“Диасофт”: нескучный год банковских стихий

5 марта компания “Диасофт” (www.diasoft.ru), специализирующаяся на разработке финансового ПО подвела итоги своей деятельности за 2002 г.

Сначала немного цифр. Совокупный доход компании от продажи собственных программных продуктов (ПП) и услуг за прошлый год составил 13,4 млн. долл., рост доходов - 17,5%. Штат “Диасофт” увеличился на 93 единицы и насчитывает 564 сотрудника. Производственные площади выросли на 1173 кв. м, достигнув 4523 кв. м.

Александр Глазков демонстрирует недавно полученный

сертификат международной организации TUV CERT

Характеризуя состояние банковского рынка, управляющий директор “Диасофта” Александр Глазков сказал, что главными его особенностями в 2002 г. были рекордные темпы развития за всю историю существования российской банковской системы, а также глубокое переосмысление этого бизнеса со стороны владельцев и понимание ими необходимости совершенствования используемых технологий. Среди общего числа финансовых учреждений сегодня выделяется часть наиболее активно развивающихся банков, решающих задачи повышения рентабельности банковских продуктов, освоения современных финансовых инструментов, ведущих борьбу за новых и удержание старых клиентов, повышение управляемости предприятия. Совершенствование бизнеса все теснее связывается с развитием технологий, качественным изменением ПП - они становятся более сложными, гибкими, функциональными и производительными, что отражается в возросших цене и затратах на их внедрение. Средняя стоимость контрактов за последние пять лет возросла в 5-10 раз, а число активно участвующих в тендерах производителей банковских ПП сократилось вдвое. Главным критерием выбора системы на отечественном рынке по-прежнему остается ее цена.

“Диасофт” является сейчас основным поставщиком решений для 307 отечественных банков (а всего их 1287). Эта цифра не отражает доли рынка в денежном выражении, поскольку банки бывают очень разные и здесь также действует правило, что 20% клиентов приносят 80% доходов. В 2002 г. компания заключила три контракта, каждый на сумму свыше 1 млн. долл., семь - более чем на 300 тыс. долл. каждый и 14 - около 100 тыс. долл. каждый. “В 2002 г. мы стали лучше понимать, какие требования к нам предъявляются, осознали, какие проекты мы способны реализовывать и доводить до успешного завершения и какие ресурсы для этого потребуются”, - сказал г-н Глазков.

Важнейшей задачей собственного роста для “Диасофта” в 2002 г. стало построение системы управление качеством ПП. В конце года аудиторы международного органа по сертификации TUV CERT провели аудит и выдали “Диасофту” сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000.

В целях совершенствования технологических процессов компания развивала четыре основных направления:

- анализ современных требований рынка и реализация их в собственных ПП;

- улучшение проведения предпроектного обследования и планирования работ в организациях-клиентах;

- введение института проект-менеджеров;

- реализация жесткого контроля за выполнением собственных обязательств.

На финансовом рынке в 2002 г. наблюдался интерес многих банков к розничному бизнесу, шло инвестирование в развитие филиальной сети и сферы услуг, связанных с коммунальными платежами и другими сервисами для массового обслуживания населения. Продолжалось укрупнение банков, объединение их в холдинги. Активизировалась работа со срочными инструментами (акции, фьючерсы). Рос интерес к средствам управления бизнесом, в частности хранилищам данных (ХД).

Важность предпроектного обследования объясняется сложностью и уникальностью выполняемых проектов. Благодаря предварительной подготовке планируются этапы работ, распределяется ответственность между банком и компанией, проясняются сроки и снижаются издержки на внедрение решения, а в итоге банк получает ожидаемый результат. Практика “Диасофта” показывает, что достижение успеха на первом этапе внедрения основной системы - залог доверия и взаимовыгодного сотрудничества в будущем.

Долгосрочное партнерство - закономерная практика в условиях динамичного развития банковского дела, и здесь все большее значение приобретает поддержка ПП после внедрения. Поэтому для более эффективного взаимодействия с банками-клиентами “Диасофт” утвердил институт проект-менеджеров - выделенных специалистов, персонально курирующих банк. В их функции входят контроль процесса внедрения новой системы и ее сопровождение.

Вице-президент “Диасофта” Александр Генцис доложил об основных результатах по семи направлениям деятельности компании, в числе которых комплексная автоматизация, работа на фондовом рынке и рынке розничных решений, в области аналитических систем и хранилищ данных, автоматизации иностранных банков и их представительств в России, страховых компаний и пенсионных фондов.

