ИНТЕРВЬЮ

До встречи с Сергеем Белоусовым, директором Rolsen, я, честно говоря, не очень хорошо представлял себе размах деятельности этой компании. Думаю, что в нынешнем году она станет одним из ведущих игроков на российском компьютерном рынке. Из обширного круга обсуждавшихся нами тем для данной публикации я выбрал производственную - как наиболее актуальную в настоящее время.

Сергей Белоусов

PC Week: Как о компьютерной фирме, о Rolsen впервые заговорили, наверное, год назад. Что же такое Rolsen?

Сергей Белоусов: Rolsen - это международная частная фирма. Офисы и производства ее расположены в Корее, России, Сингапуре, США и на Тайване. Мы занимаемся разработкой и выпуском периферийных устройств для компьютеров, производим бытовую технику, занимаемся телекоммуникацией и разработкой программного обеспечения. Достижения - наша продукция продается в каждом компьютерном магазине США, Европы и Азии. Сильная сторона компании - собственный центр разработок, в котором трудятся 190 инженеров, из них 80% - в Москве. Нам принадлежит 15 патентов США. Мы создавали технологии как для вендоров - корпораций Microsoft, Fujitsu, IBM, Dell, Intel, LG, Samsung, так и для корпоративных пользователей - Philip Morris, Warner Brothers, Proctor&Gamble.

PC Week: Интересно, как развивался бизнес фирмы Rolsen в России?

С. Б.: В 1995 г. мы начали с того, что помогали корпорации LG, с которой были хорошо знакомы, продавать в России телевизоры и мониторы. Но в какой-то момент поняли, что будет, наверное, интересно их здесь же и производить. С 1995 по 1999 гг. мы собирали телевизоры LG, а затем решили развивать собственный бренд и выпускать не только телевизоры, но и другую технику. С тех пор под маркой Rolsen мы производим телевизоры, мониторы (хотя и телевизоры LG выпускаем до сих пор в очень большом объеме). Все 20, 21 и 25-дюймовые телевизоры LG, продаваемые в России, делаются на нашем заводе во Фрязине. Сначала мы производили все это на чужих заводах, а в 1996 г. начали строить свой. Правда, совсем не так, как строят заводы за рубежом.

PC Week: Вы использовали уже существующие заводские помещения?

С. Б.: Примерно половину нашего завода занимали когда-то предприятия города Фрязино, а другая половина - построена заново, включая все семь производственных участков. Нами также было установлено все оборудование и полностью переоборудованы помещения. Сейчас там работает приблизительно 1500 человек. Численность сотрудников сильно зависит от сезона. Наверное, в этом году в сезон будет 2000 рабочих. Не все они заняты сборкой телевизоров и мониторов. У нас есть цеха, где производят кондиционеры, сплит-системы, стиральные машины, корпуса для ПК. Rolsen - крупнейший производитель корпусов для ПК в России.

PC Week: Корпуса идут только для российской сборки?

С. Б.: Да. Кроме того, мы в прошлом году выпустили 68 тыс. мониторов, хотя сначала планировали 37 тыс. С декабря мы освоили выпуск DVD-плейеров и уже выпустили 30 тыс. шт. В этом году начнем собирать видеомагнитофоны, холодильники, газовые плиты и многое другое. Наш производственно-сбытовой план на нынешний год - от 700 тыс. до 1 млн. корпусов для ПК (все зависит от размеров компьютерного рынка, который нам неизвестен), 300 тыс. мониторов.

PC Week: Очень оптимистичные цифры. А у вас нет ощущения некоторого замедления роста рынка?

С. Б.: Нет, спрос таков, что у нас все время не хватает товара. На компьютерном рынке нашими дистрибьюторами являются крупнейшие компании, и исходя из имеющейся у них и у нас информации можно предположить, что в этом году рынок будет чуть-чуть больше, чем в прошлом.

Кстати, завод во Фрязине - это не отверточное производство, т. е. не просто сборка. Основное отличие - мы выполняем все литье пластмассы на собственном участке термопластавтоматов. Сырье закупаем у Basf - крупнейшего в мире производителя пластмассы. Мы можем выпускать 1,7 млн. комплектов литья для телевизоров или мониторов в год. Кроме того, у нас есть участок по изготовлению пенопласта для упаковочных изделий. Это тоже очень существенно. Понятно, что основное конкурентное превосходство нашего производства в том, что мы не возим в Россию "воздух", а везем очень плотно упакованные контейнеры с запчастями.

Следующий участок - радиомонтажный. Здесь мы можем собирать однослойные печатные платы для телевизоров, что тоже очень важно. На самом деле эти платы не такие уж и плоские - на них устанавливается много объемных элементов, и если их дособирать здесь, то можно существенно сэкономить на доставке. Так, в 40-футовый контейнер объемом 68 кубов можно уместить 3000 готовых мониторных плат, а в разобранном виде - 10 тыс. плат. Но пока мы все платы изготавливаем на своем заводе в Китае.

