НАЧИСТОТУ

Чтобы дифференцироваться от остальных поставщиков технологий, три известные компании - AMD, Oracle и Sun Microsystems - применяют каждая свой подход. Будут ли оправданы их методы реалиями рынка - угадать сложно, однако и для индустрии технологий, и для конечных пользователей многообразие выбора всегда было благом. Эти три подхода можно соответственно обозначить словами эволюция, революция и новаторство.

AMD выбрала эволюцию как способ, помогающий избежать истощения сил в непрерывной гонке за лидером - Intel. Число битов по-прежнему играет роль в компьютерной индустрии, и платформы вычислений неминуемо станут 64-разрядными, как в свое время сменяли друг друга 8-, 16- и 32-разрядные архитектуры. Сегодня 64-битные системы обеспечивают более чем достаточный резерв ресурсов для самых требовательных задач.

Но что касается пользователей, так ли уж им просто в наше время ограниченных бюджетов расстаться с наследством работающих приложений? Intel стоит на том, что переход ПК с 32 на 64 разряда означает разрыв с прошлым и прыжок с одной платформы на другую. AMD же считает благоразумным и выгодным, чтобы пользователи могли работать и с 32-, и с 64-разрядными продуктами в одной системе, сохраняя имеющееся ПО и в то же время создавая новые приложения, вбирающие в себя все выгоды удлинившегося машинного слова.

В своем интервью с заместителем главного редактора eWeek и ведущим колонки новостей Майклом Циммерманом исполнительный директор AMD Гектор Руиз утверждал, что переход настольных клиентов на 64 разряда произойдет гораздо быстрее, чем думают многие. В устах главы компании, приступающей в выпуску 64-разрядного чипа для настольных ПК, эти слова, конечно, естественны, но все же у Руиза есть основания для таких заявлений. В корпоративной среде становится все больше широкополосных сетей и рассредоточенных коллективов разработчиков, и это уже вызывает реальные перегрузки прикладных систем проектирования, обычно решающих вычислительные задачи. А если говорить о домашних пользователях, то их ПК и сети нагружаются все большими объемами видео- и аудиоинформации.

Так ли уж просто пользователям в наше время ограниченных бюджетов сразу взять и расстаться с прежними приложениями?

Oracle продвигает идею вычислительной революции на основе grid-технологии. По ее мысли, управляемая сеть недорогих систем может превзойти по производительности, скорости масштабирования и надежности одну большую систему. Это довольно заметный сдвиг в позициях компании, построившей свой бизнес на одной большой СУБД, работающей на мощных серверах. Большая СУБД, правда, остается, но она будет функционировать в постоянно изменяющемся grid-массиве компьютеров. Пропагандировать революцию намного труднее, чем предлагать эволюцию. Придется еще доказать, что grid-продукты будут столь надежны, легко управляемы и безопасны, как обещается. Надо убедить пользователей изменить способ функционирования их ИТ-инфраструктур. И это - очень непростая задача.

Sun, отойдя от роли самонадеянного лидера высокоуровневых вычислений, ищет опоры в мире Linux и общедоступной аппаратуры. К своей чести, компания разрабатывает инновационные подходы, которые ломают ее прежние стереотипы. И, пожалуй, сегодня лучшим примером будут не столько технологии, сколько политика цен. Ценообразование и лицензирование - одинаково нелегкая проблема как для производителей, так и для покупателей. Ценовые расчеты зачастую становятся столь запутанными, что ни один клиент не может понять, за что он, собственно, платит деньги. Расчеты по количеству серверов теряют привычное значение в мире grid-структур и батарей blade-серверов, подключаемых к работе в зависимости от текущих потребностей. Расчеты по числу пользователей становятся бессмысленными в мире Интернет-вычислений и приложений на основе Web.

В конечном счете все, что нам нужно, это упрощение ценовых проблем. Как уже отмечалось, $100 на пользователя в год - не настолько простая модель, как хотела бы изобразить Sun, и тем не менее простой и ясный ценовой план является ее крупным достоинством. Вместо того что бы использовать ценовые схемы как метод запутывания конечных пользователей, можно сделать цены реальным критерием для сравнения продуктов. Думаю, что и другим производителям не стоит уходить от разработки ценовых программ, понятных корпоративным пользователям. Три названных нами фактора - эволюция, революция и новаторство - выдержали проверку временем и помогли компаниям достичь успехов в трудном экономическом климате и острой рыночной конкуренции. И очень радует, что все они продолжают жить и здравствовать.

Почтовый адрес главного редактора eWeek Эрика Ландквиста -eric_lundquist@ziffdavis.com.

Версия для печати