В прошлом году самый крупный проект по комплексной автоматизации выполнялся в банке “Ак Барс”. Этот проект способствовал развитию технологий компании в области массового обслуживания населения и активизации работы на нескольких финансовых рынках. Среди значимых контрактов 2002-го - автоматизация тринадцати направлений деятельности Металлинвестбанка - крупного игрока на рынке активно-пассивных операций. Интересен контракт с Левко-банком, входящим в первую сотню российских финансовых учреждений, ежедневный документооборот которого составляет 30-40 тыс. единиц. В прошлом году стартовало или продолжилось сотрудничество с такими банками, как Международный акционерный банк, “Олимпийский”, СДМ, “Юниаструм” и др. В рамках комплексной автоматизации ПП в компании проведена настройка операций для ведения налогового учета. На рынке розничных операций велась работа по карточному направлению с ключевыми клиентами, в первую очередь с банком “Ак Барс”. Заключен контракт на автоматизацию карточного бэк-офиса Внешторгбанка, который разворачивает программу по выходу на рынок частных вкладчиков.

Работа по развитию ПП для оживающего фондового рынка, где компания заявила о себе еще в 1993 г. (модуль “Депозитарий”), выполняется в сотрудничестве с банковской группой “НИКойл”, Газпромбанком, Казначейством Сбербанка и др. Заключено несколько контрактов на внедрение модуля “Ценные бумаги” в организациях, не использующих основную банковскую систему “Диасофта”.

Это направление планируется расширить - автоматизировать операции с драгоценными металлами, а также реализовать дополнительные инструменты для операций с фьючерсами, которые возвращаются на фондовый рынок.

Серьезное внимание в 2002 г. уделялось аналитическим системам и ХД. Интерес к ним вызван укрупнением банков, усложнением бизнеса и, как следствие, - потребностью в управляющих системах. Чем больше банк, тем пестрее лоскутное одеяло его автоматизации, состоящее из гетерогенных систем разных производителей, написанных на всевозможных языках, часто построенных на разных платформах. При этом теряется прозрачность бизнеса, необходимые для принятия решений данные бывают противоречивы, а степень доверия к ним мала. Создание аналитических систем и ХД ставит целью собрать и структурировать всю информацию в едином месте. Интересные проекты по этому направлению в 2002 г. выполнялись в Альфа-банке, “Диалог-Оптиме” и Номос-банке.

Важная для “Диасофта” сфера - работа с иностранными банками, их филиалами, дочерними структурами и представительствами в России, что связано с планами компании по выходу на зарубежные рынки, а также как нельзя лучше способствует обкатке ее технологий и решений банками-клиентами, использующими иные правила и методологии ведения и учета финансовых операций. “Диасофт” сотрудничает более чем с половиной аккредитованных в России представительств западных финансовых структур, среди которых - Дойчебанк, Райффайзенбанк, Дрезден-банк и др. В 2002 г. заключены два новых контракта - с “БНП Париба Банк” и “Натексис Банк Попюлэр”. В этих проектах учетная система ведется как по российским правилам, так и по французским, что свидетельствует о готовности банковской системы к переходу на международные стандарты финансовой отчетности.

В истекшем году компания продолжала работать на рынке страхования, который рассматривается в числе перспективных и как никакой другой требует автоматизации. Заключен контракт с Чешской страховой компанией, продолжилась работа с “Ингосстрахом” по автоматизации его филиалов, со “Спасскими воротами”.

Стартовал проект по автоматизации Пенсионного фонда Сбербанка России - второй по величине структуре по сбору пенсионных средств после Пенсионного фонда России.

В работе пресс-конференции приняли участие руководители крупных банков-клиентов - Альфа-банка, Газпромбанка, “Центрокредита” и “БНП Париба Банка”. Они рассказали об автоматизации своих учреждений с помощью продуктов “Диасофта”, ответили на вопросы представителей прессы.

Подводя итоги, следует сказать, что компания остается верна политике клиент-ориентированного подхода - своей приоритетной целью в 2003 г. она считает повышение уровня обслуживания клиентов путем улучшения качества ПП, их внедрения и сопровождения. Планы развития “Диасофта” включают дальнейшее совершенствование внутренних процессов, технологий производства и повышения мотивтрованности персонала на выполнение этой задачи.