Линия по выпуску мониторов дает 2000 устройств в сутки. Линия новая, потому что само производство новое. В России нет большого количества специалистов по производству техники. Поэтому, чтобы выпускать качественную продукцию, мы вынуждены организовать технологический процесс так, чтобы все процедуры настройки и тестирования были автоматизированы. Иначе нам пришлось бы тренировать специалистов, а это не так просто и не очень надежно. Кроме того, для выходного контроля качества проводится 10-часовая электротермотонировка каждого монитора.

PC Week: С упаковкой обычно производят drop-тест качества. Вы роняете мониторы?

С. Б.: Да, роняем каждую сотую коробку с монитором на пол с высоты 80 см. Drop-тест проводится, чтобы мониторы можно было возить по России и они не бились в дороге. Дело в том, что когда производится пена для упаковки, она может быть слишком жесткая или слишком мягкая. В обоих случаях монитор, шлепнувшись на пол, разобьется.

PC Week: И что же вы делаете, если тест оказался фатальным для монитора?

С. Б.: Меняем пену и упаковку у всей партии. А что еще можно сделать?

PC Week: При таких планах роста выпуска мониторов вы должны кого-то серьезно потеснить на рынке.

С. Б.: Хочу заметить: на российском рынке только две компании имеют сильные позиции - LG и Samsung. У остальных нет не только сильных позиций, но и, вообще говоря, никаких конкурентных преимуществ. И понятно почему. Рекламный бюджет Samsung в прошлом году составил 80 млн. долл., LG - 60 млн. долл. Не заметить рекламу Samsung или LG в России невозможно.

PC Week: Eсть такое понятие - "минимальный объем рекламы для обеспечения видимости на рынке". Интересно, какой нужен объем рекламы, чтобы мониторы были видны на рынке.

С. Б.: Это сложно сказать. Преимущество Rolsen в том, что у нас зонтичная реклама. Мы ведь производим не только мониторы, но и телевизоры, стиральные машины, DVD-плейеры и прочее оборудование. Поэтому у нас большой общий объем рекламы, и видимость продукции на рынке может быть достигнута. Сейчас мы продаем мониторы только с электронно-лучевыми трубками, в России их производить выгоднее, чем ЖК-панели. ЖК-панели стоят дорого, а в России выгодно производить то, что дешевле стоит за кубометр или за килограмм, ЖК-мониторы раз в десять дороже за килограмм или кубометр, чем мониторы с ЭЛТ, и в некотором смысле их выпуск в десять раз менее выгоден. Основные преимущества производства в России - меньшие финансовые и транспортные расходы, комплектующие проходят таможенную очистку быстрее и дешевле.

PC Week: Но тем не менее вы будете производить ЖК-мониторы?

С. Б.: Будем. Мы вынуждены это делать: даже по текущим данным, к 2006 г. всемирное потребление ЖК-мониторов превысит потребление ЭЛТ-мониторов. Есть объективная себестоимость ЖК-панелей. Она выше, чем себестоимость ЭЛТ. Если ЭЛТ можно продавать по 50 или даже по 40 долл., то у ЖК-панели только себестоимость порядка 80-90 долл. А с учетом амортизации заводы всегда будут вынуждены продавать панели по цене выше 100 долл. То есть хороший ЖК-монитор не скоро будет стоить дешевле 200 долл. Вторая проблема - у заводов просто не хватает производственных мощностей. Они строятся, но медленно.

Мы будем зарабатывать на ЖК-мониторах, хотя это совсем не так выгодно, как на ЭЛТ-мониторах.

PC Week: Большие объемы выпуска требуют сети сервис-центров. Как вы решаете проблему обслуживания?

С. Б.: У нас уже открыто 230 сервис-центров. Собственно, специально для мониторов мы их не открывали, они у нас для всей продукции. Но, естественно, мастеров нужно было научить обслуживать мониторы. С мая прошлого года мы повысили внимание к мониторному проекту, т. е. увеличили объем инвестиций и закупок комплектующих. У нас три основные модели (сначала было шесть): 17-дюймовый монитор с плоским экраном C708 Flat и две дополнительные модели, С505 и С507. Мы существенно снизили себестоимость их производства, заключив стратегическое соглашение с LG-Philips на поставку трубок. У нас все трубки LG-Philips с завода в Корее либо из Англии. За счет роста объема выпуска была снижена себестоимость плат. Фактически мы покупаем комплектующие к платам и трубки. Сейчас у нас и в 17-, и в 15-дюймовых мониторах используется единая элементная база. Поэтому наш 15-дюймовый монитор - это 17-дюймовый с 15-дюймовым кинескопом.

PC Week: То есть можно поменять трубку, оставив начинку?

С. Б.: Так просто поменять трубку нельзя, там все-таки платы немного различаются по размеру, но элементная база одна. Так что можно легко менять элементы.

PC Week: Как вы думаете, почему производство в России возрождается так медленно? С чем это связано?

