РЕЦЕНЗИИ

Дич Л. З. Биллинговые системы в телекоммуникациях. М.: Радио и связь, 2003. - 232 с.

Мудреное ли дело при современном уровне автоматизации подготовить и раз в месяц выставить к оплате клиенту счет (bill) за пользование услугами связи? Конечно, процедура эта, именуемая биллингом, сама по себе несложна, однако для ее выполнения необходимо решать задачи, не имеющие, казалось бы, прямого отношения к выпуску счета. Суть и пути решения этих задач, помимо собственно биллинга, с разной степенью подробности разобраны в рецензируемой книге.

Автор книги является сотрудником компании "Петер-Сервис", которая разрабатывает такие системы с 1992 г., а предназначена она для специалистов в области телекоммуникаций. Глава вторая, "Выбор биллинговой системы: принятие решения", и третья, посвященная взаимоотношениям оператора связи и разработчика на различных этапах создания и внедрения биллинговой системы, адресованы в первую очередь сотрудникам компаний, пока не имеющих своей системы или имеющих, но собирающихся ее модернизировать.

С первых страниц книги (а в первой главе прослежена эволюция биллинговых систем и представлена их классификация) читатель убеждается, что не биллингом единым "озадачены" указанные системы. При этом дается пояснение, что у российских операторов термин "биллинг" применяется в широком смысле, как полный комплекс средств автоматизации бизнес-процессов компании от заключения договора с клиентом до получения от него денег.

Четвертая глава открывается перечнем функций, которые должна осуществлять биллинговая система, чтобы быть сертифицированной в качестве автоматизированной системы расчетов (АСР) согласно общим техническим требованиям на АСР, принятым Госкомсвязи в 1998 г. Здесь же читатель знакомится с механизмами ввода платежей в систему.

В главе 5, "Клиенты и оператор", продолжено начатое в предыдущей главе рассмотрение концепции Customer Relationship Management (CRM) - управление взаимоотношениями с клиентами. Отмечено, что от этих взаимоотношений напрямую зависит благополучие компании, предоставляющей услуги. Изложены принципы текущей работы с клиентами, которая базируется на клиент-ориентированном подходе и направлена на обеспечение лояльности абонента к оператору. Реализация этого подхода заставляет интегрировать в одной системе информационные, расчетные и управленческие функции. Рассмотрены схемы расчетов с клиентами за предоставленные им услуги.

В центре внимания шестой главы - тарификация. Здесь разбираются составляющие тарифного плана, который является инструментом рыночной политики оператора, - абонентская плата, тарифные ставки, скидки.

Глава 7, "Оператор и партнеры: проблемы интерконнекта", посвящена взаимодействию с операторами-партнерами и проведению расчетов с ними за трафик, пропущенный по их каналам связи. Сформулированы соответствующие требования к биллинговой системе. Указано, что интерконнект может рассматриваться не только как статья расходов, но и как источник доходов для компаний, предоставляющих сетевые ресурсы ("торгующих" связью).

Мобильную связь без роуминга представить уже невозможно. Однако какой "странник" осведомлен о том, что роуминг порождает громоздкий процесс сбора информации о каждом вызове, каждом визитере, усложняя взаиморасчеты, поскольку в данной ситуации помимо пары оператор - клиент появляются другие участники. В восьмой главе рассмотрена специально разработанная и широко используемая в мире GSM процедура TAP3, позволяющая стандартным образом обмениваться необходимой для расчетов за роуминг информацией. Описана система поддержки роуминга, разработанная компанией "Петер-Сервис".

Заключительные главы фактически представляют собой обзоры состояния и перспектив развития в разных странах мира телекоммуникаций, Интернета, мобильных технологий и конечно же биллинговых систем.

Версия для печати