КОМПАНИИ

Южная Корея встретила группу российских ИТ-журналистов, приглашенных корпорацией Samsung Electronics (www.samsungelectronics.com), характерными для сезона дождей обильными затяжными ливнями, чередующимися с несколькими часами отличной солнечной погоды.

Программа поездки оказалась исключительно плотной: всего за пару дней нам предстояло посетить два главных производственных центра компании в Сувоне и Куми, увидеть штаб-квартиру корпорации и немного пожить в Шилле, самом престижном отеле Сеула - владении Samsung Group. Надо отметить, что даже короткое знакомство со страной показало, что корейское государство последовательно реализует политику поддержки национальных производителей. В нескончаемом потоке автомобилей, например, крайне непросто отыскать хотя бы одну иномарку. На это может понадобиться очень много времени - дороги заполнены разнообразными легковыми и грузовыми машинами, автобусами всех типов и размеров, но все они исключительно пяти местных марок (в Москве можно увидеть лишь единичных представителей корейского автопрома). Даже американские военные, изредка встречающиеся на улицах и автострадах, пользуются джипами местного производства. Понятно, что такой эффект достигнут путем специальной настройки налоговой системы, но ведь и то, на чем "вынуждены" передвигаться жители полуострова, отличается разнообразием и отвечает мировым стандартам (несколько ущемленными до недавней налоговой реформы чувствовали себя лишь любители авто класса "люкс" с большим объемом двигателя).

Бренд Samsung можно было встретить практически повсюду. Что, впрочем, не удивительно - его используют более трех десятков входящих в группу коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, занимающихся исследованиями, производством, оказанием услуг и даже сохранением культурного наследия нации. Перечислить все направления деятельности Samsung Group в рамках данной статьи не представляется возможным, заметим лишь, что в 2001 г. суммарный оборот этой огромной группы компаний составил 98,7 млрд. долл., а в 2010-м его планируется довести до 224 млрд. долл.

Экспозиция в фойе штаб-квартиры

Главный офис Samsung Electronics, флагмана Samsung Group, встретил нас большой выставкой новейших технологий и продуктов, развернутой прямо в фойе многоэтажного здания. Более полные и масштабные экспозиции представлены не только в фирменном музейно-выставочном комплексе Digital Plaza в Сувоне, а теперь и в московской Галерее Samsung (см. PC Week/RE, N 26/2003, с. 1). Производственные центры корпорации в Сувоне и Куми - настоящие технопарки с развитой инфраструктурой, видеть подобное ранее мне доводилось лишь на Тайване. Но прежде чем поделиться впечатлениями от посещения производственных линий по изготовлению мониторов, жестких дисков, принтеров и ноутбуков и Digital Plaza, хотелось бы привести некоторые полезные сведения о том, в каком состоянии находится корейская экономика и как идут дела у Samsung Electronics.

Год на год не приходится

Ориентированная на экспорт южнокорейская экономика переживает совсем непростые времена, что в первую очередь объясняется общемировым экономическим спадом. И хотя стране удалось избежать эпидемии атипичной пневмонии*, этот страшный недуг поразил соседний Китай и нанес корейским компаниям, производящим на китайской земле все более заметную часть своей продукции, немалый косвенный урон. В результате национальный банк (Bank of Korea) снизил годовой прогноз экономического роста с 4 до 3,1%. Не прибавляет оптимизма и официальная статистика, согласно которой во II квартале экспортные цены устойчиво снижались (из-за спада спроса на мировом рынке), а импортные - росли (из-за увеличения цен на нефть). К примеру, только в июне снижение экспортных цен на сотовые телефоны составило 3,1%, чипы DRAM - 1,8%, телевизоры - 2,3% и компьютеры - 1%, тогда как стоимость импорта выросла на 0,5%. Очевидно, конъюнктура мирового рынка ставит перед крупнейшими корейскими фирмами все более сложные задачи, и от правильности выбора способа их решения зависит не только успех частного бизнеса, но и перспективы развития всей страны.

