КОНФЕРЕНЦИИ

К итогам конференции "Перспективные технологии и успешный бизнес" (IT-Форум’2003)

Видимо, есть смысл время от времени выдергивать ИТ-специалистов из привычной обстановки, чтобы они могли взглянуть на свои проблемы шире и как бы со стороны. Шестая конференция "Перспективные технологии и успешный бизнес" (IT-Форум’2003, www.it-forum.ru), проходившая 22-23 октября в подмосковном пансионате "Бор" и организованная редакцией издания CRN/Russian Edition (CRN/RE, www.crn.ru) и Центром бизнес-мероприятий "СК Пресс" (Business eXchange) при генеральном спонсорстве Hewlett-Packard (www.hp.ru) и Национальной компьютерной корпорации (НКК, www.ncc.ru), отличалась от пяти своих предшественниц (см. первые страницы PC Week/RE, N 11/2000, /2001, /2002, /2002 и /2003) тем, что впервые в ее работе приняли участие представители заказчиков (около 20% приглашенных), т. е. тех предприятий и организаций, ради интересов которых ИТ-проекты, собственно говоря, и реализуются.

Марина Никитина - идейный вдохновитель

и главный организатор IT-Форума

В пленарных и секционных заседаниях конференции - последние проходили четырьмя параллельными потоками - приняли участие 325 человек, в том числе примерно 280 москвичей и 45 специалистов из 32 нестоличных городов. Лейтмотив большинства выступлений был примерно таков: надо переходить от реактивных действий (т. е. действий, являющихся естественной реакцией на уже известные изменения окружающей среды) к проактивным (т. е. направленным на предупреждение форс-мажорных обстоятельств). Образно говоря, мы должны не столько совершенствовать системы пожаротушения, сколько предпринимать меры, сводящие к минимуму саму вероятность пожаров. Можно привести еще одну аналогию: почти всегда выгоднее следить за здоровьем, чем тратиться на дорогостоящее лечение запущенных болезней. Казалось бы, рекомендации просты, но многие ли в суете повседневных дел им следуют?

Издатель ИТ-группы "СК Пресс" Николай Федулов -

ведущий круглого стола "Имеет ли смысл экономить

на информационной безопасности"

В связи с этим много внимания было уделено вопросам безопасности (в том числе катастрофоустойчивости) центров обработки данных (ЦОД). Основных вариантов здесь три. Первый - хранить корпоративные данные не в офисе штаб-квартиры, а в достаточно удаленном и надежно защищенном (от террористических атак, а также природных и техногенных катастроф) месте. Вроде бы заманчиво, но если основной центр будет разрушен, то обрабатывать накопленные данные станет, попросту говоря, не на чем. Второй подход - содержать в надежном месте не только устройства хранения данных, но и находящиеся в "холодном" резерве вычислительные мощности, дабы персонал в случае необходимости мог быстро вернуться к исполнению своих обязанностей. Однако практика показывает, что с разрушением основного ВЦ персонал в лучшем случае оказывается заблокированным в районе происшествия. Поэтому более высокую степень катастрофоустойчивости демонстрирует третий вариант: резервный ВЦ постоянно находится на боевом дежурстве, а его персонал работает практически параллельно с основным. Разумеется, при этом должны дублироваться и линии связи, соединяющие оба ВЦ. Более того - эти линии связи должны принадлежать разным операторам, ни в коей мере организационно не связанным между собой.

Президент OCS, вице-президент по стратегии НКК

Максим Сорокин (слева) и Роберт Белльманн обсуждают

 методы продвижения торговых марок

Как выяснилось на конференции, законченное катастрофоустойчивое решение такого рода пока может предложить лишь IBM. Причем на основе мэйнфреймов, в развитие которых она по-прежнему вкладывает огромные деньги. И этим решением уже заинтересовался Центробанк РФ. По словам заместителя председателя Центробанка, директора департамента информационных систем ЦБ РФ Михаила Сенаторова, его ведомство начало работать над идеей катастрофоустойчивых решений еще в 2000 г. Однако активные шаги стали предприниматься лишь после трагических событий, произошедших в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

