ИНТЕРВЬЮ

Во время конференции по аутсорсингу услуг по разработке ПО в Зеленогорске (25-28 июня) я встретил многих руководителей российских софтверных фирм. С некоторыми из них удалось переговорить. Одна из таких интересных бесед состоялась с генеральным директором компании "Лаборатория Касперского" Натальей Касперской. Поскольку со времени последнего моего интервью с ней прошло больше года (см. PC Week/RE, N хх/2002, с. хх), хотелось узнать, какие продукты планирует выпустить компания и что творится в быстро меняющемся антивирусном мире.

PC Week: Наташа, участники конференции отметили проведенный вами круглый стол как один из самых интересных. А каковы ваши общие впечатления о конференции?

Наталья Касперская

Наталья Касперская: Да, мы постарались сделать живую дискуссию на тему "Маркетинг продуктов за рубежом" и заранее договорились не проводить никаких презентаций. Основную роль в организации играли Сергей Андреев (ABBYY), который задал рамки и тон беседы, и Андрей Свириденко (Spirit), подготовивший вопросы. На другом заседании круглого стола, которое я посетила, компании больше заняты были саморекламой.

"Лаборатория Касперского" входит в ассоциацию "Руссофт", но мы отличаемся от большинства других ее членов тем, что продвигаем готовые продукты, а не выполняем аутсорсинговые проекты. Сейчас в ассоциации произошел большой положительный сдвиг, особенно это проявилось в подписанном недавно соглашении "Руссофта" с аналогичными ассоциациями Новой Англии (США), но тем не менее у лидеров этой организации, по моему мнению, еще не сложилось четкого представления о главном направлении ее развития.

На самом деле я не сторонник аутсорсинговой модели и считаю, что экспортные возможности для России лежат не в этом сегменте, а заключаются в поставке готовых решений, как технологических, так и продуктовых. Потому что опыт и способности наших людей позволяют выполнять разработки, которые можно продавать не разово (или на заказ, как делают аутсорсеры), а многократно.

PC Week: Однако я постоянно слышу, что на разработку нет денег.

Н. К.: Мне кажется, дело не в этом - деньги сейчас на рынке есть. Нашей компании постоянно предлагают деньги, и приходится прикладывать усилия, чтобы их не взять. Проблема обычно в отсутствии у руководителей компании бизнес-идей, представления о том, как в дальнейшем с этим продуктом выходить на рынки, кто является потенциальными клиентами, а также в соответствующем оформлении этих бизнес-идей для рынка. Если такие бизнес-идеи есть, то источник финансирования найти можно. Положительных примеров фирм, понимающих, что они делают, и умеющих внятно это представлять, к сожалению, раз два и обчелся. Нам, например, удалось выстроить сильный маркетинг на российском рынке. Но на Западе же мы по-прежнему конкурируем качеством технологии, а не качеством маркетингового позиционирования и подачи продукта конечному потребителю.

PC Week: Что же вам мешает в этом?

Н. К.: Отсутствие опыта, отсутствие менеджмента с требуемыми знаниями и понимания того, что требуется потребителям на каждом конкретном рынке.

PC Week: Сейчас компании пытаются привлекать экспатов.

Н. К.: И мы это делаем, но найти таких людей тоже очень непросто - они на дороге не валяются, а тем более в Россию далеко не каждый поедет. Наверное, российские фирмы портит то, что клиент у ИТ-компаний довольно неприхотливый. Например, системный администратор в России часто сам налаживает продукт, что на Западе довольно редкое явление. Сисадмины ждут помощи от вендоров или VAR’ов, и требования к уровню обслуживания там совершенно другие. Мы стремимся к западному уровню сервиса и предпринимаем титанические усилия в этом направлении, но работы еще предстоит очень много.

Осенью выходит новая версия Антивируса Касперского для индивидуальных пользователей, а в конце года - для корпоративных. В сентябре мы собираемся выпустить Антивирус Касперского Personal 5.0, который содержит несколько принципиальных изменений, в частности, в нем сильно улучшен интерфейс: это уже не несколько программ, с которыми пользователю приходится иметь дело, а одна. Мы также добились серьезного ускорения работы программы. Не секрет, что предыдущая версия антивируса забирает очень много ресурсов - в новой версии нам удалось добиться улучшения производительности на 30%. Эти и другие улучшения будут реализованы и в корпоративных продуктах ЛК.

