В конце февраля я впервые в жизни побывал в Кузбассе. Поводом послужило открытие в дежурной части УВД г. Кемерова, столицы этого края, “Системы информационной поддержки и оперативного управления”.

Это специализированная компьютерная система, обеспечивающая интеллектуальную и технологическую поддержку работы оперативных служб, интегрирующая под общим программным управлением голосовую и телекоммуникационную связь, геоинформационную подсистему, АТС и специальное оборудование, а также выход на большие СУБД. Она была внедрена в дежурной части УВД г. Кемерова отделом по работе с силовыми структурами фирмы Siemens Business Services Russia (SBS) совместно с ее кемеровским партнером фирмой “Комтехносервис” и специалистами УВД. Решение по GPS-навигации и отслеживанию работы служебных транспортных средств обеспечила фирма “Прин”.

Рабочее место оперативного дежурного

Проект не состоялся бы без участия администрации города и области, и здесь, по словам начальника УВД г. Кемерова полковника Чахлова, была особенно важна поддержка мэра г-на Михайлова, выделившего на его реализацию немалые по местным меркам средства - более 8,5 млн. рублей.

Данная система является локализованной версией немецкой “Системы управления оперативными действиями” (EinsatzLeitSystem, ELS), разработанной концерном Siemens и фирмой Novotec для решения задач управления различными службами оперативного реагирования. В настоящее время система применяется в центрах экстренного реагирования различного назначения (полиции, пожарной охраны, МЧС, аварийных, транспортных и диспетчерских служб) в Германии, Голландии, Австрии и Китае. В России, в Кемерове, она внедрена впервые, и этот проект получил золотую медаль на последней международной выставке Interpolitex’2002.

Дежурная часть городского УВД - это служба, обеспечивающая оперативный ответ и принятие мер по обращениям и звонкам граждан по телефону 02. Таких звонков в городе с 600-тысячным населением каждый день насчитывается до нескольких сотен. Дежурная часть, как сказал начальник штаба УВД г. Кемерова полковник Веремеенко, - зеркало милиции. От того, как принят звонок, насколько правильно и быстро организовано реагирование по нему, зависит и эффективность работы оперативных сил. Опыт эксплуатации системы в течение полутора лет показал, что она позволяет значительно снизить время реагирования и уже сейчас обеспечила увеличение раскрываемости преступлений на 10-12%.

У граждан при обращении по телефону 02, как, собственно, и по телефонам других общественных служб, часто возникает неприятная проблема: трудно дозвониться. Отмечено, что с ростом числа мобильных телефонов количество звонков в дежурные части милиции возрастает. Кроме того, есть любители звонить туда без всякого повода, а следовательно, и постоянно растет нагрузка на оперативных дежурных.

А ведь любое обращение, любой звонок должен быть зафиксирован, проанализирован, по нему нужно принять решение. На анализ ситуации и запись в журнал регистрации уходят драгоценные минуты. Затем идет фаза принятия мер - здесь крайне важно быстро выяснить обстановку, определить, где находятся ближайшие к месту происшествия свободные дежурные машины, ведь если машина недалеко от места происшествия и экипаж вовремя получил указание от дежурного, возможно задержание по горячим следам. Наконец, все “следы” проделанной работы дежурной части необходимы прокуратуре и органам контроля.

Снять с дежурного рутинные функции по поиску нужной информации, установлению связи, контролю реагирования, помочь в выборе правильного алгоритма действий, а в результате сократить время реагирования - и есть основная задача установленной системы. И то, что в ходе ее опытной эксплуатации количество обрабатываемых звонков увеличилось почти в три раза при неизменном количестве дежурных, - важный показатель эффективности новой технологии.

В УВД г. Кемерова в рамках проекта с SBS установлен целый комплекс оборудования: мощная современная цифровая АТС, центральный сервер с ПО системы, радиосервер навигационной подсистемы, оборудование для записи переговоров, различная вспомогательная аппаратура связи; оборудовано четыре рабочих места - для начальника смены и трех дежурных. Поскольку дежурство круглосуточное, то работа происходит посменно. Все дежурные проходят специальное обучение.