    

Основные исторические памятники Южной Кореи были разрушены во время

военных действий в прошлом веке. Комплекс зданий королевского дворца

Gyeongbokgung Palace, датируемого 1395 г., еще до конца не восстановлен

Многопрофильная корпорация Samsung Electronics, вне всяких сомнений, относится к категории экономико-образующих корейских предприятий. В прошлом году суммарный оборот четырех основных подразделений компании - Digital Media Network Business, Digital Solution Network Business, Telecommunication Network Business и Digital Appliance Network Business - составил 40,51 трлн. вон (33,7 млрд. долл.) По приведенным выше причинам нынешний год для корпорации начался весьма непросто и продажи ее продуктов в первом полугодии (19,439 трлн. вон) даже несколько снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года (19,866 трлн. вон).

Впрочем, высшему руководству Samsung Electronics в лице вице-председателя и СЕО Джонг Йонг Юна не привыкать к рыночным колебаниям. Последний спад продаж датируется 2001 г., когда оборот корпорации сократился до 32,37 трлн. вон (26,97 млрд. долл.) против 34,28 трлн. вон (28,56 млрд. долл.) в 2000-м. А в 1997 г. Джонг Йонг Юн сразу после своего вступления в должность был вынужден вообще сократить 24 тыс. рабочих мест и избавиться от непрофильного бизнеса на 2 млрд. долл.

Какая кухня без сетевого холодильника?

Какой комплекс мер предпримет Samsung Electronics на этот раз, станет ясно ближе к концу года, а пока компания опережающими темпами наращивает свои производственные мощности в Китае. Так, если в прошлом году объем выпуска продукции корейской корпорации в этой стране составил 6,4 млрд. долл. (из них на экспорт поставлено товаров на 2 млрд. долл.), то в нынешнем он может достигнуть 10 млрд. долл. (вместо 8,5 млрд. долл. по первоначальному прогнозу). При этом производство расширяют все 12 китайских предприятий Samsung Electronics, а суммарный объем местных инвестиций корпорации за 11 лет достиг уже 2,3 млрд. долл.

Надо отметить, что компания проводит весьма широкомасштабную географическую экспансию, подтверждением чему может служить официальное открытие в июле второго европейского производственного комплекса Samsung Electronics. Новый завод по производству дисплеев и телевизоров расположился в словацкой Галанте (43 км от Братиславы) на площади в 42 тыс. кв. м. К 2005 г. предприятие будет выпускать порядка 6 млн. единиц продукции на сумму в 1,2 млрд. евро. Интересно, что 60% населения Галанты говорит по-венгерски, что поможет наладить эффективное взаимодействие предприятия с заводом Samsung Electronics в соседней Венгрии, ежегодно выпускающим 3 млн. телевизоров и дисплеев. Привлекательность создания собственных производственных мощностей в Центральной и Восточной Европе определяется рядом факторов, среди которых - грядущее вступление стран региона в ЕС (с устранением таможенных барьеров) и низкая стоимость рабочей силы (по оценкам Австрийского института экономических исследований, заработная плата венгерских и словацких рабочих находится на уровне соответственно 40 и 32% от стоимости труда корейских рабочих).

Особый путь Samsung

Казалось бы, корейский гигант вырос уже до таких громадных размеров, что вполне мог бы последовать примеру большинства крупных ИТ-корпораций, вставших на путь аутсорсинга производства оборудования и сфокусировавших внимание на развитии сервисов, программного обеспечения, цифрового контента и других высокоприбыльных направлений. Но несмотря на все новомодные тенденции Samsung Electronics сохраняет верность своей модели бизнеса, предполагающей наращивание исследовательских и производственных мощностей и развитие маркетинговых инициатив. В компании эту модель называют Digital e-Company и понимают под ней комплексный подход к организации бизнеса, обеспечивающий высокий уровень внутренней интеграции и взаимодействия с рынком на базе современных ИТ. Если судить по положению Samsung Electronics в различных рейтингах, то надо признать, что данная модель себя полностью оправдывает. Согласно результатам последнего исследования, опубликованного 16 июля Nihon Keizai Shimbun, корейская компания входит в пятерку мировых лидеров в семи из 20 категорий ИТ-рынка. Samsung Electronics, в частности, возглавляет списки изготовителей микросхем DRAM (32,3% рынка) и TFT LCD-дисплеев (15,1%). Японские аналитики также отмечают, что корейский производитель стремительно наращивает выпуск флэш-памяти для сотовых телефонов и цифровых камер и уже оказывает непосредственное давление на позиции лидера в этом сегменте - корпорацию Intel. Несладко приходится и Sony, под напором Samsung Electronics теряющей свою долю рынка в сегментах DVD-плейеров, обычных и ЖК-телевизоров.