PC Week: Как вы продвигаете свои продукты в других странах?

Н. К.: Есть только два пути: либо через партнеров, либо через локальные офисы. Первый не предполагает активного участия вендора. Мы лишь помогаем партнерам - а таких у нас около 200 - продавать продукты..

Одновременно с этим мы занимаемся непосредственным продвижением через локальные офисы. Это могут быть франчайзи, представительства или дочерние фирмы. Используем все три модели. Наши локальные офисы работают во Франции, Великобритании, Польше, открываем Kaspersky Labs Benelux и, наконец-то, Kaspersky Labs Germany, есть у нас дочерняя фирма и в Китае, а осенью собираемся открыть совместное предприятие в Японии. Вот уже три года существует дочерняя компания в США. Во всех вышеуказанных странах мы активно продвигаем наши продукты и инвестируем в развитие рынка.

Что касается продуктов, то в США мы в основном продаем лицензии на нашу антивирусную технологию, а в остальных странах продвигаем продукты защиты для сектора мелкого и среднего бизнеса и даже занимаемся розницей. Естественно, мы активно продвигаем продукты и на российском рынке, где у нас тоже есть дочернее предприятие. На отечественном рынке ощутимы два ограничения - небольшой его объем и высокий уровень пиратства, особенно в сегменте домашних пользователей.

PC Week: Судя по отчетам аналитических агентств, российский рынок замечательно растет.

Н. К.: Да, это так. И по ИТ-безопасности он растет даже быстрее, при этом уровень пиратства в сегменте среднего и мелкого бизнеса хотя и медленно, но снижается. В этом году в России рост нашего сектора может составить до 50%. Но даже при этих факторах объем рынка ограничен, и за него нужно бороться - конкуренция заметно активизировалась. Сейчас мы, в частности, начали серьезно работать с системными интеграторами.

PC Week: Какие продукты защиты данных помимо антивируса вы собираетесь выпустить?

Н. К.: Осенью выйдет вторая версия пакета Kaspersky Anti-Hacker , защищающего компьютер домашнего пользователя от хакерских атак. Мы не собираемся разрабатывать корпоративный сетевой экран (брандмауэр), но готовим к выпуску решение по комплексной защите для средних и мелких компаний, для которого корпоративный сетевой экран будет лицензирован. Это будет пакет, включающий защиту от вредоносных программ, спама, причем планируется как программное, так, в последующем, и программно-аппаратное решение. Мы также продолжаем работу над пакетом Kaspersky Anti-Spam. Российский рынок оказался в меньшей степени готов к этому продукту, чем западный, хотя тема эта - одна из самых актуальных. Мы попробуем зайти с другой стороны - осенью намечаем выпустить версию для индивидуального пользователя. Появится также и антиспамовое решение для провайдеров, которое в основном мы намерены продвигать на западных рынках.

PC Week: У меня в почте 75% писем - спам, и в основном это спам американский+ Н.К.: Мы боремся как с российским, так и с англоязычным спамом. В отличие от вирусов борьба со спамом языкозависима. Используемая нами технология, которую мы лицензируем у российской компании "АиП", позволяет сейчас блокировать до 90% спама. Конечно, это достигается с учетом ежедневных обновлений. Спамеры изобретают все новые формы борьбы, как только понимают, что их письма не доходят до адресатов. Сейчас мы уже предполагаем возможность предоставления пользователям обновлений баз образцов несколько раз в день. Понятно, что это требует ресурсов. Наши лингвисты анализируют образцы вновь пришедших писем. Особенно изощренны русскоязычные спамеры, англоязычный спам блокировать проще. Так что мы вступаем в серьезную полосу онлайновой войны.

PC Week: Пожелаю вам ее не проиграть. Спасибо за беседу.

Версия для печати