Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ИНТЕРВЬЮ

Джон Чамберс вновь думает о приобретениях и нацеливает свою компанию на рынок сетей хранения данных и IP-телефонии Спад последних трех лет не обошел стороной и крупнейшего мирового производителя сетевого оборудования - фирму Cisco Systems. Ныне компания перегруппировала свой бизнес и возобновила практику покупки других предприятий: в частности, в марте ею были приобретены Linksys Group и SignalWorks.

Руководит усилиями по возрождению прежней активности компании ее президент и исполнительный директор Джон Чамберс, возглавляющий Cisco с 1995 г. Во многом благодаря ему Cisco в 2000 г. достигла наивысшего уровня рыночной капитализации среди всех компаний мира. В недавней беседе с редактором eWeek Стэном Гибсоном, директором eWeek Labs Джоном Ташеком и главным редактором Эриком Ландквистом, проходившей в стенах корпоративного офиса Cisco в Сан-Хосе (шт. Калифорния), Чамберс рассказал, как ему видится возвращение Cisco к былым триумфам. Для этого запланировано девять новых инициатив, на каждую из которых потребуется порядка миллиарда долларов в год. Инициативы охватывают такие сферы, как хранение данных, IP-телефония, безопасность и беспроводные сети.

eWeek: Почему Cisco купила Linksys?

Джон Чамберс: Нам удалось построить неплохие сетевые магистрали, но дороги, по которым мы к ним "добираемся из своих гаражей", еще оставляют желать лучшего. Потребности бизнеса и частных лиц растут, в силу чего эти "последние мили" испытывают огромные нагрузки. В будущем все устройства доступа в Интернет - из дома ли, из личного ли автомобиля - окажутся объединенными в сеть. Мы разрабатываем маршрутизаторы для автомобилей, которыми лет через десять будут укомплектованы практически все автомашины.

Если вы верите, что Интернет будет развиваться - а я в этом не сомневаюсь - вам должно быть ясно, что рано или поздно очень многие компании, захотят протянуть свои сети вплоть до жилищ своих работников.

Собирается ли Cisco возродить ту интенсивность приобретений, какую мы наблюдали в середине 90-х годов?

Дж. Ч.: Приобретений будет меньше, чем в ту пору, когда мы были на пике своей Интернет-активности. Тогда все решали темпы - самое главное было быстро выйти на новый рынок. Теперь же куда важнее проблемы интеграции и сохранения завоеванных позиций в условиях замедлившихся темпов роста. Но мы, безусловно, при продвижении в новые области будем придерживаться активной рыночной стратегии. И здесь первым шагом нередко бывает покупка перспективной компании.

По мнению многих ваших конкурентов, получаемая Cisco норма прибыли слишком высока. И поэтому вы уязвимы. Что вы на это скажете?

Дж. Ч.: Когда компания покупает у вас технологию, она делает это для повышения эффективности своего бизнеса. Очень немногие из крупных клиентов Cisco видят в ИТ только бремя затрат. На нашей конференции CEO Forum руководители компаний говорили, что именно ИТ дают им возможность реализовать свою стратегию.

Сегодня рынок движется к комплексным архитектурным решениям, и здесь с нами соревноваться довольно трудно. Ни одна компания нашего профиля этим не занимается. Если дело идет к формированию Сети сетей, то вы должны быть конкурентоспособны и на корпоративном рынке, и в среде сервис-провайдеров, и на рынке домашних пользователей. Это многих наших соперников ставит в трудное положение.

Если вы уже сегодня озабочены гибкостью аппаратных решений, которые в будущем позволят вам осуществить интеграцию голоса, данных, видео и, плюс к тому, обеспечить безопасность, то нам и с этой точки зрения мало кто может составить конкуренцию.

Теперь вернемся к цене. Многие наши конкуренты фактически работают без прибыли. Если вы соревнуетесь с нами в цене и не делаете денег, значит, покупатели кое в чем разбираются.

На мой взгляд, у нас хорошая позиция. Мы по-прежнему будем снижать отношение цена/производительность с опережением закона Мура на 20-50% в год, т. е. не мелкими шажками, а крупными прыжками.

Если посмотреть на наши последние ценовые корректировки на оборудование серии 6000, то видно, что теперь гигабитная аппаратура стоит столько же, сколько недавно платили за 10/100 Мбит/с Ethernet. Всего за один год отношение цена/производительность упало в 10 раз.

Пару лет назад мы были лидерами в гонке на скоростях в 200 миль в час. А сегодня мы лидеры в условиях, когда можно развить только 100 миль в час. Но реально наше нынешнее лидерство прочнее, чем раньше.

Cisco приценивается

Купив в 2000 г. контрольные пакеты акций 23 компаний, Cisco резко сбавила активность и за весь 2001 г. приобрела две фирмы и еще пять в 2002-м. Сегодня она вновь активизировалась и с начала года уже осуществила три новых приобретения.

Март Linksys Изготовитель кабельного и беспроводного сетевого оборудования для дома и малого бизнеса SignalWorks Производитель ПО для высококачественной передачи звука в IP-сетях Январь Okena Изготовитель ПО обнаружения вторжений для настольных и серверных систем Источник: Cisco.

