Сентябрьские события 2001 г. в Америке, как известно, больно ударили по страховому бизнесу в мире, дали старт новым тенденциям - уменьшилось число предложений страховых компаний по перестрахованию, в несколько раз увеличились размеры премий по андеррайтингу*, вводятся значительные ограничения при облигаторном страховании (страхуемые риски и выплаты по ним).

До этих событий мировой страховой рынок процветал, фокусируясь на интересах клиента, который мог диктовать свои условия. Последнее десятилетие этот бизнес Запада жил не столько за счет собираемых страховых премий, сколько благодаря инвестициям в финансовые и другие инструменты, приобретению акции компаний и пр. К концу 90-х годов доходы от побочных видов деятельности страховых компаний покрывали убытки от основного - страхования. Сентябрь 2001 г. положил конец этим временам. Вследствие трудностей на фондовых рынках иссяк источник дополнительных доходов. Тогда и пошла речь о “возврате к основам”, т. е. о необходимости всерьез заниматься своим прямым делом, покрывая из него все расходы. А это значит - не субсидировать убыточные услуги, а страховать риски, которые обеспечат прибыльный бизнес.

Как сегодня перестраховщики видят особенности работы в Центральной и Восточной Европе и смотрят на взаимодействие с российскими компаниями? Существуют определенные конфликты между потребностями нашего рынка и наших страховых компаний и компаний по перестрахованию. С одной стороны, отечественные компании нуждаются в том, чтобы автоматически подписывать многие виды рисков, включая облигаторное страхование. С другой стороны, они имеют несбалансированный страховой портфель, который очень трудно перестраховать. Российские компании желают удержать у себя долю риска, но обладают очень низким капиталом и не могут этого позволить, хотят разумных цен от перестраховщиков, но не предоставляют им достаточной информации о портфелях. Они, безусловно, нуждаются в обучении и получении от развитых западных компаний знаний о рынке и не могут обеспечить быстрой отдачи инвестиций перестраховочным компаниям. Все это противоречия, которые надо устранить. То же касается прозрачности страхового бизнеса. Перестраховщики, или андеррайтеры, - те, кто подписывается под рисками, - хотят открытости и доступа к общей информационной базе по убыткам, по ценам, чтобы улучшить качество бизнеса, качество страховых портфелей.

Как выглядит, например, рынок автострахования в Центральной и Восточной Европе, каковы там тарифы? Они разные в зависимости от страны и класса автомашин. В Словакии минимальный годовой тариф - 50 евро на маленькие машины, в Польше максимальный составляет 300 евро. Объем автострахования в Польше - 1200 млн. евро, в Чехии - 0,5 млрд. евро, в Венгрии - 300 млн. евро. В России насчитывается около 20 млн. автомобилей. При годовой стоимости обязательного автострахования в 50 долл. нетрудно сосчитать, что сумма премий по стране составит внушительную цифру - 1 млрд. долл. Где вы, страховые компании, готовые вступить в борьбу за эти деньги?

Сегодня европейские страховые компании испытывают большие проблемы в области автострахования. До 90-х годов в Польше монополистом автострахования была компания PZU - аналог нашего Росгосстраха. В 2000 г. она сохраняла еще 70% этого рынка, хотя ее доля постоянно уменьшалась. В 1997 г. польский рынок автострахования пережил всплеск, обусловленный выпуском новых законов. Многие компании бросились осваивать этот бизнес, не будучи подготовленными, в первую очередь с информационной стороны - несбалансированные портфели, плохие риски. В результате они оказались не в состоянии выплатить те убытки, которые возникли при взятии на себя таких рисков. Это привело к ряду банкротств первых страховых компаний Польши, таких, как Gryf, Hestja, Polisa, Fenixa, Gwarant. Аналогичная судьба может ожидать и российских страховщиков. Не имея опыта, они могут попасть в такую же ситуацию. Страховой рынок Запада, как и вся экономика, подвержен циклическим колебаниям, однако известная компания Lloyd’s работает на нем уже 300 лет. Последний год на западном рынке страхования - спад. По оценкам аналитиков, через три-четыре года колебания проявятся и в России. Готовы ли к ним наши страховщики?

В России в 2002 г. наблюдался некоторый рост сбора страховых премий, но значительные изменения ожидают его в связи с вводом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По оценкам аналитиков и страховщиков, рост премий может достигнуть 100%. Когда компания начинает заниматься каким-то видом страхования, она демпингует на рынке (по разным причинам - вследствие конкуренции или желания завоевать рынок), снижая свои премии, а уровень затрат может остаться тем же самым. Результаты такой политики проявляются не сразу, через год-два, когда приходит время платить по возникающим убыткам. И тогда выясняется, что фирма - банкрот.

