Челябинск инициировал общение властных структур, бизнеса и общества на тему ИТ

“Не секрет, что мир переживает революцию столь масштабную, что она потрясает сами устои привычной нам жизни. Движущая сила этой революции - информационные технологии. Они уже способствовали смене технологического уклада в экономике, позволив перейти от индустриальной экономики к информационной, или, как ее еще называют, экономике, основанной на знаниях. Благодаря этим технологиям становится реальностью возможность организации производства, предельно рассредоточенного по внешним соисполнителям, а потому гораздо более дешевого и гибкого, чем нынешнее. Местом же совершения событий для очень многих видов деятельности становится виртуальное пространство, а не чья-либо суверенная территория”. С этих слов начал свое выступление председатель Совета Федерации Сергей Миронов на открывшемся 19 марта в Челябинске Уральском информационном форуме.

На улицах Челябинска часто можно увидеть литые декоративные украшения

Предыстория и статус мероприятия

Инициатива проведения форума принадлежит, как сказано в официальных документах, Совету Федерации, а конкретно - одному из его членов, представителю от Челябинской области Евгению Елисееву, занимающему в СФ должность заместителя председателя Комиссии по информационной политике. Хорошо зная о том, что на его родине, в Челябинске, раньше, чем во многих других городах, еще до принятия Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия”, была разработана областная Программа государственной поддержки и развития Интернет-экономики на 2001-2003 гг., сенатор инициировал работу по организации форума, которую поддержали правительство области и губернатор Петр Сумин, а также ряд профильных федеральных министерств.

Главная идея форума, по замечанию Дмитрия Мезенцева, председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике, проста: “И в Москве, и на Урале, и в Сибири, и в далекой камчатской деревеньке - у всех жителей России должны быть примерно одинаковые возможности доступа к информации. Люди должны иметь право высказывать свое мнение не только на выборах.

Председатель СФ Сергей Миронов и губернатор Челябинской области Петр Сумин

То, что развитие регионов в техническом отношении неравномерно, к сожалению, факт. И если форум, а мы на это серьезно рассчитываем, будет успешным, если дискуссия окажется продуктивной и породит определенные бизнес-идеи, можно будет говорить, что информационный форум - сегодня уральский, а завтра, может быть, сибирский, дальневосточный или южный - станет постоянно действующим ежегодным институтом”.

А поскольку информационные технологии включают в себя все средства сбора и распространения информации (радио, телевидение, печатные СМИ, компьютерные сети, инфраструктуру связи), то на форуме предполагалось обсудить проблемы, связанные с данной областью, комплексно, затронув креативную, инфраструктурную и научную ее составляющие. Что и было сделано. Помимо пленарного заседания (“Развитие единого информационного пространства России”) прошли заседания трех секций (“Российские СМИ в правовом поле”, “Инфокоммуникационный сектор экономики России и ФЦП “Электронная Россия” - реалии и перспективы”, “ИТ и российская наука: инновационные подходы”), выставка “Рекламные технологии. Фото-кино-видео. Уральская пресса” и ряд других конференций, семинаров и фестивалей.

Статус форума был весьма высок: в его работе участвовали не только первые лица Челябинской и ряда других областей Урала, но и большая группа сенаторов, представители министерств, медийных корпораций и объединений, руководители крупнейших компаний Москвы и Урала, работающих в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), преподаватели местных вузов.

“Электронная Россия” как стартер

О ФЦП “Электронная Россия” говорится и пишется немало, широко обсуждалась она и на форуме. Итоги первого года ее выполнения (2002-го), когда должна была проводиться “инвентаризация и анализ текущей ситуации и стоящих перед нами задач”, подвел руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церен Церенов. Он отметил, что общий объем финансирования, выделенный на это в 2002 г., составил около 30 млн. руб.

На пресс-конференции: (слева направо) Церен Церенов,

Владимир Дятлов и Александр Карпачев

Среди наиболее значимых достижений года г-н Церенов назвал пилотные проекты, закладывающие основы “электронного правительства”. Здесь особо была отмечена Челябинская область, ставшая главным полигоном для проекта внедрения системы госзакупок - на ее примере будут отрабатываться технологии реализации федеральной системы госзакупок. А в целом, как подчеркнул докладчик, Россия сегодня, несмотря на некоторое отставание в сфере ИКТ, может оказаться в более выгодном положении, чем страны, где этот сегмент имеет более длительную историю развития, - ведь там сейчас во весь рост встает проблема интеграции тех решений, которые создавались в разное время; наша же страна, начав несколько позже, имеет возможность изначально строить свою информационную политику (в том числе и федерального масштаба) с учетом требований интеграции. В отношении глобальных задач, стоящих перед ФЦП “Электронная Россия”, Церен Церенов также отметил необходимость разработки общей концепции законодательства по применению ИТ в экономике и социальной сфере. На сегодняшний день эта часть законодательного поля почти девственна, а принятые законы (например, об ЭЦП) пока практически не работают (по разным причинам).

