КОНФЕРЕНЦИИ

Но DSL-доступ расширяется медленно

Конференция "Состояние и перспективы развития Интернета в России", организованная Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ, www.rans.ru) при поддержке Минсвязи РФ (www.minsvyaz.ru), стала настоящим форумом, объединившим Интернет-профессионалов, пользователей Сети и представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти.

На ней рассматривался широкий спектр вопросов развития Интернета, внедрения IP-технологий, информационной безопасности и т. д. Причем наряду с материалами о достижениях в этой сфере в докладах прозвучало и немало тревожных сообщений о трудностях во внедрении новейших технологий, в частности о проблемах расширения DSL-рынка страны.

Число пользователей Интернета, млн. чел.

Ценность Интернета как информационной и коммуникационной среды для функционирования общества напрямую связана с количеством пользователей Сети. Спираль развития киберпространства опирается на постоянный рост числа посетителей и количества информационных ресурсов. Поэтому самое важное событие нынешнего года - это преодоление российской аудиторией Интернета рубежа в 10% от населения страны.

Доля пользователей Интернета в разных странах, % от населения

По процентному отношению и по абсолютному числу пользователей (11,5 млн. чел.) Россия ныне сравнялась с Бразилией. И теперь Интернет-пользователей у нас больше, чем в Голландии и Швеции вместе взятых.

К тому же цифра в 10% может стать ключевой. По многолетним наблюдениям специалистов, преодоление такого рубежа означает инициацию цепной реакции, в ходе которой процессы информатизации идут с более высокой интенсивностью. В этом плане развитие как бы получает второе дыхание.

"Насколько реален такой сценарий в России, судить сложно, - сказал Иван Засурский, заместитель генерального директора "Рамблера". - С одной стороны, потенциальный объем аудитории Интернета не может быть ниже 20 млн. человек - именно столько у нас людей с высшим образованием. С другой стороны, увеличение количества пользователей зависит от внешних факторов, т. е. от распространения компьютерной техники и расширения существующей сети связи".

По данным г-на Засурского, в российских школах на каждый компьютер приходится около 100 учеников, что вдвое больше, чем в среднем по Европе. Что касается каналов связи, то в стране по-прежнему более двух третей квартир не имеет даже обычного телефонного подключения. Часто старая аппаратура делает связь с Сетью медленной или крайне нестабильной. Линии широкополосного доступа работают только в крупных городах. Даже в Москве качество связи порой очень низкое.

Трудный путь DSL-бизнеса в России

Эта мысль нашла подтверждение в докладе менеджера по развитию бизнеса ЗАО "Алкатель" Дмитрия Броннера "Развитие DSL-бизнеса: опыт Европы и перспективы России". В конце прошлого года количество линий DSL (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия) во всем мире превысило 35 млн. Впервые после 1999 г. Европа по количеству линий обогнала Северную Америку; только за I квартал нынешнего года почти 2 млн. жителей Старого Света получили возможность воспользоваться услугами высокоскоростного доступа на основе DSL-технологий.

Рекордсменом же по этому показателю уже несколько лет является Германия, ведущий оператор которой Т-Online (подразделение Deutsche Telekom) подключил 3,9 млн. пользователей и взял обязательство в течение следующих семи лет достичь уровня в 15 млн. В четырех европейских странах - Бельгии, Голландии, Швеции и Дании - проникновение DSL-линий превысило 10% от количества семей, а еще в десяти государствах их проникновение превысило 5%.

Что касается нашего отечества, то в области DSL у нас огромное будущее. Российская аудитория пользователей Сети достигла 11,5 млн. человек, а ведь во всем мире цифровые абонентские линии используются в первую очередь для высокоскоростного доступа в Интернет.

К сожалению, пока доля DSL-технологии не стала хоть сколько-нибудь заметной на отечественном рынке, и это несмотря на то, что на сегодняшний день она является наиболее распространенной формой широкополосного доступа, превосходя даже ISDN. Тем не менее количество DSL-линий в России не превышает 40 тыс., что меньше, чем в Эстонии, а уровень проникновения не достигает и 1%.

У подавляющего большинства операторов количество эксплуатируемых DSL-линий недотягивает до тысячи, а к более или менее крупным, по международным меркам, можно отнести лишь пятую часть всех операторских компаний. И хотя услуги DSL-доступа предоставляются во многих российских городах, более 70% линий сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге, а в число городов, где DSL-услуги предлагаются больше, чем одним провайдером, входят лишь Екатеринбург и Нижний Новгород.

Проблемы развития DSL-рынка в нашей стране лежат не столько в технической плоскости, сколько в сфере стратегических подходов к ведению бизнеса. Для того чтобы осознать это, достаточно посмотреть на тарифные планы отечественных региональных операторов. Для подключения по DSL-линии пользователь должен заплатить свыше 150 долл., в то время как в Европе этот показатель составляет порядка 100 долл.

Платежи частных пользователей у нас достигают 100 долл. в месяц; в Европе средний показатель составляет 30-40 долл. В ежемесячную плату обычно включается порядка 1 Гб трафика, а за каждый дополнительный гигабайт необходимо заплатить еще около 100 долл. (в Европе - 5 долл.). В качестве дополнительных услуг предлагается в основном поддержка пользовательской страницы и электронной почты.

Как показывает международный опыт, во всем мире ежемесячная плата за услуги широкополосного доступа не должна превышать 4% от доходов пользователя. По данным Госкомстата РФ, средний заработок в России составляет 5661 руб., то есть по существующим тарифам пользователю придется выкладывать до половины от своих доходов, что, конечно, неприемлемо.

Серьезной проблемой российского рынка DSL является также чрезвычайно узкий спектр абонентских устройств. Если на западном рынке DSL-модем можно купить в большинстве Интернет-магазинов, то в России предлагается лишь несколько устройств крупнейших производителей, по стоимости недоступных для частных пользователей. При этом на рынке совсем нет DSL-наборов для самостоятельной инсталляции, тогда как, по статистике, во всем мире более 90% частных пользователей подключаются именно с помощью таких наборов.

В заключение г-н Броннер сформулировал основные способы развития DSL-бизнеса в России. Во-первых, считает он, оператору необходимо оптимизировать тарифную политику таким образом, чтобы расходы пользователя на оплату DSL не превышали 4% от доходов. Во-вторых, следует предложить дешевые абонентские устройства, цена которых была бы сопоставима со стоимостью аналоговых модемов. И наконец, для привлечения новых категорий пользователей надо предложить дополнительные услуги, такие, как антивирусная защита, VoDSL и VPN.

Действительно, DSL-бизнес в России может быть полезен пользователям Сети и приносить приличный доход операторам связи. Однако последним для этого придется серьезно пересмотреть свою маркетинговую политику, внимательно изучить зарубежный опыт и трезво оценить покупательскую способность отечественных потребителей.

Версия для печати