Что еще специфично для России и для автострахования, в частности для андеррайтинга, в этой области? Очень высока подвижность тарифов и соответственно - прибыли или убытков. Низкие резервы, которые были у компаний, привели недавно к увеличению тарифов и к изменению процессов адреррайтинга - оценке рисков, прежде всего в Центральной Европе. Это случилось после ряда упомянутых банкротств в Польше. Денежный вклад автострахования доминирует в общем портфеле благодаря большому объему полисов. При этом есть риск длинных убытков, результат которых проявляется не стразу. Чтобы избежать худшего, следует внедрять современные средства управления портфелем страхования и пользоваться помощью профессионалов. Поэтому переход к массовому рынку и розничному обслуживанию клиентов, т. е. к работе с индивидуальными страховщиками, а это составляет во всем мире большую долю бизнеса компаний, требует новых подходов и понимания дела как в области маркетинга и продаж, так и в области информационной поддержки бизнеса современными технологиями.

Компания CSBI, имея опыт в области ИТ и автоматизации страхового дела, предлагает специализированный продукт для обслуживания страхового бизнеса - совместное решение CSBI и фирмы ATENA, лидера польского рынка страхования. Представление его состоялось осенью прошлого года (см. PC Week/RE, N 39/2002, с. 29).

Базовое решение “Парфенон” для администрирования страховой компании широко распространено на рынке Польши. Система “Аркадия” служит для управления инвестициями, “Олимп” - для расчетов между участниками страхового рынка.

Для развертывания массового бизнеса кроме бэк-офисных систем нужны продукты, облегчающие обработку миллионов полисов. Фронт-офисное решение “Пегас” позволит развернуть сеть продаж страховых продуктов и в первую очередь по автострахованию, быстро выйти на рынок, создавать новые продукты.

Принципы построения эффективного фронт-офиса

Поиск оптимального решения для автоматизации страхового бизнеса идет разными путями. Стратегия крупных страховых компаний нацелена на регионы - источник основной клиентской базы в ближайшие годы. Информационные решения рассматриваются ими с ориентацией на этот рынок массового перестрахования, особенность которого - территориальная распределенность, множество временных поясов, плохая связь. Кроме того, страховые компании зачастую становятся частью холдингов в составе банков, инвестиционных компаний. У каждого из партнеров - своя клиентская база. Банк, например, знает историю работы со своим потребителем, его предпочтения, состав семьи и пр., можно предположить, что он будет покупать в плане страхования. Здесь встает задача эффективного развития этой базы, и страховые компании ищут решения, позволяющие использовать каналы продаж банка для реализации своих продуктов. Опыт показывает, что конкуренцию выигрывают не те, кто устанавливает меньший тариф, а те, кто предлагает правильный продукт правильному клиенту в нужное время. Персонификация обслуживания - ключ к успеху.

Типичная страховая компания имеет многоуровневую территориально распределенную оргструктуру. Такому положению должны отвечать требования к ИТ, которые потенциально может использовать компания. Это важно и в отношении фронт-офиса, обеспечивающего технологию обслуживания клиентов (прием заявления, оформление полиса, прием платежей, оформление актов страховогослучая, выплат). Чем сегодня располагают отечественные страховые компании? В центральном офисе это может быть некое интегрированное решение на базе промышленной СУБД или набор АРМов с Excel в качестве инструмента анализа. В филиалах работают аналоги центральной системы или самостоятельно написанные программы, а также продукты от компаний “Парус”, “Диасофт”. Организация централизованной системы обслуживания территориально распределенного страхового бизнеса требует внедрения полномасштабной системы в центральном офисе и филиалах, построения телекоммуникационной среды для оперативного доступа к бэк-офисным мощностям. Это дорогое решение - дело будущего. Сегодня важно создание его фронт-офисного компонента, что позволит решить главную сейчас задачу - обеспечить массовое заключение договоров, выдачу полисов, сбор премий. Здесь компания CSBI предлагает несколько решений. Первое - IQRetail - аналогично технологиям автоматизации фронт-офиса банков, входящих в состав холдингов и желающих иметь комплексное решение, охватывающее и задачи, связанные со страхованием. Это - универсальный фронт-офис финансовой организации, занимающейся и страхованием. Легкое решение - система “Пегас”, инструмент, который позволит при минимальных инвестициях в инфраструктуру (каналы связи, обустройство филиалов) развернуть сеть продаж страховых продуктов во множестве территориально распределенных точек с плохими каналами связи. Три основных компонента системы - это клиентское место (может быть развернуто в филиале или агентстве), минимальное ПО (обслуживает и принципы андеррайтинга), а также технологии, позволяющие дистрибутировать новые продукты, включая тарифы, правила расчета премий, обеспечивающие механизм двунаправленного обмена данными.

Философия ведения бизнеса, декларируемая CSBI, - предоставлять постоянные (во времени) и измеримые (в деньгах) деловые выгоды своим заказчикам. А таковыми в России являются страховые компании (РОСНО, “Ренессанс-Страхование”) и банки, на рынке Lloyd’s - фирмы Global Flying, BESSO, ряд польских компаний и др.