Оперативный дежурный на одном из двух экранов мониторов, которые установлены на его рабочем столе, видит карту города с указанием места происшествия и ближайших к нему патрульных машин; если камеры подключены к датчикам сигнализации - он видит и кадры фото- или видеосьемки. В это время на втором экране заполняется карточка вызова и выдается соответствующая оперативная информация в зависимости от характера происшествия, а также сведения по всем имеющимся в распоряжении силам реагирования.

Экипаж, выезжающий по вызову, кроме средств голосовой связи имеет возможность сразу получать дополнительные данные о количестве жильцов в квартире, о зарегистрированном у них оружии, о личном автотранспорте и наличии там лиц, состоящих на учете в наркологических или психиатрических диспансерах. Машины патрульно-постовой службы, дежурной службы и некоторых райотделов милиции (всего 41 машина) оборудованы навигационным и GPS-контроллерами, работающими совместно со служебными радиостанциями Motorola. В среднем в сутки в городе посменно дежурит около десяти патрульных машин с таким оборудованием. Конечно, сначала не всем экипажам нравилось, что их перемещения по городу находятся под постоянным контролем, но ведь это обеспечивает и безопасность экипажей. Существует возможность подать сигнал тревоги в случае опасности, который вместе с координатами машины будет с высшим приоритетом передан всем оперативным дежурным.

В течение полутора лет система проходила опытную эксплуатацию в рабочем режиме. Благодаря правильной организации работ по ее внедрению со стороны руководства УВД, в том числе начальника дежурной части полковника Алексеева, сейчас весь комплекс оборудования и технических средств используется в полном обьеме.

Информационная система дежурной части легко интегрируется с другими милицейскими ИС. Ее внедрение упростило и многие рутинные операции, на которые раньше уходило много времени, - такие, как подготовка оперативных сводок, аналитической информации, сбор статистики. Начальник дежурной части УВД получил возможность контролировать качество работы дежурных. По любому событию можно получить полную информацию на момент запроса: кто звонил, когда и откуда, какие и кем меры были приняты, как шло реагирование, кто и когда оповещен, как завершено и т. д. Архив всех переговоров, маршруты передвижения, журналы действий с временными данными по каждому событию хранится 3-4 месяца.

Развитие системы предполагает разработку и внедрение типовых планов реагирования Это ускорит процесс принятия решений и повысит процент раскрываемости преступлений по горячим следам. Кроме того, планируется подключение к системе удаленных райотделов милиции. Пока здесь одна из проблем - невозможность организации скоростных линий связи на базе местной телефонной сети. Требуются значительные дополнительные вложения средств в развитие корпоративной связи. Сейчас эта проблема решается.

Технически система написана на языке TCL в технологии “клиент - сервер”, работает с использованием СУБД Oracle и интегрируется с имеющимися базами данных криминальной и справочной информации органов внутренних дел. Важно то, что вся система передана заказчику в исходных текстах, что существенно облегчает ее сопровождение. При реализации проекта в УВД г. Кемерова возникла такая проблема, как отсутствие многослойной электронной карты города. Ее пришлось вводить с помощью имеющегося в системе специального программного обеспечения GEOFIS (географическая информационная подсистема), которое позволяет заказчику решать такие вопросы самостоятельно.

При ближайшем рассмотрении становится видно, что подобная система может стать типовой для всех городских оперативных служб - милиции, пожарной охраны, службы скорой помощи и даже подразделений по чрезвычайным ситуациям. Основные компоненты всех этих систем те же самые. Более того, необходима определенная интеграция этих систем между собой. Так, вызовы милиции часто сопровождаются и вызовом машины скорой помощи.

Что касается российской милиции, то у ее руководства существует понимание необходимости компьютеризации: министр МВД Б. Грызлов утвердил концепцию развития информационных систем МВД до 2006 г. Однако внедрение решений, подобных кемеровскому, требует от городских УВД и руководства российских регионов осознания двух важных вещей. Во-первых, что это не напрасно потраченные деньги, а один из реальных путей наведения порядка в городах и повышения эффективности работы милиции, а во-вторых, что подобные проекты обеспечивают информационную базу для развития многих других муниципальных систем, предоставляя инструмент, повышающий эффективность работы соответствующих служб и, как следствие, укрепляющий доверие населения к властям.

Внедренная в УВД г. Кемерова “Система информационной поддержки и оперативного управления” представляет собой базовую версию, которая будет предлагаться Siemens Business Services и другим регионам России.