6 июня в Москве корпорация NCR (www.ncr.com) впервые провела банковскую конференцию для стран Центральной и Восточной Европы. По ее завершении состоялся брифинг, на котором генеральный директор российского отделения компании Константин Слащев рассказал о деятельности и планах NCR в нашей стране.

Он отметил, что послекризисный период на финансовом рынке страны завершился восстановлением банковской системы и возрождением доверия к ней со стороны клиентов. В 2001-м началось оживление и в сфере обслуживания пластиковых карт, развитие ее инфраструктуры. Этот год стал началом качественного роста данного направления банковского дела. По результатам 2002 г. продажи продуктов и услуг NCR в России достигли докризисного уровня, вдвое превысив показатели 2001-го. Однако наметившийся подъем не встретил со стороны государственных властей поддержки, направленной на стимулирование цивилизованного карточного рынка. Так и не был принят закон о гарантии вкладов, не отменен налог с продаж при оплате посредством карточек, что могло бы дать толчок к развитию этого бизнеса. Тем не менее растет не только карточная эмиссия, но и инвестиции в соответствующие инфраструктуры. Недалек тот день, когда банки начнут бороться за каждого клиента. Розничное обслуживание становится одним из актуальных направлений банковской деятельности, а его основой является хорошая инфраструктура. По мнению г-на Слащева, дальнейшее развитие, повышение качества и удешевление банковских услуг, а также и конкуренция на этом рынке будет определяться целым рядом факторов. Это прежде всего закон о страховании вкладов, который должен быть в конечном счете принят, переход банков на международную систему финансовой отчетности и возможное вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Следует ожидать и активизации иностранных банков в России, усиления их политики по завоеванию рынка банковских услуг. В государствах Восточной Европы этот процесс начался несколько лет назад, и сейчас уже около 70% их банковской системы принадлежит международным финансовым институтам. Причина такой экспансии - более высокая прибыльность, чем на Западе. Другой пример - Китай, куда после его присоединения к ВТО также ринулись иностранные банки.

Компания NCR последние 15 лет является мировым лидером по поставкам банковских систем самообслуживания. В феврале нынешнего года она выпустила пятисоттысячный банкомат, а всего в мире их установлено около 1,2 млн. Таким образом, 40% имеющихся на земном шаре терминалов произведено заводами NCR. Каждый год через них проходит 40 млрд. транзакций, и каждый день в них находится денежная масса, эквивалентная 15 млрд. долл.

NCR работает в России более 10 лет, и за это время ее клиентами стало около 100 отечественных банков. Парк банкоматов в России сейчас составляет около 4 тыс. единиц. Компания участвует во всех крупных работах, связанных с развитием банковской инфраструктуры. Это и проект “Альфа-экспресс” по построению розничных сетей нового типа в Альфа-банке, и поставка нескольких сотен банкоматов для Банка Москвы, Сбербанка, а также Внешторгбанка, предусматривающего в этом году увеличение парка банкоматов на 300 единиц. Аналогичные проекты ведутся с Гута-банком, Газпромбанком, банком “Возрождение” и другими крупными финансовыми учреждениями.

По словам Константина Слащева, NCR сегодня - один из немногих производителей устройств для банковских систем самообслуживания, который развивает свою сервисную инфраструктуру в нашей стране. Это означает, что специалисты российского отделения могут напрямую обращаться к огромному опыту, накопленному в NCR за годы работы с финансовыми институтами, и к новым разработкам, появляющимся в компании. Возможно и привлечение экспертов всех уровней из любых стран для консультации при решении возникающих у наших клиентов специфических задач, таких, как построение инфраструктуры банковского самообслуживания, создание автоматизированных банковских филиалов или повышение эффективности терминальных сетей.

Сегодняшняя благоприятная деловая атмосфера в стране и достигнутые за последние два года успехи российского отделения NCR привели к тому, что руководство компании обратило серьезное внимание на Россию, включив ее в список стран с развивающимся рынком (наряду с Китаем и Индией, где в последнее время были пущены новые производственные мощности по производству банкоматов). Сейчас NCR разрабатывает специальную программу по расширению своего присутствия в стране. Одним из ее основных направлений будет развитие сервисной инфраструктуры как важного фактора успеха. Запланировано создание и ввод в эксплуатацию до конца этого года центра круглосуточного контроля за состоянием терминальных сетей, ведь время простоя каждого устройства - это убытки, которые нетрудно подсчитать.

Наряду с развитием инфраструктуры банки стали обращать внимание на качество и себестоимость услуг. Все чаще специалисты NCR обсуждают с ними расширение функциональности терминалов самообслуживания: чтобы, например, помимо выдачи наличных денег они выполняли депозитные операции в режиме реального времени, проводили различные виды платежей и пр.

В рамках конференции прошла выставка, на которой состоялась российская “премьера” семейства банкоматов “Персона” серии М. Этот ряд позволяет подобрать модель, удовлетворяющую любым требованиям клиента, что достигается за счет модульности и гибкости в выборе конфигурации и размеров. С помощью входящих в него полнофункциональных устройств можно реализовать широкий спектр банковских операций - от традиционного получения наличных до всевозможных платежей. Устройства отвечают высоким стандартам безопасности, могут быть оснащены мультимедийными дополнениями и Web-технологиями.