СЕМИНАРЫ

Если исходить из словарного определения понятия “логистика”, немало управленческих усилий должно приходиться именно на обеспечение логистических задач. Это касается не только времени, затрачиваемого менеджерами на их решение, но и того числа функций, которые отвечают за реализацию таких задач в информационных системах. Логистика пронизывает деятельность любого предприятия - от момента консолидации заявок на товар или услугу до расчета прибыли. Поэтому очень важно, чтобы в управленческой ИС были отражены все основные этапы логистического процесса. Это и определение потребностей производства, и оценка товарных запасов, и расчет плановой (а впоследствии - и фактической) себестоимости, и управление дебиторско-кредиторской задолженностью и взаимоотношениями с контрагентами. Отсутствие автоматизации на одном из участков ведет к существенным издержкам, а вот, например, только за счет оптимизации использования автотранспорта (с помощью ИС) можно сэкономить 3-6 млн. руб. в год.

Достоинства и недостатки использования разных вариантов удаленного доступа

Особенностям реализации логистических задач с помощью ИТ был посвящен семинар “Информационные технологии в логистике современного предприятия”, проведенный корпорацией “Парус” 24 апреля. Главная цель мероприятия - акцентировать внимание присутствующих на ключевых проблемах снабжения, производства, сбыта продукции, которые объективно препятствуют эффективной работе предприятия. В ходе семинара также были продемонстрированы варианты комплексного решения этих и других проблем с помощью “Системы управления ПАРУС”. Ведущий аналитик Центра корпоративных решений (ЦКР) корпорации “Парус” Николай Удалов показал, как в системе осуществляется непрерывный контроль за состоянием взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, формируются планы закупок и продаж, идет отработка заказов на производство по установленному маршруту, ведется закупочная деятельность предприятия.

Коммерческий директор ЦКР Алексей Казарезов отметил, что среди реалий сегодняшнего бизнеса - большое число предприятий с территориально распределенной структурой. Очевидно, что для них вопросы логистики особенно значимы. Специальные требования в данном случае предъявляются и к организации ИС. Современные системы управления, развивая функциональность, обязательно должны учитывать эту специфику. В настоящее время наиболее часто встречаются два подхода - удаленная и распределенная обработка информации. Первый подход означает, что все пользователи работают в одной базе данных (с помощью различных каналов связи и способов передачи данных); второй предполагает использование нескольких БД и характерен прежде всего для розничных сетей: информация обрабатывается на местах и с определенной периодичностью (например, раз в день) передается в центральный офис. Среди клиентов “Паруса” по второму способу организованы ИС в компаниях “Адамас” (производство и продажа через собственную торговую сеть ювелирной продукции) и “Беталинк”.

Первый подход к обработке информации может быть использован в трех вариантах (см. таблицу), имеющих свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая систему для того или иного предприятия и определяя основные принципы ее работы, важно соотнести требования к ИС с возможностями каждого из вариантов. По мнению г-на Казарезова, с помощью описанных подходов можно организовать любые цепочки бизнес-процессов, даже выходящие за пределы компании, - например, устремленные вовне, на взаимосвязь с клиентами. На сегодняшний день в “Парусе” уже реализована такая возможность для VIP-клиентов, которые при передаче своих пожеланий о тех или иных доработках непосредственно инициируют соответствующие бизнес-процессы внутри корпорации.

Об интересе к тематике семинара можно судить хотя бы по тому, что помимо столичных на нем присутствовали слушатели из Калуги, Кирово-Чепецка, Курска, Ивантеевки, Орла и других городов - всего более 50 человек. Разнообразна была и отраслевая принадлежность представленных предприятий: легкая промышленность (“Ивантеевский трикотаж”, Яковлевский текстильный холдинг, Карандашная фабрика им. Л. Б. Красина, Лыткаринский завод оптического стекла и др.), пищевые производства (Орловский комбинат хлебопродуктов, Останкинский молочный комбинат, Дымовское колбасное производство и т. д.), предприятия энергетики (Калугаэнерго, Минэнерго, ГУРШ), торговые фирмы (“АНТЭК Торговая компания”, “Тракт ТД”, “Ясенево ОТД”, ТД “Новая Заря”) и даже научные учреждения (ЦНИИ хлопчатобумажной промышленности). Внимание к поднятой проблеме не случайно, ведь грамотная организация и автоматизация процесса логистики - первый шаг на пути построения комплексной системы управления предприятием.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.