Всю деятельность компании мы сфокусировали на получении прибыли. Когда-то мы выпускали десяток разных семейств маршрутизаторов. Теперь собираемся свести их к одному, которое будет базироваться на общих интегральных схемах ASIC и общем ПО. Вы еще увидите много примеров рационализации. То же самое мы делали с коммутаторами. По всем десяти основным продуктовым линейкам мы за последний год серьезно улучшили соотношение цена/производительность или снизили расценки.

Мы будем конкурировать и по стоимостным характеристикам, но в списке покупательских приоритетов цена находится где-то на третьем-пятом месте.

Звучит очень веско, но убеждает ли это Уолл-стрит? Известно, например, что вы выкупаете свои акции.

Дж. Ч.: У хорошо работающей компании акции позаботятся о себе сами. Уолл-стрит оценивает будущее Cisco в три с лишним раза выше, чем каждого из наших 11 ближайших конкурентов. Это очень неплохо. В разгар дутого взлета ИТ-индустрии суммарная рыночная капитализация этих конкурентов превышала 937 млрд. долл. А сегодня она составляет лишь 32 млрд. долл.

Ожидания Уолл-стрита в отношении к Cisco довольно высоки. Вопрос только в темпах нашего роста.

А каковы должны быть темпы роста для такой крупной и зрелой компании, как Cisco?

Дж. Ч.: Чтобы быть достаточно точным, надо знать темпы роста всей индустрии и валового внутреннего продукта (ВВП). Но как растет ВВП, никто не знает. Между тем это определяющий фактор, потому что капитальные затраты привязаны к росту ВВП.

Пошел ли на спад великий кризис, с которым мы столкнулись в последние годы? Какие уроки вы из него извлекли?

Дж. Ч.: Если поговорить с людьми из компаний, не имеющих отношения к ИТ, они вам расскажут, как надо переживать пики и спады в своей отрасли. Кризисы всегда застают врасплох. Первое, о чем себя спрашиваешь, есть ли в этом твоя собственная вина или же сама отрасль поставила тебя в такое положение. Это важный вопрос, и нам кое-что пришлось критически переосмыслить.

Не было ли здесь сочетания обоих факторов?

Дж. Ч.: В какой-то мере да, но, по-моему, это прежде всего общеотраслевой феномен.

Могли ли мы вести дела разумнее? Конечно. Важнее разобраться в том, как долго будет продолжаться кризис и какова его глубина. Только поняв это, можно выработать стратегию и как-то адаптироваться. Но успеха никто не гарантирует.

Мы поняли, что кризис может затянуться на годы, и перестроились за 51 день. А после сосредоточили внимание на том, чтобы быть готовыми к подъему.

Вряд ли можно сказать, что подъем действительно начался...

Дж. Ч.: Безусловно, об этом еще нет речи. Но мы отлично подготовились к такому повороту дел. Норма прибыли у нас вернулась к прежнему уровню. Мы стали расторопнее в бизнесе и вполне можем назвать себя компанией, которая научилась достойно сносить удары судьбы.

Сегодня IP-телефония является, пожалуй, самым оживленным рынком. Как вы смотрите на эту сферу?

Дж. Ч.: IP-телефония в сочетании с передачей голоса, данных и видео - исключительно активный рынок с долгосрочными перспективами. Но в краткосрочном плане и с учетом реальных возможностей сегодня более актуальны сетевые системы хранения, обеспечение безопасности и широкополосная передача данных до порога дома пользователя.

Что касается IP-телефонии, то здесь требуется интеграция данных, голоса и видео. Речь идет о едином подключении к вашему дому, автомобилю и офису. Мы пока не знаем, какая комбинация кабельных и беспроводных технологий обеспечит такую возможность, однако чувствуем, что в ближайшее пятилетие большинство наших корпоративных клиентов перейдет на объединенные сети.

Рынки корпоративных и домашних пользователей будут расти с разной скоростью. IP-телефония является одним из двенадцати наших новых рынков, по девяти из которых мы уже определили свои позиции. В эти рынки мы направляем 40% инвестиций.

Это забота о своем будущем. Вероятно, мы переживаем самый динамичный период во всей истории компании: об этом можно судить по числу фронтов, где мы ведем наступление.

Развивая направление систем хранения данных, вы прошлым летом купили фирму Andiamo Systems и выпустили новые продукты на базе ее технологии. Насколько, по-вашему, быстро будет расти бизнес Cisco в этой области? Станете ли вы доминирующим производителем?

Дж. Ч.: Мы очень польщены, что люди, познакомившиеся с этим продуктом, высоко оценили его. Было бы наивно, не дождавшись широкого признания пользователей, заявлять, будто мы станем лидером. Если же говорить об имеющемся для этого потенциале, то он, безусловно, есть. Но здесь все будет полностью зависеть от потребителя. У нас возникла одна хорошая идея, которую мы хотим реализовать к осени.

Мы уже заключили партнерские соглашения с IBM, Hewlett-Packard и Hitachi и подумываем о сближении с корпорацией EMC. Кто бы мог еще пару лет назад сказать, что Cisco когда-нибудь выйдет на рынок систем хранения данных, не говоря уже о претензиях на лидерство?

Версия для печати