Основатель W3C предлагает держаться подальше от подконтрольных производителям групп, выдающих себя за органы стандартизации
Консорциум W3C - главная движущая сила развития Всемирной паутины, обеспечивающая взаимодействие ее компонентов. Основанный в 1994 г. первопроходцем Web Тимом Бернерсом-Ли, он сегодня имеет в своем составе 450 организаций со всего мира. За это время консорциум разработал ряд стандартов, в том числе XML и P3P. Встретившись недавно с Бернерсом-Ли в Кеймбридже (шт. Массачусетс), старший сотрудник eWeek Labs Энн Чен обсудила с ним эволюцию роли органов стандартизации в современном мире и место ИТ-организаций в этом процессе. eWeek: Какие самые важные проблемы стоят сегодня перед органами стандартизации?
Тим Бернерс-Ли: “За последние два года наметился явный сдвиг
в сторону стандартов, не требующих лицензионных отчислений”
Тим Бернерс-Ли: Наиболее серьезным я бы назвал вопрос прав на интеллектуальную собственность. Патенты людей пугают... Вендоры прекрасно понимают, что стандарты должны быть бесплатными. Многие профессионалы участвуют в их создании независимо от своих компаний, которые привыкли делать деньги, взимая плату буквально за все. Сейчас эти два течения впервые сливаются в одном русле, и конечно же такой процесс не обходится без трудностей. Речь идет о самом ценном, что есть у компании, и она вынуждена решать, чему отдать предпочтение: краткосрочным интересам или долговременным целям. eWeek: И какой же линии придерживается большинство вендоров в вопросах лицензионных отчислений?
Т. Б.-Л.: Сейчас весь мир склоняется к тому, что технологии Интернета могут базироваться только на бесплатных стандартах. Это вызывает много шума, и компании реагируют по-разному. Одни выжидают, другие же поддерживают такой подход и отказываются от взимания платы. В целом же, повторяю, за последние два года наметился явный сдвиг в сторону стандартов, не предполагающих каких-либо отчислений. eWeek: Что бы вы могли посоветовать корпоративным ИТ-подразделениям, которые хотят подключиться к работам по стандартизации?
Т. Б.-Л.: Я бы предостерег их от сообществ, которые, возможно, и похожи на органы стандартизации, но находятся под полным контролем производителя. Слишком уж часто группы компаний создают их для маркетинга и продвижения торговой марки. Не дайте ввести себя в заблуждение, ведь вам вряд ли хочется работать на чужого дядю. Так что хорошенько все обдумайте.
И присмотритесь, как в такой организации реализуются принципы открытости и беспристрастности, оцените скорость и скоординированность их деятельности. Собираясь подключиться к работе над стандартом, всегда имейте в виду, что там вы будете действовать не в одиночку. Консорциум W3C, например, координирует усилия множества рабочих групп и организует между ними взаимный обмен замечаниями по тем или иным спецификациям. Создавая или совершенствуя технологию, вы сможете знакомиться с проектами других спецификаций и убеждаться, что дело движется вперед. В консорциуме приходится взаимодействовать не только со своей собственной группой, но и с группами из других органов стандартизации. Здесь необходим дух сотрудничества. Готовы ли другие участники честно разделить имеющийся или создать новый рынок? Нравится ли им реальное положение вещей или они пытаются оттеснить других? Лучше всего найти такую группу, где компании работают бок о бок с сообществом приверженцев открытых кодов.
И наконец, когда ищешь орган стандартизации, не стоит забывать о качестве. В W3C каждый проект проходит этап “кандидата в рекомендации”, и мы не жалеем времени на то, чтобы убедиться: спецификацию реализовать можно. Это происходит после того, как разработчики докладывают о готовности спецификации и передают ее вендорам. А отсюда видно, что настоящий производитель просто не может не интересоваться спецификацией на ее кандидатском этапе. eWeek: Что удерживает производителей от проталкивания собственных технологий в стандарты W3C?
Т. Б.-Л.: Перед тем как начать работу, мы готовим общий обзор, и это не позволяет компаниям предлагать стандарты на базе собственных продуктов. Вам не удастся собрать трех членов консорциума и объявить, что тот или иной проект является инициативой всей организации. Вот если бы у нас было пять членов, трое из них могли бы составить большинство и сообща что-то предпринять от имени консорциума. Но в W3C оценивают проект все 450 участников, и здесь не может быть никаких секретов. Когда дело доходит до выделения ресурсов на новое исследование, все наши члены имеют равное право голоса. eWeek: С какими стандартами возникает больше всего проблем?
Т. Б.-Л.: Классическим примером здесь может служить P3P (Platform for Privacy Preferences Project - проект платформы для предпочтений безопасности). Этот проект первым попал в патентную западню. Кто-то набрался наглости обвинить нас в нарушении патентного законодательства - и работа застопорилась. На протяжении 18 месяцев ничего не делалось. А ведь два выпавших года - это просто ужасно. Но, с другой стороны, данная ситуация научила нас, как взаимодействовать с патентными организациями, и в результате болезненный опыт стал хорошей наукой. Сегодня P3P уже получил статус рекомендации W3C и реализуется во всем мире, начиная от правительственных агентств и заканчивая Европейской комиссией. Это именно та технология, которая в конце концов будет служить международному сообществу.
Над XML работают и другие организации, но XML Consortium входит в W3C. Именно мы создаем инфраструктуру и семейство технологий. Чтобы в нужное время быть в нужном месте, приходится немало потрудиться, и этого нельзя недооценивать.
Корпоративные ИТ-менеджеры могут смело доверять результатам W3C. Это подтверждается и стилем нашей работы, и даже нашими ошибками. Нельзя сказать, будто мы были совершенными с самого первого дня. Сделано много промахов, но есть у нас и восьмилетняя история достижений. Нами предложено почти полсотни рекомендаций, многие из которых реализованы в широких масштабах. Предоставляя всем равные права, мы бросаем вызов целой отрасли, но зато и возможности всем предлагаем колоссальные.