С. Б.: Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, производство большого количества изделий перемещается в страны, где есть для этого необходимая инфраструктура и дешевая рабочая сила. Например, в Китай. Китай сегодня - это фабрика мира. Например, ноутбуки IBM наверняка уже там собираются. Сейчас Китай, как Россия, - полуоткрытая страна. Вроде бы открытая, но иностранцам вести там бизнес нелегко. У них очень развитая инфраструктура для электронного производства. Производство мониторов не слишком прибыльно, а в Китае все можно довольно дешево и качественно производить, единственная проблема - потом это все нужно привозить, платить налоги, таможенные пошлины. По идее пошлины должны защищать российского производителя: чем они больше, тем выгоднее налаживать выпуск продукции в стране, и чем больше их платят, тем выгоднее.

Нам очень выгодно, чтобы все платили налоги, развитие промышленности связано с тем, как мы их платим. Мы сделали крупные инвестиции в производство. В России все так или иначе связано с инвестициями, потому что никакой серьезной производственной базы для компьютерной техники не сохранилось. Следовательно, эту базу нужно строить.

PC Week: Как вы думаете, почему в России не делали качественную бытовую технику?

С. Б.: Конкуренции не было, да просто не нужно было. Это как в Америке: там производят очень плохие автомобили, гораздо хуже, чем европейские. Но американское законодательство защищает рынок от импорта автомобилей. В результате - конкуренции нет и автомобили плохие. Они могут производить хорошие, но это никому не нужно. И такие продаются.

PC Week: Да, но сейчас же они японцев пустили на свой рынок...

С. Б.: Пустили, но как? Японцы должны выпускать автомобили в США и платить пошлины на ввозимые части. Поэтому себестоимость этих автомобилей будет намного выше.

Но вернемся к России. Надо создавать производственную базу, и здесь две проблемы. Во-первых, в России действительно очень дорогие инвестиции. Получить проектное финансирование в стране практически нельзя, а если и возможно, то стоит оно в десять раз дороже, чем в Китае. А во-вторых, инвестиции в России сопряжены с риском. Законодательство слишком запутанное, и в любой момент некие люди могут предъявить к твоим инвестициям претензии и сказать, что ты должен заплатить такие-то налоги, что это не твои инвестиции или что-нибудь еще. Так что работать и привлекать зарубежных инвесторов сложно. И последнее: поскольку сейчас нет производственной базы, заводов, то нет и специалистов по производству. То есть не так много людей, которые способны работать. Наша компания не типично производственная, она реально разрабатывает современные продукты в области телекоммуникаций, ПО. Мы занимаемся производством, потому что налаживать его в России значит заниматься высокими технологиями. То есть производство у нас налаживают доктора наук - по электронной технике, например. Если в Корее и Китае этим занимаются обычные инженеры, которых учили в обычных институтах, то у нас - выпускники МФТИ или МГУ, которые, в общем, должны были налаживать производство космических кораблей.

Следует заметить, что на бытовую технику и электронику собираемость пошлин выше, и поэтому их выгоднее производить в стране. На самом деле говорить, что ее не производят, не совсем правильно. Сейчас, наверное, половина продаваемых в России телевизоров изготавливается в России. И эта доля, видимо, будет увеличиваться.

Поймите, сейчас все очень сильно меняется. Может быть, из России это не так заметно. В мире происходит экономический кризис, который, с моей точки зрения, связан с передислокацией производственных, сырьевых и технологических баз. Скажем, когда-то давно производство было в Америке. Потом оно переместилось в Японию и Юго-Восточную Азию. А теперь все больше смещается в Китай. Это очень тяжелый процесс. Закрываются заводы с огромным количеством рабочих мест, открываются другие предприятия. Когда-то все продаваемое сырье тем или иным образом принадлежало Америке. А сейчас капитал расползся по всему миру, огромное количество стран стали открытыми, и многие из них продают сырье. То же самое происходит и с технологиями. Когда-то технологии разрабатывались в Европе и Америке, потом этим занялись в Японии, а сейчас, на удивление, они разрабатываются в самых разных странах, например, в Индии, России, Китае, в Восточной Европе. Я к чему это говорю? Производство сейчас переезжает в Китай. В самой большой производственной зоне Китая, в Гуань-жоу (зона вокруг Гонконга), живет и работает более 40 млн. человек. Они сейчас производят практически все. Если в Китай переместить все мировое производство, то там занятыми окажется 100 млн. человек. А это всего 10% населения страны. Просто там очень большие людские резервы и все хорошо организовано, а кроме того, в сравнении с другими странами низкий уровень преступности, высокая дисциплина труда. Рабочие у них не пьют, не курят, вовремя приходят на работу и уходят с нее. С ними весьма сложно конкурировать.

PC Week: Ну что ж, мониторы у вас есть. Казалось бы, следующий шаг - сборка компьютеров...

С. Б.: Вы знаете, мы даже серьезно над этим думали. Но компьютерный рынок - это совсем другая специфика. Он требует постоянной смены технологий, продуктов, которые устаревают за четыре месяца. Это не наш бизнес. Кроме того, мы не хотим конкурировать с нашими корпоративными покупателями.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати