные или речевые сигналы. Но для эффективной работы, разумеется, необходима настройка продукта на конкретную предметную область. Кроме того, во многих задачах поток информации от датчиков может становиться весьма мощным, и для балансировки между точностью распознавания и производительностью (доступными вычислительными ресурсами) на входные каналы нужно устанавливать программные фильтры. В ходе обучения “мозга” и настройки на заданную область знаний создается база данных человеческого опыта, на которую будет распространяться лицензионная политика “Умника” (совместное владение).

Отметим еще одну интересную особенность продукта компании. Роботы, снабженные “цифровым мозгом”, могут объединяться в группы и со временем совершенствовать качество коллективных действий. Немаловажно, что для этого не требуется централизованного блока управления. Поэтому в ближайшее время “Умник” намерен создать на базе “цифрового мозга” футбольную команду роботов. Она уже получила название “Железные парни России”. Напомним, что чемпионаты мира среди роботов проводятся регулярно (см. PC Week/RE, N 30/2001, с. 41; PC Week/RE, N 45/2000, c. 59; PC Week/RE, N 34/1999, с. 1; сайт www.robocup.org). Коллектив разработчиков уверен, что к восьмому кибернетическому чемпионату, который приурочен к Европейскому футбольному чемпионату 2004 г. среди людей (он пройдет в Португалии), им вполне по плечу создать сильную команду, да и сам процесс обучения и тренировок “железных” спортсменов будет очень увлекательным. Правда, здесь не обойтись без спонсорского финансирования; к сожалению, пока нужных средств в полном объеме не найдено.

Специалисты “Умника” также намереваются поучаствовать в турнире военного научного агентства Пентагона DARPA (“Великий вызов”), намеченном на следующий год. В его рамках автономные роботы будут соревноваться в скорости самостоятельного перемещения между двумя американскими городами - Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом. Победитель получит один миллион долларов.

В ближайших планах “Умника” - создание игрушки-робота для демонстрации на выставке CeBIT и показа потенциальным партнерам. Для этих целей разработчики хотели взять известную киберсобачку Aibo, чтобы дополнить существующий механизм оригинальным “цифровым мозгом”, однако, по словам г-на Дружкова, Sony в этом отказала. Впрочем, они не отчаялись и готовят собственную модель. Мы постараемся держать читателей в курсе событий.

Версия для печати