ТЕНДЕНЦИИ

Быстрое развитие электронной начинки современных автомобилей заставляет по-новому взглянуть на перспективы полупроводниковой отрасли, считают аналитики японского агентства Nikkei. В начале 1990-х интенсивное совершенствование персональных компьютеров дало мощный импульс производству LSI (Large Scale Integration - большая интегральная микросхема) и плоских дисплеев, а во второй половине того же десятилетия на первый план вышли нужды индустрии мобильных телефонов. Ожидается, что во второй половине 2000-х заявит о себе новый технологический лидер - автомобильная промышленность.

Как прогнозируют в Nikkei Microdevices, в 2007-2008 гг. рынок полупроводниковой продукции для автомобилей не только сравняется с уровнем потребления этих изделий в индустрии ПК (порядка 5 трлн. иен), но и продолжит свой рост. Отметим, что в 2002 г. для изготовления ПК было закуплено полупроводниковой продукции более чем на 5 трлн. иен, тогда как автомобильная отрасль ограничилась суммой порядка 1,5 трлн. иен.

По данным Philips Semiconductors, в 2001 г. тон на рынке автомобильных полупроводников задавала Motorola (12,9% от общих продаж в 10,865 млрд. долл.), за ней следовала большая группа известных компаний: Infineon Technologies (7,9%), STMicroelectronics (6,5%), Toshiba (6,4%), NEC (6,0%), Philips Semiconductors (5,8%), Robert Bosch (4,8%), Texas Instruments (4,4%), Hitachi (4,0%), Mitsubishi Electric (2,8%). Однако о сегрегации рынка говорить пока не приходится - на долю всех остальных его участников пришлось аж 38% продаж.

До сих пор широкомасштабное применение электронных устройств в автомобилях сдерживается рядом факторов. Среди них: высочайшие требования по надежности и безопасности (почти как в авиации) в сочетании с необходимостью обеспечения цен на такие устройства на уровне цен потребительского рынка. Сейчас разрешением этого противоречия занимаются все ведущие производители. Так, Sharp готовит к коммерческому выпуску в 2005 г. новый светочувствительный CMOS-сенсор с высоким динамическим диапазоном (порядка 140 дБ), который планируется использовать в бортовых видеокамерах, предоставляющих водителю расширенные возможности обзора. Matsushita Electric Industries, Denso, Infineon Technologies, STMicroelectronics и еще ряд компаний ведут интенсивные разработки в области технологии создания устройств на базе карбида кремния (SiC), способных работать в условиях высоких температур (свыше 120оС) и токов (от нескольких сот до тысячи ампер). Но пока такие устройства слишком дороги по сравнению с традиционными кремниевыми полупроводниками.

Еще одно направление разработок - архитектура параллельных вычислений; созданием специализированных процессоров занимаются Hitachi, Sharp, Omron, Mitsubishi Electric и др. А с развитием сетевой инфраструктуры будущих авто все более широкое применение в них найдут и традиционные коммуникационные LSI-чипы, которые помогут контролировать сетевые датчики и исполнительные механизмы.

Автомобильный навигатор: а что там внутри?

Автомобильные навигационные системы (АНС), пережив болезненный спад темпов роста рынка в 2001 г., уверенно пошли в гору. По данным японских аналитиков из Nikkei Market Access, в 2002 г. объем этого рынка составил 2223 тыс. шт., а в нынешнем году ассоциация Japan Electronics and Information Technology Industries Association (JEITA) прогнозирует продажу 2,8-3,0 млн. систем.

Современные АНС по типу используемых накопителей можно условно разделить на три группы. Одна основана на применении CD-ROM, другая - DVD-ROM, а третья - HDD. Сегодня доминируют автомобильные DVD-навигаторы - им принадлежит 80% рынка, а наиболее популярные модели этого типа объединяют в себе навигационные и развлекательные функции. На долю HDD-систем пока приходится лишь 10% продаж, но им предрекают очень хорошее будущее, поскольку свойственная этим системам функция записи информации открывает возможности оперативного обновления карт, запоминания пройденных маршрутов с целью повторного использования накопленного опыта, а также записи аудио. Panasonic и Alpine уже объявили о намерении выпустить на базе HDD навигационные системы стоимостью порядка 100 тыс. иен (~850 долл.).

Судя по всему, в 2004 г. рынок АНС откроется для Microsoft. Сейчас подавляющее большинство (10 из 11) поставщиков автонавигаторов примеряют к своим системам версию 4.2 встраиваемой операционной системы Windows Automotive (до апреля 2003 г. известной как Windows CE for Automotive); первые продукты на ее основе ожидаются в начале следующего года.

Что общего между автомобилем и шторами?

Опрос британской общественности, проведенный компанией Intervoice (www.intervoice.com), дал очень интересные результаты. Людям предлагалось пофантазировать на тему технологических открытий и областей их применения в ближайшие 20 лет. Как выяснилось, 40% опрошенных считают, что домашние роботы станут нормой жизни, 18% надеются использовать воду в качестве автомобильного топлива, а 8% всерьез верят в телепортацию как способ собственной транспортировки на работу и обратно. Но самый распространенный прогноз связан с перспективами голосового управления: 69% респондентов не сомневаются, что смогут разговаривать с компьютером, а 60% полагают, что голосовые технологии помогут управлять ПК без помощи клавиатуры или мыши. На голос, как наиболее естественный способ общения с автомобилем, СВЧ-печью, устройствами доступа в Интернет и даже шторами, ставят соответственно 26, 28, 27 и 34% опрошенных.

Версия для печати