В стране уже развернуты работы по реализации портальных решений трех уровней (правительственный портал - экономический портал - типовой портал субъекта Федерации). По заказу Минэкономразвития компанией IBS написана концепция правительственного портала. В соответствии с этой концепцией отработаны единая методология и стандарты развития портальных решений всех уровней. Претворяя ее в жизнь, Минэкономразвития открыло свой портал (www.economy.gov.ru), ведутся работы и на региональном уровне - по созданию типового портала субъекта Федерации (пилотный проект в Чувашии). Для обеспечения открытости информации запущен также сайт по всем ФЦП (www.programs-gov.ru). Г-н Церенов остановился и на упущениях в выполнении ФЦП “Электронная Россия” - пока имеются диспропорции в ее реализации, они заключаются в недостаточном внимании к созданию ПО и контента при весьма солидных вложениях в технику, использование которой при таком положении вещей будет малоэффективным.

Выступили на форуме и руководители двух компаний, принимающих непосредственное участие в ФЦП “Электронная Россия”, - Анатолий Карачинский (IBS, www.ibs.ru) и Александр Карпачев (“Парус”, www.parus.ru). Первый, характеризуя рынок ИТ, выразил сожаление, что роль государственной поддержки в этом сегменте невелика. Так, бюджет программы на 2002 г. был всего 20 млн. долл., что сравнимо с бюджетом на ИТ компании IBS и в два раза меньше аналогичного бюджета АФК “Система”. Покритиковал он государство и за недостаточный протекционизм по отношению к собственным разработчикам ПО, и за слабое внимание к формированию законодательства в сфере ИТ, и за отсутствие внятного анализа причин нашего отставания в этой сфере.

Александр Карпачев, согласившись со многими оценками коллеги в целом, высказал более оптимистичный взгляд на ситуацию, предложив рассматривать “Электронную Россию” как стартер, без которого невозможно запустить автомобиль, или катализатор, позволяющий значительно ускорить развитие отрасли. Как известно, государственного финансирования никогда не бывает много, а роль правительства - организовать и скоординировать работы таким образом, чтобы они шли в нормальном законодательном поле и были привлекательными для инвестирования. Благодаря принятию ФЦП регионы сегодня также спешат выступить со своими программами развития единого информационного пространства. Хороший пример такого рода и подает Челябинская область.

Корпорация “Парус”, участвовавшая в конкурсе Министерства экономического развития в рамках ФЦП, победила в номинации по созданию проекта системы электронных государственных закупок для региональных и муниципальных нужд. Важно, как отметил г-н Карпачев, что в этом конкурсе (всего на разные конкурсы в рамках “Электронной России” было подано более 190 заявок от регионов) победила и Челябинская область, являющаяся давним партнером корпорации, - здесь с 1996 г. работает ее региональное отделение, обслуживающее свыше 800 клиентов.

Челябинские проекты

Заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов более подробно остановился на развитии ИТ в регионе, подведя первые результаты осуществления принятой здесь программы государственной поддержки и развития Интернет-экономики на 2001-2003 гг. Так, была увеличена номерная емкость телефонной сети, в шесть раз возросла пропускная способность каналов связи, созданы пункты коллективного доступа в Интернет в отделениях электросвязи, подключены к Сети больницы и более 50 школ, в области создана единая среда передачи данных на основе магистральных ВОЛС и т. д. И хотя бюджетные средства составляют менее одного процента финансирования программы, они играют ключевую роль, так как способствуют привлечению инвестиций в отрасли связи и ИТ, в социально значимые проекты, помогают создать условия для развития экспортно-ориентированных производств в сфере ИТ.

Совместный проект Челябинской области и корпорации “Парус” предусматривает создание системы электронных государственных закупок для региональных и муниципальных нужд, призванной объединить большое число участников: это потребители продукции (бюджетные учреждения), ее заказчики (организаторы конкурсов), поставщики, контролирующие органы. Одна из важнейших задач системы - поддержать такие сложные процессы, как формирование регионального (муниципального, областного) заказа, его финансирование, проведение тендеров, заключение и оплата контрактов и, наконец, организация правильной дистрибуции закупленных товаров. Это важно потому, что средства, которые тратятся на закупки, обычно составляют около половины регионального бюджета, и надо использовать их с максимальной эффективностью. Кстати, предполагается, что применение системы “Госзакупки” даст экономический эффект 10-15%. В Челябинской области сегодня 67% покупок совершается на основе конкурсов, а на закупки для государственных нужд ежегодно направляется 6 млрд. руб. (40% областного бюджета), так что несложно подсчитать экономию, которую здесь можно получить. Как отметил г-н Карпачев, в конце 2002 г. удалось создать рабочий макет системы, с помощью которого в качестве эксперимента были проведены ретроспективные торги за 2002 г. по целому ряду конкретных позиций. По итогам этих экспериментов между Челябинской областью и Минэкономразвития было заключено соглашение на полномасштабное внедрение системы автоматизации госзакупок в 2003-2004 гг. Уже в этом году в системе будет запущено более 50 рабочих мест и подключено к ней свыше 2000 поставщиков. Руководство области также провело серьезную законотворческую работу: был внесен ряд изменений на уровне регионального законодательства, регулирующего проведение конкурсов. Однако в этой сфере еще очень много дел - сегодняшнее законодательство не только не способствует внедрению ИТ, но и в ряде случаев даже препятствует ему.

Важным обстоятельством является и то, что к развитию данного проекта подключаются муниципальные образования Челябинской области: так, районный город Миасс (численность населения около 180 000 человек) активно работает в этом направлении - за последние два года уже создана инфраструктура связи, идет накопление информационных ресурсов (сформирована единая БД населения, организован расчетно-кассовый центр для ЖКХ, реализовано централизованное управление финансовыми потоками). Контроль за материальными ресурсами занимает здесь ключевое место, и АИС “Госзакупки” поможет собирать и анализировать сведения, необходимые для оптимальной закупочной политики. Именно с помощью подобных систем управление информационным пространством региона станет действительно единым.

Заключая свое выступление на форуме, Сергей Миронов произнес важные для ИТ-отрасли слова: “Наш форум проходит в сердце России - на Урале. Отсюда в свое время пошла отечественная промышленность, позволившая стране войти в число мировых держав. Именно активность регионов в сфере информатизации позволит создать мощное единое информационное пространство, сделать нашу страну сильной и конкурентоспособной”.

Цифры и факты из докладов на Уральском информационном форуме

     Ц. В. Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России.

Годовые расходы на государственные

программы внедрения ИКТ

Доля ИКТ в ВВП некоторых стран (в%):

- США - 4,38

- Япония - 3

- Россия менее - 1

Объем мирового рынка ИТ - 1 трлн. долл. в год, темпы роста - 10% в год.

     А. Карачинский, президент компании IBS.

Оценка российского рынка ИТ-услуг в 2002 г. - 1150 млн. долл.

Объем рынка ИКТ в России в 2001 г. - 12,6 млрд. долл., в 2005-м (по прогнозам) - 19,7 млрд. долл.

Сегодня самый быстрорастущий сегмент рынка ИТ - разработка ПО.

     В. В. Григорьев, заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Из секционного выступления “Региональная пресса: состояние и перспективы”.

В 1995-2003 гг. число печатных СМИ, зарегистрированных в МПТР России и его региональных управлениях, увеличилось с 10 тыс. до 38 тыс. изданий, в том числе газет - с 6,5 тыс. до 22 тыс., журналов - с 2,8 тыс. до 13 тыс. Пальму первенства здесь держат регионы, что подтверждается следующими данными: доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее время изданий составляет 14,7%, а региональных (краевых, республиканских, городских, районных, межрегиональных) - более 80%.

В России сегодня насчитывается свыше 3,5 тыс. районных (городских) газет. Их совокупный разовый тираж составляет почти 32 млн. экземпляров. К этому надо добавить около 7 тыс. областных, краевых и республиканских газет с разовым тиражом около 30 млн. экземпляров. В то же время разовый тираж всех центральных газет - порядка 36 млн. экземпляров. По правилам рынка живут примерно 40% российских СМИ. Остальные в разной степени используют либо систему государственных дотаций и субсидий, либо вынуждены искать спонсоров.

Версия для печати