Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260.
E-mail:expert_market@itresearch.ru; www.itresearch.ru.
Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I квартале 2003 г.
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel) за I квартал оценивается примерно в 755 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует 454 млн. долл.
Около 91% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, почти 7% на ноутбуки и примерно 2% - на серверы.
По сравнению с I кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 17,1%. На рынке серверов рост составил 29,3%, а ноутбуков было продано на 42,5% больше.
Лидером продаж ПК по итогам I квартала 2003 г. является компания “Формоза”. При этом доля первой пятерки компаний* - “Вист”, “Инфорсер”, “Формоза”, Hewlett-Packard, R-Style Computers - составила 21,5% продаж настольных компьютеров.
В сегменте ноутбуков наилучшие результаты - у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли* Asustek, Fujitsu Siemens, Hewlett-Packard, Rover Computers, Toshiba - на их долю приходится 70,7% всех продаж.
Структура российского рынка компьютеров. I кв. 2003 г.
В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard. Первая тройка производителей этого класса техники* - “Аквариус”, Hewlett-Packard, Kraftway - контролирует 38,8% продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в I квартале составил около 986 тыс. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 45%. (Справедливости ради стоит упомянуть, что I квартал 2002 г. был довольно неудачным для многих поставщиков из-за проблем с таможней.) Примечательно, что результаты по сегменту ЖК-мониторов превзошли все, даже самые оптимистичные, ожидания: его доля превысила 24% всего мониторного рынка. Надо отметить, что в структуре продаж ЖК-дисплеев наблюдается планомерный рост доли 17-дюймовых устройств, которые, по всей видимости, вскоре окончательно станут массовым товаром. Такая ситуация объясняется, вероятно, тем, что продолжавшаяся эрозия цен на ЖК-мониторы, а также привыкание потребителей к этой технологии привели к резкому росту “рынка замены”. По некоторым оценкам, больше половины ЖК-дисплеев покупается взамен непрестижных 14- и 15-дюймовых ЭЛТ-аппаратов. На российском рынке мониторов по-прежнему уверенно лидирует компания Samsung. За ней следует LG, а на третьем месте находится бренд NEC компании NMDE.
Презентационное оборудование
Как и ожидалось, несмотря на сезонный фактор, для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования - мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) - I квартал текущего года был более чем удачным.
Продажи MMP составили около 4,2 тыс. шт., что более чем на 60% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако в силу ощутимого удешевления данных устройств в денежном выражении рынок в I квартале вырос “всего” на 34%.
Лидирующая тройка компаний* - InFocus, Panasonic и Sanyo - не претерпела изменений по сравнению с 2002-м. Практически не изменилась и группа их ближайших “преследователей”* (BenQ, Canon, Epson, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).
В сегменте PDP продолжался взрывной рост. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены в 2,3 раза в натуральном выражении и в 1,8 раза - в денежном. Очевидно, что за быстрый рост рынка, как и в предыдущем случае, мы должны быть благодарны большой ценовой эрозии. Кроме того, стоит отметить, что в данном сегменте между ведущими игроками развернулась драматичная борьба за лидерство. Разрыв между компаниями* Fujitsu, Panasonic, Philips и Pioneer крайне незначителен, и эти вендоры по-прежнему контролируют около 70% рынка. Активная борьба за долю данного рынка отмечалась также со стороны компаний* LG, NEC, Samsung и Toshiba.
Принтеры
Объем продаж принтеров в I квартале 2003 г. составил около 650 тыс. штук. По-прежнему струйные принтеры в количественном отношении составляют более половины рынка, однако лазерные устройства уступают им совсем немного. Подавляющая часть продаж в лазерном сегменте приходится на персональные монохромные принтеры, причем высокий спрос на модели начального уровня стимулирует снижение цен (стоимость некоторых из них опустилась ниже 200 долл.). В то же время заметно уменьшились продажи матричных принтеров, доля которых составила всего около 3,5% рынка (это самый низкий показатель за последние годы).
В тройку лидеров российского принтерного рынка впервые вошла компания Samsung. В I квартале на долю* Epson, Hewlett-Packard и Samsung пришлось около 80% всех продаж принтеров.
ИБП
На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в I квартале текущего года продолжался уверенный рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате было продано 260 тыс. устройств, причем показатели аналогичного периода 2002 г. превышены на 22,3%. В денежном выражении в связи со снижением цен на ИБП рынок составил 42 млн. долл. и рост - “всего” около 19%. Примечательно, что такое относительное удешевление ИБП проистекало на фоне “утяжеления” рынка. В пересчете на мощность рост составил около 33%, а суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 180,8 МВ · А.
Следует отметить, что, видимо, прекратился рост сегмента line-interactive-ИБП, доля которого уже довольно продолжительное время колеблется около отметки 70%. Но зато сегмент online-ИБП продолжает демонстрировать отличную динамику и сейчас составляет около 2% рынка в натуральном выражении. В первую очередь это связано с ростом продаж “легких” online-ИБП (мощностью до 3 кВ · А), за год они выросли на 62%. Лидер рынка остался неизменным - это компания АРС. К числу традиционных конкурентов продукции APC на массовом рынке ИБП (Powercom и Powerman) прибавились устройства, поставляемые под торговой маркой Ippon. На рынке “тяжелых” решений наряду с APC традиционно сильны позиции* Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus и Powerware.
Сканеры
В I квартале 2003 г. общее количество проданных сканеров увеличилось более чем на 30% по сравнению с этим же периодом 2002-го, составив около 170 тыс. шт. В то же время темпы роста денежной составляющей рынка (13%) за год существенно снизились. Эрозия цен и появление новых недорогих моделей с более высокими техническими характеристиками продолжают смещать структуру спроса в сторону сегментов low-end. Так, доля проданных устройств стоимостью до 100 долл. за последний год возросла более чем на 10%. Тройку лидеров рынка сканеров составили компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek.
_____
* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.