Стратегическая линия Samsung Electronics хорошо известна. Она предполагает сочетание выпуска ключевых комплектующих - полупроводниковой продукции (разнообразных микросхем памяти, жидкокристаллических панелей, высокоинтегрированных чипов, таких, как "система на кристалле" SOC, "система на панели" SOP - System on Panel и пр.) и точной механики - с производством инновационных продуктов для конечных пользователей (цифровых аудио-, видео- и бытовых приборов и сетевых решений для дома, мобильных средств связи и компьютеров, дисплеев, периферийных устройств и др.).

Среди главных направлений инвестиций - плазменные (PDP) и ЖК-панели большого размера. Вторая линия по выпуску PDP-панелей обойдется компании более чем в 300 млн. долл., а в ЖК-технологии Samsung Electronics намерена вложить в ближайшие 10 лет просто астрономическую сумму - свыше 16 млрд. долл. Запуск производственных мощностей седьмого поколения позволит оптимизировать с экономической точки зрения изготовление ЖК-экранов, поскольку с каждой пластины размером 1870ґ2200 мм можно будет получать двенадцать 32-дюймовых или восемь 40-дюймовых ЖК-экранов. В числе других перспективных разработок - дисплеи на базе технологий органических светодиодов (OLED) и полевой эмиссии (FED).

Еще одно интереснейшее направление развития бизнеса Samsung Electronics связано с грядущей революцией в области бытовой техники и электроники. Проповедуя домашнюю сетевую инфраструктуру, компания оснастила по последнему слову цифровой техники примерно 2,5 тыс. квартир в новом многоэтажном жилом комплексе Seoul’s Tower Palace. Заметим, что здание возведено строительной компанией, входящей в Samsung Group, и к тому же на принадлежащей ей земле. А испытывать новшество будут в числе прочих и топ-менеджеры корпорации, проживающие в престижном небоскребе.

Мобильные телефоны и компьютеры - также являются направлением главного удара. Для корейцев уже не в диковинку смотреть телевизионные трансляции на экране сотового телефона, а только что Samsung Electronics запустила в производство универсальное портативное устройство, объединяющее в себе сотовую трубку, ТВ, карманный ПК, цифровую фотокамеру, видеокамеру, GPS-навигатор и МР3-плейер. Следуя правилу самой выпускать для своих устройств ключевые комплектующие, компания разработала самый быстрый на сегодняшний день процессор для беспроводных мультимедийных устройств. Он создан по 0,13-микронным технологическим нормам, работает на частоте 533 МГц и содержит встроенный блок трехмерной графики (интересно, чем ответит Intel?).

Вот откуда берутся дисплеи - они растут на

деревьях! (Ноу-хау Samsung Electronics :-))

Очень важно правильно выбрать направление инвестиций, но ведь еще нужно иметь средства для успешного завоевания рынка. Похоже, у Samsung Electronics с этим проблем нет - только в прошлом году чистая прибыль компании составила 7,05 трлн. вон (5,88 млрд. долл.). По оценкам Nihon Keizai Shimbun, в нынешнем году инвестиции корейской корпорации составят 678 млрд. иен (порядка 5,7 млрд. долл.), что раза в три выше уровня инвестиционной активности таких крупных японских компаний, как NEC или Fujitsu.

Окончание следует* Корейскими микробиологами выдвинута, но пока не подтверждена интересная версия, согласно которой кимчи, любимое национальное блюдо корейцев и японцев, могло стать эффективной защитой от вируса атипичной пневмонии, поскольку содержащиеся в нем кисломолочные бактерии способствуют выработке в организме человека очень сильных антибиотиков.

Версия для печати