Услуги, основанные на сведениях о местоположении (location-based services, LBS), - новое направление, стимулирующее рост рынка ГИС. Хотя они только-только начинают появляться, аналитики возлагают на них большие надежды.

Сервис LBS использует спутниковые системы глобального позиционирования (Global Positioning Satellite, GPS) и другие технологии для обслуживания владельцев сотовых телефонов или иных мобильных устройств. Им могут предоставляться, например, услуги скорой помощи или поиска людей, ресторанов, театров, предприятий, достопримечательностей. С помощью LBS можно передавать на мобильные устройства географические карты и отчеты об обстановке на дорогах, подсказывать наиболее удобные маршруты движения. Эти сервисы будут полезны и предприятиям, например для усовершенствования логистики, координации действий мобильных сотрудников, управления транспортными средствами.

Объём мирового рынка услуг LBS

                       Источник: In-Stat/MDR

Очевидно, что это очень полезные услуги, которые пригодятся многим. Однако даже в такой технологически развитой стране, как США, они пока не получили широкого распространения. В чем же причина? По мнению аналитиков из компании In-Stat/MDR, потенциальный спрос на такие услуги существует, но для их внедрения операторы сотовых сетей должны вложить огромные суммы в создание специальной инфраструктуры. По оценке In-Stat/MDR, затраты одного оператора могут достигать сотен миллионов и даже миллиарда долларов. Чтобы окупить такие инвестиции, потребуются годы. Причем для этого им придется стимулировать разработку новых LBS-приложений и сервисов, а затем научить пользователей их применять и убедить за них платить. Понятно, почему они не торопятся вспахивать это поле. Тем не менее им все равно придется это сделать, по крайней мере в США. В 2001 г. Федеральное управление связи постановило, что для оказания услуг скорой помощи каждый сетевой оператор обязан внедрить технологию E911, позволяющую определить местоположение абонентов в пределах 100-125 м. И хотя операторы не слишком охотно выполняют данный наказ, основа для развития новых услуг в США заложена и первые предложения уже появляются. Например, в феврале начала работу служба знакомств Match.com на базе технологий AT&T Wireless и LBS, а в марте компания проката автомобилей Avis запускает сервис, определяющий местоположение клиентов и помогающий им найти дорогу.

А что же делается в других странах? Япония, как обычно, идет “впереди планеты всей”. В Стране восходящего солнца уже 4 млн. абонентов службы J-Navi пользуются преимуществами LBS. Впрочем, там потребность в таких услугах, возможно, вызвана национальными особенностями - многие улицы не имеют названий, а почтовые адреса нередко отсутствуют. В Европе сейчас применяются менее точные технологии определения местоположения, чем в Японии. Однако уже есть первые ласточки. Операторы E-plus и Sonera с середины прошлого года предлагают LBS-услуги на опытной основе для изучения реакции клиентов. Надежду на спрос вселяет то, что в мире уже продано 10 млн. сотовых телефонов, способных работать с системой глобального позиционирования. Возможно, скоро их станет еще больше. В феврале Intel выпустила для мобильных телефонов процессор PXA800F с поддержкой GPS. Ожидается, что первые трубки с этим процессором появятся в конце этого или начале следующего года.

Аналитики считают, что сейчас технология LBS еще находится в зачаточном состоянии, но у нее большое будущее. По прогнозу In-Stat/MDR, в этом и будущем году появится немало таких услуг. А в 2004-2005 гг., когда средства определения местоположения станут более точными, популярность таких сервисов вырастет и в результате объем рынка LBS увеличится с 5 млн. долл. в 2002 г. до до 167 млн. долл. в 2006-м.

Мнение пользователей

Аналитическая компания In-Stat/MDR провела опрос абонентов сотовых сетей в США, чтобы выяснить их отношение к LBS. Интерес оказался довольно умеренным. Респонденты не выразили особого желания платить за подобные услуги сверх обычной ежемесячной платы. Лишь немногие готовы на это, но согласны тратить не более 10 долл. в месяц. Что касается разновидностей сервисов, то больше всего респонденты заинтересованы в услугах скорой помощи, возможности найти правильную дорогу и в получении карт. Из препятствий на пути развития LBS на первом месте - недостаточное распространение сотовых телефонов со средствами глобального позиционирования, на втором - опасение слежки со стороны государственных органов или других организаций.

Планы покупки сотового телефона с    

поддержкой GPS (в опросе участвовал

541 абонент сотовых сетей)