Владимир Логинов с блеском отбил все

нападки сторонников открытых систем и показал,

что есть немало областей, в которых мэйнфреймы

стаются вне конкуренции

Вообще говоря, одним из интереснейших круглых столов, проходивших в рамках форума, оказалась состоявшаяся буквально под занавес битва гигантов под названием "Кластеры против мэйнфреймов. Соревнование идеологий построения многопроцессорных систем". На ней - под председательством генерального директора аналитической компании Elashkin Research Михаила Елашкина - в интеллектуальной схватке сошлись высокоэрудированные представители Kraftway Computers (вице-президент по технологиям Ренат Юсупов), Fujitsu Siemens Computers (глава московского представительства Александр Казин), HP (руководитель отдела подготовки технических решений ESG Александр Старыгин), IBM (директор департамента больших систем IBM EE/A Владимир Логинов), Sun Microsystems (менеджер по маркетинговым программам московского представительства Михаил Попов) и ряда других уважаемых фирм. Надо отдать должное представителю IBM - он с блеском отбил все нападки сторонников открытых систем и показал, что есть немало областей (прежде всего - системы массового обслуживания), в которых мэйнфреймы остаются вне конкуренции.

Во время форума было

проведено 23 круглых столов

Интересным оказался круглый стол "Оперативное управление ИТ-инфраструктурой. Современные подходы к построению служб ИТ", проведенный главным редактором Intelligent Enterprise Константином Зиминым. Из прозвучавших на нем выступлений особенно запомнились парадоксальные на первый взгляд слова вице-президента "Ай-Теко" Григория Попова: "В свое время Маргарет Тэтчер заинтересовалась, почему многие британские компании, имеющие весьма скромные ИТ-бюджеты, развиваются значительно лучше тех, которые тратят на ИТ-инфраструктуру огромные деньги. В результате проведенного расследования и обобщения огромного статистического материала выяснилось, что главную роль в успехе (или неуспехе) ИТ-инвестиций в бизнес играют вовсе не инструменты информатизации, или, проще говоря, конкретные ERP-системы, а то, как на предприятии выстроены 12 вполне определенных процессов". Что это за процессы, написано в соответствующих книгах - библиотеке лучшего мирового опыта использования ИТ - IT Infrastructure Library (ITIL), разработанной и изданной на английском языке по заказу Британского правительства. Недавно "Ай-Теко" получила права на издание ITIL на русском языке, и в ближайшее время планируется перевод и издание основных книг, входящих в библиотеку.

В перерыве

Впрочем, все круглые столы, на которых мне удалось присутствовать, были по-своему интересны: даже те, в которых на одного регионального реселлера (ну никак не рискующего продвигать многофункциональные офисные устройства) пришлось аж три оппонента - в виде ведущих менеджеров фирм-поставщиков этих самых устройств: HP, Lexmark и Xerox. "Что ты теряешься? - говорили совладельцу магазина независимые участники дискуссии "Персональные лазерные принтеры или МФУ?" (ведущий - редактор CRN/RE Алексей Перегудов). - Объявляй сейчас же среди вендоров тендер на лучшую маркетинговую программу по стимулированию реселлеров!" Круглым столам, проходившим в рамках секций "Серверные решения", "Управление ИТ-инфраструктурой", "Интегрированные системы управления предприятием", "Секция для ИТ-реселлеров", "Системы хранения данных", "IP-телефония" и "Информационная безопасность", предшествовали пленарные заседания по следующим темам:

· "Адаптивная инфраструктура - будущее информатизации" (докладчики - Роберт Белльманн, генеральный директор НР в России, и Александр Старыгин, руководитель отдела подготовки технических решений ESG, подразделения корпоративных компьютерных систем НР);

· "Крупные ИТ-проекты. Централизация или децентрализация?" (Антон Цыценко, председатель совета директоров НКК);

· "Вопросы безопасности ИТ-систем" (Михаил Сенаторов, заместитель председателя Центрального банка РФ);

· "Крупные ERP-проекты глазами заказчика и партнера" (Дмитрий Висков, руководитель отраслевого ERP-проекта МПС РФ, и Леонид Винокуров, заместитель председателя совета "Техносерв А/С").

После пленарных заседаний, проходивших под председательством издателя CRN/RE Марины Никитиной, в первый день осеннего IT-Форума - состоялась торжественная церемония вручения наград 25 лучшим управляющим российских ИТ-компаний, выявленных путем опроса топ-менеджеров ведущих фирм-поставщиков и ряда независимых экспертов (опрос также был организован редакцией CRN/RE - см. CRN/RE, N 15/2003, с. 30-57). Было сообщено, что CRN/RE приступает к очередному определению лучших региональных менеджеров, чествование которых состоится весной 2004 г. во время седьмого IT-Форума, который по традиции будет посвящен не столько технологическим проблемам (как осенние форумы), сколько вопросам управления бизнесом.

Версия для печати