Как добиться устойчивого роста производства в металлургической отрасли? Что для этого делает правительство, а также государственные и коммерческие организации? Какова здесь роль ИТ и Интернета? Эти и другие вопросы обсуждались на пятой международной конференции "Интернет-Бизнес-Металл" (www.i-b-m.ru), организованной Московским институтом стали и сплавов и компаниями "Интеллектуальные ресурсы", "Чермет" и "Маркетинг Союз".

На конференции рассматривались следующие темы:  информационное обеспечение участников рынка металлов;  альянс производства, образования и лидеров в области ИТ;  опыт металлургических предприятий в применении ИТ, маркетинга и рекламы;  системы управления предприятием;  ценообразование на металлопродукцию и прогнозирование цен;  новые технологии построения информационных структур предприятия;  создание корпоративных сайтов металлургических компаний.

В этом году тема Интернета, несмотря на первое место в названии конференции, в обсуждениях была далеко не главной. Из 80 докладов ей было посвящено лишь 13. Очевидно, такое снижение интереса связано со спадом мировой Интернет-индустрии вообще и ее "металлической" части в частности. А ведь в начале все выглядело блестяще. Как рассказал докладчик из компании "Мегасофт", данный сектор Рунета появился в 1997 г. и начал очень бурно развиваться. Тогда особые надежды возлагались на онлайновую торговлю металлами через электронные биржи, торговые площадки и другие системы (см. PC Week/RE, N 25/2001, с. 19). Однако на данный момент, по оценке специалистов, торговые площадки оказались невостребованными и никакой онлайновой торговли через них не происходит. Тем не менее это не значит, что металлургический Рунет "умер", напротив, он существует и сейчас включает около 1000 сайтов различных фирм, предприятий, институтов, а также ряд специализированных порталов. И хотя, как отметил докладчик, далеко не все сайты регулярно обновляются, но в качестве информационного источника "металлический" сектор Рунета развивается успешно и все чаще играет важную роль в производственной и маркетинговой политике предприятий.

Более 20 докладов было посвящено корпоративным информационным системам, таким, как ERP, CRM, документооборот, логистика и т. д. Правда, лишь небольшая часть из них касалась реализованных проектов. О них рассказали представители Чепецкого механического завода, "Норильского никеля", Магнитогорского металлургического комбината, корпорации "Чермет", Первоуральского новотрубного завода и Новосибирского оловянного комбината. Выступления на тему КИС в основном были связаны с программными и аппаратными решениями, предлагаемыми ведущими зарубежными и российскими поставщиками. Возможно, такой интерес со стороны китов компьютерной индустрии объясняется тем, что в этом году в металлургии наблюдаются самые высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями промышленности - 9,7% в черной и 8,6% в цветной. К сожалению, по словам представителя Минпромнауки России, факторы роста не носят долгосрочного характера, так как конъюнктура мирового рынка меняется, а у российских предприятий есть масса проблем, затрудняющих их развитие. Надежду на их преодоление вселяет принятая в прошлом году государственная программа по развитию отрасли до 2010 г., реализация которой уже начала приносить плоды.

Сейчас в металлургии наблюдается инвестиционная активность: например, недавно предприятие "Северсталь" получило кредит на 90 млн. долл. от Европейского банка реконструкции и развития. Продолжается консолидация отрасли: образуются холдинги, включающие и производителей, и потребителей металлургической промышленности. Идет подготовка к вступлению в ВТО. В связи с этим перед предприятиями стоит задача улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности. В этом им должны помочь технологии промышленного маркетинга и PR, обсуждению которых было посвящено несколько докладов и специальный семинар. Завершилась конференция семинаром на тему управления инвестициями в ИТ.

Версия для печати